Основные принципы и императивы творчества в дзэн-буддизме

Oct 20, 2016 18:53

Составление целостных классификаций, сколько бы ни было полных и исчерпывающих списков ключевых эстетических принципов дзэн буддизма, в рамках самого течения лишено смысла, так как оно представляет собой скорее не философскую доктрину, не стройную теоретическую концепцию, но особый способ видения, мировосприятия и мироощущения. Истина в дзэне изначально не подается рациональному осмыслению, теоретическому анализу, всевозможным классификациям и вербальному выражению.

Так К. Кирквуд писал: «Дзэн не основывается на письменных источниках, не имеет разработанной философии. В сущности, он почти антифилософичен, ибо делает упор на значении постижения истины, которая возникает как озарение, а не вследствие изучения сочинений других людей».




Именно самобытное видение и мировоззрение японцев, насыщенное духом дзэн буддизма и определяет уникальную живопись, поэзию, различные церемонии, садовое и боевое искусство, разнообразные ремесла и психопрактики, а также их повседневную, обыденную жизнь. В связи с органической антифилософичностью дзэн буддизма, в Японии отсутствовала эстетика, как сложившаяся теоретическая система, а основные категории, правила и принципы формировались путем осознания, обобщения и закрепления наиболее эффективных средств и приемов художественного творчества.

В то же время живая и динамичная система основных эстетических принципов в дзэн буддизме складывалась путем свободного заимствования и преобразования отвечающих его духу основных законов и категорий китайской эстетики, а также посредством непосредственного воплощения фундаментальных идей дзэн буддизма и всех формирующих его философских течений.

Одним из первых попытку теоретического осмысления и выделения основных принципов и законов живописи предпринял китайский художник, теоретик искусства и поэт Гу Кайчжи (344-406). Данная универсальная матрица, предложенная одним из основателей китайской живописи, впоследствии дорабатывалась совершенствовались художниками и теоретиками искусства:

1. Шэньцы - одухотворённость.
2. Тяньцюй - естественность.
3. Гоуту - композиция живописного произведения.
4. Гусян - постоянная основа, то есть структура произведения.
5. Мосе - следование традиции, памятникам древности.
6. Юнби - высокая техника письма тушью и кистью.

При этом три принципа отражали смысловое содержание художественного творчества:

• «Шэньцы» - одухотворенность,
• «Тяньцуй» - естественность,
• «Мосе»- следование традиции,

а три оставшиеся, в большей мере, относились к композиции, структуре и технике живописного произведения.
При этом, по мнению Гу Кайчжи, главная цель художника состояла в реализации первого принципа и передаче сущности и основного духа изображаемого объекта.

Данные принципы легли в основу знаменитых шести законов китайской живописи (люфа), предложенных в V веке художником и теоретиком Се Хэ, которые послужили идейной основой и смысловой матрицей восточного искусства, определив пути его дальнейшего развития.

1. Одухотворённый ритм живого движения (кит. ци юнь шэн дун).
2. Структурный метод пользования кистью.
3. Соответствие изображения роду вещей.
4. Применения красок сообразно с объектом.
5. Соответствие расположению вещей.
6 . Следование древности, копирование.

В данной системе три закона также выражали содержание и смысловую нагрузку процесса изобразительного творчества:
• одухотворённый ритм живого движения,
• соответствие изображения роду вещей,
• следование древности, копирование,
а три касались структурных и технических методов пользования кистью, применения красок сообразно с объектом и соответствия расположению вещей.

Се Хэ динамизировал, оживил систему принципов своего предшественника, привел их в большее соответствие со спецификой, структурой и сущностью изображаемого объекта. При этом Се Хэ особо подчеркивал имманентность и ключевой характер первого принципа: «Структурный метод пользования кистью» и вообще последние пять законов можно постичь. «Одухотворенный ритм живого движения» присущ (художнику) от рождения». Обращает внимание, что он также предложил именно 6 принципов, желая подчеркнуть их универсальность соразмерностью с шестью линиями гексаграммы И- цзин, отражающей представление о космогенезе и строении мироздания в китайской философии.

Сунский художник Лю Дао-чунь (11 в.) предложил свой вариант люфы - шести принципов живописи:

1. Одухотворенная и гармоничная сила.
2. Очертания и формы должны быть отстоявшимися, традиционными.
3. Изменчивость и неповторимость, созвучные сути (вещей).
4. Мерцание размывов цвета.
5. Движения (кистью) - непроизвольные, естественные.
6. В подражании и обучении отбрасывай слабости (учителей).

Из данного списка можно также выделить три содержательных, философско-эстетических принципа:

-Одухотворенная и гармоничная сила.
-Изменчивость и неповторимость, созвучные сути.
-В подражании и обучении отбрасывай слабости.

Поэт Фудзивара Тэйка (1162-1241) выделял четыре базовых поэтических принципа:

• усинтай («глубина сердца», эмоциональное напряжение), который среди всех является важнейшим,
• котосикарубэкиё (естественность, согласованность с природой),
• рэйё (грациозность, изящество),
• югэн (тишина, спокойствие).

Японский поэт и буддистский монах Ёсида Кэнко (1283-1350) руководствовался в своей поэзии такими близкими современной эстетике принципами как:

• естественность,
• простота,
• несовершенство,
• асимметрия.

