Современное увлечение чайными церемониями - дань моде на восточную экзотику - отозвалось множеством интересных этнографических работ, описывающих историю чая, технологию его заваривания, вкусовые качества сортов, процедуру чаепития по-восточному, в отличие от английской и русской традиции. По ироничному замечанию японского писателя, это «буря в чашке чая», при всей умиротворенности чайного таинства.
Важно понять, как в чайной церемонии воплощены философские основы ментальности, этические, эстетические приоритеты определенных культур.
Идущие из древности ритуальные акты, к которым можно отнести и чайную церемонию, имеют специфичную семантику мировоззренческих имитаций, в них смыслы бытия находили своеобразное отождествление: «Этот исторический смысловой шифр к природе и к жизни, (…) оказался культурной ценностью, результатом «производства идей», духовным инвентарем, пошедшим в пользование новой идеологии и новой культуры». Обряды были тождественны миропониманию древних. А затем становились метафорой реальности. Такие «дубликаты», в частности неизменная форма чайной церемонии, становились эмоционально-смысловыми шифрами отношения к миру, и как следствие, реальностью особого рода, отражением совершенного и переосмысленного действия. Эта форма, запечатлевающая перекодированное сознание, создает условия для интерсубъективной коммуникации как возможность приобщения к философскому смыслу совершаемой церемонии (Смысл бытия // знак / ценностная знаковая реальность). И одновременно понимание смысла ритуала - условие межкультурной коммуникации, ибо чай - один из самых распространенных во всем мире напитков.
Приготовление целебного снадобья из листьев чайного куста известно в Китае с глубокой древности и упоминается в связи с именем китайского мыслителя Лао-цзы (т.е. 5-6 в до н. э.), полное признание и «узаконение» в Поднебесной чай получил в 8 веке в эпоху Тан, когда «апостол чая» Лу Юй написал трёхтомный трактат «Священная книга о чае» (другой вариант перевода - «Канон чая»). Уже тогда чайная церемония понималась не только как чаепитие, а именно как время, потраченное на таинство осмысления бытия и воспитание духа путём постижения изысканного вкуса чая. Чайный лист приобретает значимость поистине «философского листа» (перифраз «философского камня»). Какие учения (教) мы можем прочесть на нём, на этом чистом листе для нас?
Прежде всего в китайской технологии приготовления и употребления чая воплощены основы натурфилософии древнего Китая. Согласно космогоническим мифам, первоначальная единая субстанция «ци» разделилась на два начала: «ян» (светлое, активное, творческое, мужское, небесное) и «инь» (тёмное, пассивное, принимающее, женское, земное) - они поддерживают гармоническое равновесие в мире. Силы Инь и Ян, «+» и «-», постоянно сменяют друг друга, взаимоопределяя и дополняя друг друга. Символический смысл этого «ритуала» выражен в переворачивании чашечек и вкушении энергий Инь и Ян”, при использовании тайваньского способа чаепития (Китайская чайная церемония?).
Миропорядок в китайской натурфилософии (зафиксированный, например, в системе Фэн-шуй) определяли «пять первостихий» (в качестве понятий, денотатов, а не предметов), как сказано в книге «Шу цзинь»: «Первое начало - вода , второе - огонь, третье - дерево, четвертое - металл, пятое - земля». Эти стихии соответственно обладают свойствами течь вниз, подниматься вверх, сгибаться, изменяться и принимая посев, давать урожай. В чайном ритуале последовательно сменяются состояния, в ней присутствуют предметы пяти начал. Вода для чая специально выбирается, чаще дождевая или из горных источников, затем нагревается на огне, добытом из древесного угля (тепло поднимается вверх), в металлической посуде и затем заливается (течет вниз) в керамический специальный чайник (глина, земля), куда помещены листья чайного куста (растение, дерево). Чай - это взаимодействие огня, воды, чайного листа, пространств и состояний. Все эти составляющие должны быть сбалансированы спокойной безмятежностью внимательности человека, заваривающего чай. «Ритм взаимодействия листа чайного дерева, правильно приготовленной воды, огня, посуды и проявленного в почтительности человеческого внимания меняют качество восприятия этого мира. Чайная церемония даёт возможность «здесь и сейчас» соприкоснуться с живой реальностью и с мудростью древности».
Продолжение следует...
- В.Б. Носкова -