Художественная керамика острова Кюсю. Карацу. Часть I

Sep 06, 2015 13:06

На протяжении веков художественная керамика занимает значительное место в декоративно-прикладном искусстве Японии. Своеобразие форм и красота декора снискали ему популярность в странах Западной Европы и Америки.

Более того, роспись на фарфоровых изделиях, завозимых в Европу голландскими купцами в XVI-XVII вв., многократно копировалась в европейской керамике и стимулировала фантазию французских и голландских живописцев эпохи рококо. О распространении восточного, в частности японского, фарфора в качестве раритета свидетельствуют его изображения на голландских натюрмортах XIII в. (В.Калф, Б.Ван Дер Меер и др.).




По ряду причин, прежде всего из-за строгих ограничений на иностранную торговлю, введенных правительством Токугава, количество японского экспортного фарфора было значительно меньше китайского, а в глазах европейцев он часто стилистически сливался с китайским. Хотя керамическое производство Японии действительно складывалось, испытывая сильное влияние китайских и корейских аналогов, к концу XVI в. японским мастерам удалось отразить в своих произведениях специфику национальной японской культуры и наделить художественную керамику Японии своеобразием и неповторимостью.

Подъем в развитии японского гончарства XVI-XVII вв. был обусловлен главным образом политическими и экономическими изменениями, происшедшими в стране в течение этих двух столетий. В это время страна переходит на новую систему землепользования. Теперь владельцами огромных земельных наделов становятся представители верхушки военного сословия - князья-дайме. Практически независимые от центральной власти, они были чрезвычайно заинтересованы в увеличении собственных доходов за счет развития экономической базы своих княжеств. Кроме выращивания риса, основной сельскохозяйственной культуры Японии, они начали поощрять возникновение новых ремесел и совершенствование старых, расширение торговли, строительство кораблей для каботажного плавания и экспедиций в другие страны.

В условиях многолетней междоусобной войны дайме вынуждены были укреплять резиденции и содержать собственные многочисленные вооруженные отряды. Вассалы дайме - самураи-дружинники, как правило, жившие вокруг замка своего господина, вместе с ремесленниками и торговцами составили население первых призамковых городов. Так как самураям было запрещено заниматься сельским хозяйством, единственной их обязанностью стала служба сеньору. Освобожденные от тяжкого труда самураи получили возможность заниматься живописью и литературой. А после объединения страны Тоетоми Хидэеси наступил период безраздельного господства военной аристократии. Со времен кровавой борьбы за власть психология второго сословия сильно изменилась. Некогда презираемая культура хэйанской знати стала казаться все более привлекательной и достойной уважения.

Уже в начальный период эпохи Кэйче (1596-1615) в Японии огромной популярностью пользовалась корейская керамика «пучхон», более известная под японским названием «мисима». Керамические сосуды «пучхон» часто делались асимметричной формы; поверхность довольно грубого черепка полностью или частично покрывалась ангобом. Изделие декорировалось при помощи штампов белыми мелкими узорами, обычно растительных мотивов, и зеленоватой глазурью. В более поздних сосудах рисунки исполнялись в эскизной манере, близкой к каллиграфической росписи. Эти сосуды чрезвычайно ценились мастерами чайной церемонии.

Так как в Японии подобная керамика не производилась, специалисты считают, что вторжение японских войск под предводительством Тоетоми Хидэеси в Корею в конце XVI в. было вызвано не только морским торговым соперничеством с Китаем. Японцы ко всему прочему стремились к созданию на своей территории производства высокохудожественного фарфора, используя вкус и опыт корейских мастеров. Японо-корейские войны этого периода еще называют «керамическими войнами». Благодаря слиянию местных гончарных традиций с мастерством корейских гончаров, которых могущественные дайме острова Кюсю вывезли во время войны из Кореи и поселили в своих владениях, остров Кюсю в XVI в. стал центром керамического производства Японии.

Например, из источников известно, что живший на острове корейский гончар Пал Сан, которого из военных походов привез князь Нагасима Курода, основал здесь производство керамики «Такатори»; гончар Ли Сам Пэй построил знаменитые печи «Арита», а в 1616 г. обнаружил глину, пригодную для производства фарфора, и создал первый японский фарфор. В районе Навасиро (провинция Сацума) в 1618 г. корейский мастер Пак Пхен Чи находит светлую глину, подходящую для изготовления произведений типа фаянса. В 1630 г. он и несколько японских гончаров строят здесь печи; Навасиро становится вторым после Киото крупнейшим центром по производству фаянса.

Однако не только корейские мастера своим умением принесли славу керамике мастерских острова Кюсю - таких как «Арита», «Сацума», «Карацу», «Такатори». Среди выдающихся японских гончаров - знаменитый Сакаида Какиемон, работавший в мастерских «Арита».

Во второй четверти XVII в. он добился крупных успехов в подглазурной росписи фарфора. Его именем был даже назван один из видов фарфора «Имари». Таким образом, в керамических изделиях мастерских Кюсю отразился своеобразный синтез культур двух стран - Кореи и Японии, что позволило создать неповторимые по колориту произведения.

Каждая из названных мастерских имеет свои отличительные особенности, свою «изюминку». В этой статье мы остановимся подробнее на истории и особенностях керамических изделий трех мастерских: «Карацу», «Имари» и «Сацума».

По сравнению с другими странами Дальнего Востока производство глазурованной керамики в Японии началось довольно поздно. До XVI в. количество мастерских, изготовлявших подобную керамику, было весьма незначительным. Но уже в то время в это число входили печи, располагавшиеся в деревне Хакухата района Тосехо (современная префектура Сага). Именно отсюда начинается история керамики «Карацу».

В истории производства изделий этой керамики ученые выделяют три этапа:

1. период Северной и Южной династий (1334-1392);
2. середина периода Муромачи (1392-1561);
3. последние годы периода Мамоема (1568-1614).

Особенный интерес представляют изделия, созданные в последний период. Как уже отмечалось, в результате военных походов Тоетоми Хидэеси в Корею в конце XVI в. На остров Кюсю было завезено большое количество пленных корейских гончаров. Часть из них была поселена на территории современных префектур Сага и Нагасаки. Это способствовало дальнейшему совершенствованию керамики местных мастерских.

Свое имя керамика получила по названию порта Карацу, через который изделия экспортировались в близлежащие страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Кроме того, к началу XVII в. художественная керамика «Карацу» вывозилась почти во все районы Японии. Постепенно «Карацу» так же, как и «Сэто», стало именем нарицательным. После того, как в Сага были обнаружены месторождения каолина, в мастерских «Карацу» возникло производство фарфора.

Продолжение следует...
Автор: М. К. Ковальчук
Галерея авторской керамики wabipot.com

Корея, Сэто, Кюсю, фарфор, Тоётоми Хидэёси, история, Арита, Карацу, керамика, Япония

Previous post Next post
Up