Ключевые принципы чайной церемонии были впервые предложены ее создателем Мурата Дзюко (Сюко) (1423-1502), который рассматривал ее как воплощение пути дзэн-буддизма, как одну из форм медитации и духовной практики. Под влиянием своего наставника дзэн-буддийского монаха, поэта и художника Иккю Содзюна, он наполнил, уже существующую, заимствованную в Китае, чайную церемонию духом и эстетикой дзэна.

«Если не знаешь вкуса дзэна, - писал автор «Записок о дзэнском чае» Дзякуан Сонтаку, - то не узнаешь и вкус чая».

В основу церемонии Марата Дзюко положил идею ваби-тя (wabi-cha), идею простоты и естественности, которая основывалась на уже существующем понятии ваби-суки (wabi-suki) , где ваби буквально означало "одинокий"или "безыскусный", а суки- понималось как «ценимое» или "художественное". При этом, как считал Дзякуан Сонтаку, эстетический принцип безыскусного и «недостаточного» ваби наполнялся буддистским смыслом, а его твердое сохранение , гарантировало то, что у участника чайной церемонии не могли родится такие грехи излишества, как беспутство, алчность или гнев.
Марата Дзюко предложил четыре ценности, которые послужили смысловыми и регуляторными принципами чайной церемонии:

1. Кин (kin) - форма смиренного благоговения.
2. Кэй (kei) - уважение к еде и питью.
3. Сэй (sei) - чистота тела и духа.
4. Дзи (ji) - спокойствие и свобода от желаний.

В следующем столетии мастер чайной церемонии Сэн-но Рикю (1522 - 1591), продолживший традицию ваби-тя, ввел концепцию ити-го ити-э (ichi-go ichi-e) «единственное собрание в жизни», подчеркивающую безусловную ценность, заветность и уникальность каждой встречи и предложил четыре принципа, определяющие дух и смысл искусства чаепития:

1. Гармония Ва (wa) - предполагает внутреннее единство между участниками церемонии, гармонию между человеком и природой, упорядоченность мироздания, единодушие в отношениях между людьми, атмосферу интимной задушевности и взаимопонимания, внутреннюю уравновешенность, сбалансированность и ритмичную упорядоченность всех вещей, чувств, мыслей и движений.

2. Почитание Кэй (kei) - уважительное отношение к собравшимся в чайной комнате, к самому себе, ко всем действиям и окружающим вещам. Видение во всем окружающем проявление изначальной, совершенной природы Будды.

3. Чистота Сэй (sei) - чистота физическая и духовная, отношение ко всему с чистым сердцем и помыслами, атмосфера чистоты и здоровья, соблюдение всех процедур омовения и очищения.

4. Спокойствие Дзяку (Jaku) - внутренний и внешний покой, душевное равновесие, внутренняя тишина и пустота, позволяющие проникнуть в сущность вещей.

В свою очередь М. Басе (1644 - 1694), который насытил поэтическое творчество духом и философией дзэн-буддизма, предложил три взаимосвязанных эстетических принципа или правила написания хокку:
- саби (изящная простота),
- сиори (сотрадание и ассоциативность)
- хосоми (тонкость и глубина проникновения),
а позже каруми (легкость) особо подчеркивая при этом важность принципа недосказанности. При этом данные поэтические принципы представляют скорее эстетические категории и идеалы, порожденные изнутри потока художественного творчества, чем воплощенные философские основания.

Позже в эпоху Цинь, китайский поэт Хуан Юэ (1750-1841) предложил два свойства подлинного произведения искусства или принципа художественного творчества.

1. Ци юнь (одухотворенный ритм), который проявляется «как звук, что гнездится в струне».
2. Дань (пресность, бескрасочность) - простота и безыскусность, которые выступают как атрибуты дао.

Японский философ и искусствовед Хисамацу Сэнъити (Shinichi Hisamatsu) (1889 - 1980) путем дедукции и широко обобщения выделил 7 важнейших характеристик или принципов чаньской и дзэнской культуры, которые он представил в 1957 году в цикле лекций, прочитанных в Гарвардском университете.

1. Асимметрия (кит. bu-junqi; яп. fukinsei) - неровность, неравномерность, нарушение совершенства и регулярности.

2. Простота (кит. jiansu; яп. kanso) - ясность, чистота, отсутствие беспорядка, хаотичности или излишних подробностей.

3. Строгость (кит.kugao; яп.kоkо) - вызревший, выдержанный, пропитанный.

4. Естественность (кит.ziran; яп. shizen)- отсутствие искусственности.

5. Глубина (кит.youxuan; яп. yûgen) - глубина содержания, сохранение скрытых потенций вместо поверхностного выражения.

6. Свобода (кит.tuosu; яп.datsuzoku) - независимость и свобода от условностей, отстраненность и беспрепятственная, чистая гибкость.

7. Спокойствие (кит.jingji; яп. seijaku) - освобождение от шума, сохранение внутреннего покоя и тишины.

Продолжение следует...
Автор: Сергей Марков

Мурата Дзюко, эстетика, философия, дзен, Япония, Сэн-но-Рикю, Китай

Previous post Next post
Up