«Росистая земля» - родзи…III

Oct 20, 2016 18:58

От цубо - к родзи

При восстановлении Киото после разрушительных войн XV века простолюдинам отводились под строительство домов узкие длинные участки земли. Дома, строившиеся на них (матия), были обращены узкими фасадами в сторону улицы. Из-за своей формы они назывались «норы угря». Как правило, в передней их части размещались лавки, мастерские и жилые помещения, а в глубине устраивался маленький садик «цубо-нива», к которому вдоль всего дома вела узкая дорожка. Для хозяев этот садик был истинным оазисом среди переполненного города, привносившем в него дыхание природы. При желании его можно было использовать и для проведения чайных церемоний.




Сад цубо, облюбованный ещё аристократами Хэйан, в чайных садах XVI века разделился на две части: передний цубо (омотэ-но цубо-но ути) и боковой цубо (ваки-но цубо-но ути). В то время как передний цубо, являвшийся прекрасной средой для чайной церемонии, играл роль «убежища отшельника среди города», боковой цубо выполнял конкретную функцию организации тя-но ю в соответствии с её основной целью. Это хорошо видно по плану участка Сакайясики мастера чайной церемонии Такэо Дзёо. Вдоль одной из сторон тясицу там проходила галерея - энгава, перед которой располагался передний сад, слева же (на плане - справа) примыкал боковой цубо. Оба цубо образовывали самостоятельные замкнутые пространства, а за стеной высились сосны.

Пространство переднего цубо композиционно являлось как бы продолжением тясицу, отделяясь от него только узкой энгавой. Конечно, оно было необходимо для освещения и проветривания помещений, но для вабитя это пространство служило, прежде всего, местом встречи с природой.

В то же время боковой цубо представлял собой оконечную часть длинной дорожки, которая тоже называлась родзи, но записывалась другими иероглифами. Она вела от входа на участок и служила преддверием чайной комнаты - тясицу. Если передний цубо служил для созерцания, то боковой - для прохождения через него по пути на чайную церемонию. В боковом цубо имелось три входа-выхода. Родзи шла к главному входу, с противоположной стороны располагался служебный вход, а в средней части дорожка вела на энгаву, где находился вход в тясицу. Эта дорожка, ведущая гостей через боковой цубо в тясицу, послужила основой для появления идеи прохождения через чайный сад. Ещё несколько лет - и оба цубо будут объединены в один чайный сад - родзи, сад «росистой земли». На подобных крошечных территориях, полтора татами передний цубо полтора - боковой, начинался процесс становления чайного действа, пережившего века. Поистине, надо обладать способностью «В одном мгновенье видеть вечность, / Огромный мир - в зерне песка, / В единой горсти - бесконечность / И небо - в чашечке цветка» (В. Блейк), чтобы на площади примерно 2,5 кв.м, что и составляет полтора татами, ощутить бесконечность и величие природы.

Благодаря объединению переднего и бокового цубо в родзи ярко проявилось настойчивое стремление иметь особое пространство для чайного действа. По-видимому, именно эта отчётливая целенаправленность и функциональность, обеспечивающая проведение тя-но ю, придаёт родзи своеобразие, отличающее его от других японских садов.

...Продолжение следует...
Автор: А.Б. Зайцев
Первая часть
Вторая часть
Previous post Next post
Up