Один из древнейших терминов, который отражает всю полноту взаимодействия человека с чаем и глубочайшую степень посвящения практике чая - ча дао (путь чая).
Впервые эти два иероглифа были упомянуты вместе в гимне «Гимн питию чая, подтрунивая над начальником округа Цюэ Данем» буддийского монаха и поэта времен династии Тан (618-907гг.) - Цзяо Жаня (годы жизни достоверно не известны, гимн был составлен примерно в 785г.), который автор написал своему другу Цюэ Даню, начальнику округа Хучжоу (современная провинция Чжэцзян). В гимне говорится: «Кто знает, что в ча дао заключена вся полнота истины? Только Дань Цю знал это». Дань Цю - легендарный небожитель-сянь времен династии Хань (другое имя Хуаншань Цзюнь), который, согласно преданию любил пить чай.
Среди исследователей чайной культуры нет единого мнения относительно того, как определять ча дао. Чжуан Ваньфан в своей монографии «Статьи по истории китайского чая», которая единогласно признается классической среди китайских исследователей, так определяет содержание бинома ча дао: «Ча дао - это вид церемонии, в которой через питие чая людей обучают правилам поведения и осуществляют нравственное воспитание». То есть Чжуан Ваньфан прямо говорит, что ча дао - это церемония (или обряд). Однако это мнение разделяют далеко не все исследователи.
Профессор Ван Лин дает такое определение: «Так называемое ча и (чайное искусство/церемония) - это процесс приготовления и употребление чая, возведенное до уровня искусства. Оно включает в себя выбор чая, сбор воды, приготовление и употребление чая, выбор посуды и тому подобное. Ча дао - это духовные идеи, эстетические представления, философия жизни и т.д., которые пронизывают указанные выше процессы». То есть для нее ча дао принадлежит к сфере идеологии, а непосредственное ее воплощение в определенной последовательности действий она называет ча и, о котором речь пойдет ниже.
Дин Вэнь дает такое определение: «Ча дао - это вид мастерства в сфере культуры, в котором содержанием является употребление чая; это прекрасный синтез всего, что касается собственно чая и традиционной культуры; это соблюдение этикета в социальных коммуникациях; это средство духовного и физического совершенствования и нравственного воспитания». В определении Дин Вэня усматривается очевидная неопределенность, является ли ча дао собственно последовательностью действий, которую можно было бы назвать церемонией или же под этим понятием подразумевается некая духовная, идеологическая составляющая.
Выдающиеся тайваньские исследователи Цай Жунчжан и Линь Жуйсюань предлагают такое, крайне недвусмысленное определение: «Если необходимо подчеркнуть ту часть, которая включает движения, которая имеет форму - следует использовать «ча и», чтобы подчеркнуть идеологию и область эстетических переживаний, которые сопровождают чай - следует использовать «ча дао». Ча дао - это идея, которая направляет ча и».
Сжатый и емкий ответ на поставленный вопрос предложил еще в 1983 году Лю Ханьцзе: «Так называемое ча дао - это способ употребления чая и его основное содержание» . Еще одно весьма интересное определение предлагает Жун Хуамэй: «Когда философия, мораль и нравственность соединяются с чаем, когда через употребление чая совершается духовное и физическое совершенствование, воспитываются высокие моральные качества и познается мир, познаются чань-буддийские и даосские истины, когда таким образом[чаепитие] достигает уровня духовного наслаждения - это самый высокий уровень употребления чая в Китае - ча дао. В ча дао внимание уделяется не только внешней форме, но также большое значение придается духовному содержанию».
Согласно этому определению, ча дао представляет собой некий комплекс морально-этических представлений наложенный на определенную «внешнюю форму». Список определений можно продолжать бесконечно, но в основном их содержание можно поделить на три вида: первое - ча дао - это церемония; второе - это внутреннее содержание чайной культуры, идейное наполнение; третье - это комплекс этических норм и представлений, которые составляют чайную культуру, выраженный в непосредственном процессе чаепития. Как видно, среди китайских исследователей чайной культуры наблюдается терминологическая неопределенность, которая, соответственно, ведет к неопределенности методологической. Немаловажную роль в этой неопределенности играет тот факт, что после Великой пролетарской культурной революции чайная культура, как, впрочем, и вся традиционная культура Китая, прошла период переосмысления.
... Продолжение следует...
Автор: Шведов Максим Николаевич