К 60-летию ВИКТОРА АВИЛОВА

May 19, 2013 14:04

Об истории проекта «МОЛЬЕР»

(Работа над телеверсией легендарного юго-западного спектакля)
Осенью 2003 года несколько зрителей Театра на Юго-Западе (Наталья Городецкая, Андрей Ильин, Ольга Климова и др.) объединились и на свои деньги пригласили съемочную группу с телевидения, чтобы записать телеверсию спектакля «Мольер». Театр дал разрешение. Руководитель съемочной группы Леонид Насветников по результатам пробной съемки пришел к выводу, что по техническим причинам снимать придется при так называемом заполняющем освещении с последующей компьютерной обработкой отснятого материала. Режиссером телеверсии стал Виктор Авилов, основными операторами - телевизионщики Леонид Насветников, Юрий Костандогло, а также Денис Лямин из Театра на Юго-Западе; для съемок прогона спектакля 12 мая были приглашены еще двое операторов с телевидения. Съемки с перерывами тянулись полгода - с января по июль 2004-го; снимали отдельными эпизодами с множеством дублей.
Основным критерием, ключевым словом на площадке для Виктора Авилова оставалось понятие «красиво». Балетная красота жеста, геометрически правильные линии «кордебалета», ритм огней, даже красота бликов на объективе, превращающая технический брак в произведение искусства… И, конечно, выдающиеся актерские работы.
Авилов тщательно продумал расстановку камер и принес на площадку готовые схемы, он сам выставлял операторам кадр и перестраивал под камеру мизансцены, выбирал освещение так, чтобы, по возможности без компьютерного вмешательства, создать для камер эффект темноты... Приглашенный с телевидения режиссер Леонид Насветников поначалу критически отнесся к идее, что съемкой вместо него будет руководить актер. Но когда увидел готовый материал первого съемочного дня, то настолько был поражен, что решил даже показать его своему вгиковскому профессору. Тот посмотрел и сказал: «Здесь есть кадры, снятые на грани гениальности». Вот так вопрос о верховенстве на площадке был решен, и Леонид остался в группе только оператором.

Первоначально предполагалось, что материал, профессионально отснятый с пяти камер при полном освещении, этими же профессионалами будет смонтирован и «доведен до ума», т.е. откорректирован по цвету и уровню освещенности так, чтобы «на выходе» получился тот «спектакль из музыки и света», который давно стал театральной легендой.
Однако в итоге и съемочная группа, и другие люди, которые профессионально делают монтаж и постпродакшн, отступились в виду крайней сложности творческого задания, к счастью, оставив нам техническую возможность самостоятельно продолжить начатое.
Что мы и стали делать по мере сил, совершенствуя свои навыки в монтаже, цветокоррекции и композитинге.
Закончив монтаж, мы в 2008 году перешли к постпродакшн. Для понимания специфики работы: необходимо тщательно и кропотливо отрисовать и модифицировать практически каждый кадр (в секунде их 25). Данный процесс называется композитингом. Таким образом, на компьютере воссоздается вручную «канонический» свет спектакля. Надо обработать около тысячи планов (план - это коротенький кусок отснятого материала между монтажными склейками; его продолжительность - от секунды до нескольких минут). Для сравнения: это примерно четверть двухсерийного блокбастера «Обитаемый остров» с его многомиллионным бюджетом. Еще для сравнения: чтобы перерисовать один черно-белый фильм в цветной, бригаде специалистов по компьютерной графике нужно непрерывно работать в течение года. Зарплата одного композитчика при этом оставляет 300-400$ в день. Наша маленькая творческая группа, состоящая из двух волонтеров (Ольга Климова и Олеся Гордеева), не теряет оптимистического настроя.

В качестве иллюстрации можно посмотреть скриншоты, сделанные до и после обработки одних и тех же планов:
До обработки:


После цветокоррекции:


До обработки:


После цветокоррекции и композитинга:


Московский театр на Юго-Западе
МОЛЬЕР
(1980-2004)
(По пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош»
и роману «Жизнь господина де Мольера»)

Спектакль в двух действиях
Действующие лица и исполнители телевизионной версии 2004 г.
ЖАН-БАТИСТ ПОКЛЕН де МОЛЬЕР - з. а. РФ Виктор АВИЛОВ
МАДЛЕНА БЕЖАР, актриса - з. а. РФ Ирина БОЧОРИШВИЛИ
АРМАНДА БЕЖАР де МОЛЬЕР, актиса - Елена ШЕСТОВСКАЯ
МАРИЭТТА РИВАЛЬ, актриса - Надежда БАДАКОВА
ШАРЛЬ-ВАРЛЕ де ЛАГРАНЖ - з.а. РФ Виктор БОРИСОВ
ЗАХАРИЯ МУАРРОН - Алексей МАТОШИН
ФИЛИБЕР де КРУАЗИ, актер - з. а. РФ Александр ЗАДОХИН
ЖОДЛЕ, комический актер - з. а. РФ Валерий ДОЛЖЕНКОВ
Актеры труппы Мольера - Евгений СЕРГЕЕВ, Тамара КУДРЯШОВА
ЖАН-ЖАК БУТОН, слуга Мольера - з. а. РФ Михаил ДОКИН
ЛЮДОВИК ВЕЛИКИЙ, король Франции - Валерий ЧЕРНЯК
МАРКИЗ д'ОРСИНЬИ по прозвищу «Помолись» - н. а. РФ Валерий АФАНАСЬЕВ
МАРКИЗ де ШАРРОН, архиепископ Парижа - з. а. РФ Алексей ВАНИН
БРАТ СИЛА, монах Кабалы - з. а. РФ Владимир КОППАЛОВ

Режиссер - н. а. РФ Валерий БЕЛЯКОВИЧ
Звукорежиссер - з. р. к. РФ Анатолий ЛОПУХОВ
Световое оформление - з. р. к. РФ Вячеслав КЛИМОВ
Костюмы - Лариса ФИЛАТОВА, з. а. РФ Ирина БОЧОРИШВИЛИ,
Александр ПУШКИН, Екатерина ОКУНЬКОВА

В спектакле использована музыка Жана-Мишеля Жарра
Первый прогон состоялся 31 мая 1980 года
Последний спектакль (памяти В. Авилова; роль Мольера исполнял В. Белякович)
состоялся 23 сентября 2004 года

Продолжительность спектакля 2 часа 30 минут

Режиссер-постановщик телеверсии - з. а. РФ Виктор Авилов
Оператор-постановщик - Леонид Насветников
Операторы - Юрий Констандогло, Денис Лямин
Монтаж - Илья Иванов, Ольга Климова
Цветокоррекция - Юрий Годарин
Композитинг - Олеся Гордеева, Ольга Климова

Виктор Авилов

Previous post Next post
Up