Наиболее явно личное покровительство Тоётоми Хидэёси повлияло на становление мастерской Раку в Киото.
В эпоху Момояма (1568 - 1600) в Киото и его окрестностях началось активное строительство, связанное с расцветом фортификационной архитектуры во время военных действий эпохи Сэнгоку (XV-XVII вв.), а также нуждами реставрации пострадавших во время войны дворцов и храмов. Одной из мастерских, обеспечивавших киотоское строительство, была мастерская Танака Тёдзиро: (? - 1589), выходца из семьи континентальных иммигрантов. Сэн-но Рикю:, ставший мастером чайной церемонии при дворе Тоётоми Хидэёси в 1582 г., после основания замка Осака в 1585 г. начал поиски керамических мастерских в окрестностях замка для обеспечения нужд чайной церемонии. Обратив внимание
на своеобразную красоту архитектурного декора мастерской Танака Тёдзиро:, Сэн-но Рикю: предложил мастеру изготовить несколько чаш 茶碗 тяван для церемонии тя-но ю.
Чаши мастерской Раку (рис. 1), так же как и другие изделия (курильницы, коробочки для благовоний 香合 ко:го:, сосуды для воды 水差し мидзусаси и проч.) отличались ручной формовкой, что обусловило их неправильные, свободные формы. Опыт мастера Тёдзиро: в создании скульптурных деталей архитектурного декора способствовал пластической свободе и выразительности форм. Использование легкоплавких свинцовых глазурей (в основном черной, красной, белой, зеленой и желтой) со своеобразной неровной поверхностью также придавало декору ощущение непреднамеренности, случайности, высоко ценившейся в эстетике 侘び ваби и 寂び саби.
Соавторство Сэн-но Рикю: с керамистами мастерской Танака Тёдзиро: и его преемником Танака Со:кэй (1535 - ?) привело к созданию керамики, признанной в конце XVI в. наиболее совершенным выражением духа чайной церемонии 侘び茶 ваби-тя. Изделия были представлены Тоётоми Хидэёси и снискали его расположение. Согласно традиционной версии, название 楽 раку («удовольствие», «наслаждение») было пожаловано керамике этих печей самим Тоётоми Хидэёси и происходит от названия дворца Дзюракудай (聚楽第) в Киото, рядом с которым находились мастерские. Название изделий стало наследственным именем гончаров.
Важно также, что мастерская Раку стала родоначальником целой группы мастерских, работавших в сходной технике и эстетике, оказывая влияние на другие мастерские через ученичество, разделение семей и подражания. Мастерские Охи, к примеру, появились 1666 г., когда по случаю проведения чайной церемонии для княжеского дома Маэда был приглашен знаменитый мастер чайной школы Урасэнкэ - Сэн-но Со:сицу (1622 - 1697). По данным, приведенным Р. Йеллиным на сайте Japanese Pottery Information Center, первый мастер Тё:дзаэмон прибыл в провинцию вместе с Сэн-но Со:сицу и организовал там керамическое производство.
Близость к технологической и эстетической традиции мастерской Раку в Киото объясняется не только преемственностью эстетической традиции внутри чайной школы, ведущей свое происхождение от Сэн-но Рикю:, но и тесными связями этих мастерских. Морган Пителка, рассматривая становление киотоских мастерских Раку как семейного предприятия, пишет о трудностях, с которыми столкнулся мастер Раку Итиню: (1640 - 1696), унаследовавший семейную мастерскую в возрасте 17 лет после смерти своего отца. Не имея достаточного опыта для самостоятельной работы, Раку Итиню: обратился к опытному мастеру Микава Тё:дзаэмон (1631 - 1712) из провинции Кавати. Вероятно, Тё:дзаэмон не только помог наладить и поддерживать производство в мастерских Раку, но и оказал влияние на сложение индивидуального стиля Раку Итиню:. В то же время Тё:дзаэмон перенял технологию формовки, глазурования и обжига в мастерской Раку и творчески осмыслил этот опыт.
Продолжение следует...
Автор: Егорова А.А.
Первая часть