(Предыдущие части:
1,
2,
3.)
В ноябре 98го года, то есть, между вторым и третьим сезонами, MTV издало иллюстрированный буклет «The Daria Database», в котором отношение Дарьи к учёбе было сформулировано предельно кратко и ёмко:
Я очень люблю учиться. Только жаль, что приходится всё время отвлекаться на школу.
Посмотрим, что представляет собой учебное заведение Лондейл Хай.
Как мы уже знаем, школьной жизнью руководит директриса мисс Ли. Ещё в самой первой серии, после того, как Дарья и Джейн успешно проходят курс повышения самооценки, она на общем собрании раскрывает некоторые особенности своего руководства:
Повторю: продажа выпечки увенчалась грандиозным успехом. Мы выручили более четырёхсот долларов, которые затем были похищены из кабинета, но я уверена, мы вернём эти деньги. Кстати говоря, завтра школьная медсестра обойдёт классные комнаты для сбора образцов ДНК. А теперь мистер О'Нил поделится захватывающими новостями о дополнительных занятиях (…)
Здесь перечислены все ключевые моменты. Во-первых, ученики постоянно вынуждены принимать участие в проектах, приносящих школе деньги и тем или иным образом повышающих её статус. В первом сезоне они собирают средства на кафе (s1e04) и становятся жертвами модельного агентства, ищущего молодые таланты (s1e06). Во втором - участвуют в выставке рисунков (s2e01) и свадебных нарядов (s2e04), а также организуют ярмарку в духе позднего средневековья (s2e10).
Во-вторых, когда приходит пора потратить школьный бюджет на что-то полезное и нужное, средства всегда мистическим образом испаряются. С этого начинается эпизод о ярмарке: Дарья сидит в школьной библиотеке, никого не трогает, читает толстую книжку и делает заметки об американских финансово-промышленных магнатах конца XIX века. С потолка на страницы капает вода. Гремит гром, входят Кевин и Бриттани (“Вау, ты только посмотри! Что это за место?” - “Я думаю, библиотека, малыш”). Вода продолжает капать. Дарья собирается и выходит. Кевин обнимает Бриттани, на них начинают падать книги. Через секунду по всему периметру здания обваливается крыша.
Следующая сцена происходит в кабинете мисс Ли. Миссис Беннет, которая не только преподаёт экономику, но и ведёт школьную бухгалтерию, настаивает на том, что учла ремонт крыши среди расходов на капитальный ремонт. “Ну что ж, - говорит мисс Ли, - Все иногда ошибаются”.
Миссис Беннет замечает странную машину, стоящую в углу. “Это что, детектор лжи?”
“Да, - отвечает мисс Ли, незаметным жестом отрывая от машины чек и пряча его. - Я его… выиграла в лотерее”.
Дальше они обсуждают, где взять деньги, и решают, что лучший их источник - благотворительная ярмарка.
Здесь раскрывается и третий момент управленческого стиля мисс Ли, объясняющий первые два: она постоянно ворует все доступные средства и с параноидальной озабоченностью укрепляет с их помощью школьную безопасность. В «The Daria Database» доля оборонно-полицейского бюджета Лондейл Хай оценивается в 80%. Анализ ДНК и полиграф - это лишь два примера. К образцам ДНК спустя пару лет присоединится анализ мочи (IIFY?); совместный проект с радиостанцией (s3e09) обеспечит корм собакам, ищущим взрывчатку…
Четвёртое свойство следует из третьего: на образование средств категорически не хватает. Учителя жалуются на низкие зарплаты и вынуждены вести бессмысленные дополнительные курсы, здания разваливаются. Единственная часть школьной жизни, мало страдающая от столь маниакального руководства, - это футбольная команда и всё, что связано со спортом. Физкультура нередко заменяется тренировками по чирлидингу (s2e11), футболистам завышают оценки по основным предметам (s4e04), причём мисс Ли это не просто поощряет, а буквально настаивает на необходимости подобных фальсификаций (s4e09). Когда Кевин повреждает ногу и некоторое время не может выполнять роль футбольной звезды, мисс Ли специально находит нового футболиста, который предположительно сможет его заменить (s4e03). Правда, новый чемпион несколько раз оставался на второй год в предыдущей школе и был исключён оттуда из-за проблем с головой, но разве это важно?
Дарья и Джейн часто комментируют подобные инициативы, не скрывая своего отвращения. Например, в серии о модельном бизнесе их протест против планов мисс Ли показан так:
- У меня чудесное сообщение для всех. Команда специалистов по поиску талантов из Амазон Моделз на этой неделе будет у нас в рамках их национальной программы. С учеником, представляющим наибольший интерес как модель, они заключат профессиональный контракт. (…) Это прекрасная возможность для всех вас и большая польза для Лондейл Хай.
- Разрешите?
- Да?
- Разве карьера модели не предполагает, что человек бросает учиться? Разве она не основана на молодости и внешнем виде - вещах, которые непременно объявляются закончившимися к двадцати пяти годам?
- Что вы хотите сказать, мисс Моргендорфер?
- И разве люди из мира моды не растрачивают свои жизни, шумно поклоняясь всему бессмысленному и поверхностному, в то время как планета продолжает катиться ко всем чертям?
- Верно, миру моды свойственна соревновательность. Но финансовое вознаграждение так велико! Как директор, я бы повела себя нечестно по отношению к ученикам, если бы не предоставила вам все возможности реализации своего потенциала.
- Простите, мы можем считать, что для школы вознаграждение также велико?
- А вот это уже не ваше дело!
- Но я не хочу упустить урока прикладной экономики. Я пытаюсь реализовать свой потенциал.
- Школа получает отчисления за участие, но каждый цент будет потрачен на капитальный ремонт! Мы наконец-то сможем поставить в бассейне крышу из пуленепробиваемого стекла.
Как и в случае с шоколадками, Дарья в конце эпизода находит способ посрамить школьную администрацию, правда, это не спасает счастливого ученика, выигравшего конкурс, из лап модельных стервятников.
Остаётся добавить, что вся эта сатира на американские школы (и общество в целом) была сочинена ещё до
стрельбы в школе «Колумбайн» (она случилась в апреле 99го, когда шёл третий сезон «Дарьи») и уж тем более до принятия
Патриотического акта. То есть, повсеместное нагнетание безопасности в ущерб образованию и прочим жизненным удовольствиям было хорошо заметно и до громких событий. Они лишь придали ему значимости в глазах обывателей.
В отличие от мисс Ли, которая в молодости была балериной, большая часть учителей Лондейл Хай как личности ведут своё происхождение оттуда же, откуда родители Дарьи, - из левой американской контркультуры. Среди них ставящая мальчикам двойки просто так из воспитательных соображений радикальная феминистка мисс Барч, засыпающий под запись стрёкота сверчков и принимающий настойку эхинацеи по часам нью-эйджер мистер О'Нил и поклонник Рузвельта, руководитель школьного профсоюза мистер Де Мартино. Их отличие от Джейка и Хелен состоит в том, что они - профессиональные неудачники. По сравнению с уровнем жизни корпоративных юристов и частных менеджеров по маркетингу их доходы мизерны, возможности карьерного роста равны нулю, а удовлетворение от работы - отрицательно.
Объективно, все они - несчастные и героические люди, ежедневно оказывающиеся лицом к лицу с оравами безмозглых школьников и получающие совершенно неадекватную зарплату. Это накладывает отпечаток на их характеры: мисс Барч зациклена на муже, который её бросил, мистер Де Мартино постоянно находится на грани нервного срыва, а мистер О'Нил витает в облаках. Ученики, как это свойственно детям, таких тонкостей не понимают и (тоже не без оснований, конечно) считают учителей а) психами, б) частью школьной корпорации. То есть, опасными врагами.
Наиболее наглядно это отношение показано в одной из серий первого сезона (s1e10): очередное школьное мероприятие по выжиманию денег из родителей представляет собой ежегодный хоккейный матч между учителями и диджеями местной радиостанции; весь класс обсуждает то, как в прошлом году мистера Де Мартино увезли с этой игры на скорой и он чуть не отдал концы. “Но ему был голос, - объясняет Джейн. - Голос сказал, что его труд на земле неокончен: некоторые дети всё ещё не писаются по ночам! И в этом году он как никогда готов вырвать победу из когтей смерти”. Дарья не понимает, зачем тратить время, наблюдая, как учителя и какие-то диджеи рассекают на роликах, гоняя клюшками мяч, но ей всё доходчиво растолковывает отличница Джоди: “Знаешь же, бывают люди, которые ходят смотреть на автогонки в надежде увидеть аварию?” После такой железобетонной аргументации Дарья соглашается прийти даже несмотря на запрет выходить из дома после обеда. На следующий день её одноклассники начинают делать ставки на то, сколько минут мистер Де Мартино протянет на площадке.
Учителя ценят Дарью как способную ученицу. Мисс Барч - просто за то, что она девочка, проявляющая способности. Мистер Де Мартино - за то, что она способна отвечать на вопросы, а не просто глядеть пустыми глазами, как большинство её одноклассников, сколько на них не ори. Кроме того, он уважает её сарказм (s2e02).
Мистер О'Нил (преподающий литературу) - так и вовсе считает себя кем-то вроде старшего товарища и наставника Дарьи. Он воодушевлённо поощряет её писательское увлечение (s2e13) и попытки опубликовать свои произведения (s5e05). Один раз он даже посылает эссе Дарьи в популярный молодёжный журнал без её ведома (s3e05).
Но Дарья остаётся верной кодексу чести учеников Лондейл Хай. Учителя для неё - это странные навязчивые люди, не сумевшие наладить собственную жизнь, но по неприятному стечению обстоятельств имеющие право вмешиваться в жизни своих подопечных, в том числе в её собственную. Например, когда мистер О'Нил впадает в отчаяние и решает, что не способен учить детей (s4e05), они с Джейн обсуждают это в таком ключе:
- А когда я пришла за тетрадкой, мистер О'Нил лежал лицом на парте и безудержно рыдал в свою муфту.
- Ух ты. Если бы мы принадлежали к другому сорту молодых людей, мы, возможно, почувствовали бы себя обязанными что-то предпринять по этому поводу.
- Но к счастью, у нас совершенно нет мотивации.
Мотивация, правда, потом находится, но она не имеет ничего общего с состраданием, солидарностью и желанием прийти на помощь в трудную минуту. По крайней мере, так они себе говорят.
Разобравшись в том, как функционирует школа Лондейл Хай, что за люди там преподают и как к ним относятся ученики, мы можем лучше понять фразу Дарьи, с которой начали. Действительно, освоить какие-то науки и искусства тут крайне непросто.
Обществу потребления требуются лояльные потребители. Образование для него - обуза, пережиток прошлого, а школа - камера хранения, куда можно сдать детей, пока родители работают. Чтобы не шлялись целыми днями по торговым центрам с родительскими кредитными карточками.
Главное достоинство камеры хранения - её надёжность. Безопасность. Если учителя, выросшие в другую эпоху и нахватавшиеся вредных идей, этого не понимают, то для них в изобилии припасены стрессы и личностные кризисы.
А если некая девочка предпочитает образование надёжному хранению в оборудованных видеокамерами классах, то её ждёт полное разочарование: это не предусмотрено бюджетом.
P.S. В получившейся картине, как не трудно заметить, недостаёт деталей, касающихся взаимоотношений Дарьи с одноклассниками. Об этом как-нибудь в другой раз.