Модернизация российского общества или модернизация российской истории? Тихий юбилей 19 февраля

Feb 20, 2011 17:34


Полный провал празднования 150-летия отмены крепостного права в России стал свершившимся фактом. Причем фактом не только общественно-политической реальности, но и фактом истории. Потому что историки, в особенности, если это серьезные историки, обращающие внимание на место того или иного события в координатах общественного сознания последующих столетий, изучают не только войну 1812 года и не только отмену крепостного права в 1861-м, но и то, как юбилеи этих событий отмечались в 1911-м-1912-м, и в 1961-м-1962-м. Любопытные получаются сравнения.



Памятник Александру Освободителю у Храма Христа Спасителя в Москве.
Фото с сайта Fotoholliday.Ru.

Вот и в будущем, которое, хочется верить, не просто наступит, но будет светлым, о нас будут судить по тому, как мы отнеслись в 2011-м к юбилею крестьянской реформы, и как отнесемся в ближайшие годы к юбилеям других реформ Александра Освободителя, например, к введению суда присяжных в России. Хотя потомкам непросто будет разглядеть хоть какую-то фактуру, свидетельствующую о том, что мы заметили юбилей реформ. Потому что одиночные фактики потеряются на фоне чиновничьего юбилейного экстаза по поводу побед Минина и Пожарского над зловредными поляками и побед Кутузова над зловредными французами. Благо, оба патриотических юбилея случатся в один год, причем праздновать можно будет начинать прямо наутро после инаугурации старого или нового-старого Президента.




Либерал, ряженый в царя

Ну а носители прочих идеологических установок и, тем более, представители политических партий, либо заметались перед вызовом, каковым стала для них необходимость что-то сказать по поводу юбилея отмены крепостного права, либо просто забились под лавку. Казалось бы, те же коммунисты должны были первыми и во весь голос кричать о Манифесте, подписанном полтора века назад Александром II. Оценка, которую они должны транслировать, хорошо известна каждому, кого в школе или в вузе заставляли конспектировать статьи Ленина по крестьянскому вопросу. Тема закрепощения труда и связанного с ним снижения конкурентоспособности страны, ее экономики и ее армии, звучит не просто актуально, а политически остро. И уж особенно выгодно было потоптать эту риторическую полянку в самый разгар избирательной кампании. Но коммунисты решили отмолчаться, причем даже в тех регионах, где вовсю идут предвыборные баталии, в том числе, у нас на Вятке.

Правые, наоборот, засуетились и решили превратить свое выступление по этой теме в перфоманс, чтобы не сказать, в фарс. Они заявились было на дискуссию, но на серьезный содержательный разговор не решились, предпочтя откровенно политизировать и модернизировать историю. Борис Надеждин не только проводил параллели между «тогда» и «ныне», но даже верноподданически пошутил, увидев главное отличие в том, что «к моменту начала реформ Александра II Николай I не работал председателем правительства».

Модеринизировали историю и те либералы, которые отказывают Александру Освободителю в праве на позитивную общественную оценку Манифеста о крестьянской свободе уже на том основании, что глава государства был царем и даже самодержцем, что - увы! - правда, и с этим не поспоришь :)

А в день юбилея правые вообще устроили костюмированное шоу, единственным реальным результатом которого стало, похоже, фотографирование зевак с видным российским либералом, ряженным в царя, под которого пока не додумались гримироваться маргиналы, гримирующиеся под Ленина и Брежнева на Манежной площади.

Правда, в Питере политики никакого шоу не устраивали, и потому либеральная и гуманитарная интеллигенция тихо и без телекамер возложила цветы к памятной доске об отмене крепостного права у Спаса-на-крови.



Храм Спаса-на-крови. Санкт-Петербург. Фото Ивана Юдинцева.

На Вятке объяснимая тишина

На Вятке ни власти, ни политики юбилей не заметили вовсе, и это не удивительно, потому что для нас эта тема в силу стечения обстоятельств оказалась втройне острой.

Во-первых, мы как раз один из тех регионов, где в разгаре избирательная кампания. При этом, что бы там губернатор ни говорил о наших патерналистских настроениях, в крепостные никто не рвется, и даже наоборот, старые опросы (сейчас в это трудно поверить, но в еще 2007-м на Вятке проводились социологические исследования и публиковались их результаты) показывают, что большинство вятского люда считает прессинг со стороны властей и работодателей излишним. А кое-кто даже употребляет в качестве характеристики современных трудовых отношений слова «крепостное право» и «рабство» - пусть, как метафоры, но я ясно выраженным негативным смысловым оттенком. Так что напоминание о том, что 150 лет назад крепостное право в России было отменено царским манифестом, могло вызвать ассоциации, мысли и даже практические выводы, не самые приятные как для власти, так и для близких к власти политиков и дельцов, разыгрывающих оппозиционные роли.

Во-вторых, так уж получилось, что на Вятке словосочетание «крепостное право» обрело иной смысл, не имеющий прямого отношения к праву собственности помещиков на крестьян. Причем именно в этом значении представители трех партий парламентской оппозиции говорили в 2010 году, и совместная критика «крепостного права» оппозиционными партиями вызвала такой общественный резонанс, что решением экспертного совета журнала ТДТ даже была включена в шорт-лист главных событие августа. Так что и с этой точки зрения власть никак не заинтересована в том, чтобы перед мартовскими выборами на Вятке праздновалась отмена «крепостного права».

Наконец, в-третьих, еще больший общественный резонанс вызвала и вызывает борьба вятской общественности против увековечения в названии одной из улиц памяти Степана Халтурина - террориста, покушавшегося на жизнь того самого Императора Александра II, который и подписал 19 февраля 1861 году Манифест, отменявший крепостное право. Общественность четко и ясно в установленном бюрократическими инструкциями порядке выразила свое мнение в пользу возвращению улице Ст. Халтурина исторического названия Пятницкая. Но и после этого городские чиновники проигнорировали мнение общественности, сняв вопрос с рассмотрения без объяснения причин. Конфликт между городскими чиновниками и общественностью обостряется, а на носу выборы, на которых город может проголосовать не совсем так, как хочется властям. Казалось бы, проще всего пойти навстречу общественности и вернуть улице историческое название еще до выборов, подсобрав тем самым несколько процентов голосов. Но чиновники отчего-то на это не идут - то ли копают под кого, то ли просто ждут команды сверху. Как бы то ни было, а в таких условиях любое празднование на Вятке 150-летия отмены крепостного права с неизбежностью стало бы новым и очень удобным поводом для общественных выступлений против терроризма вообще и против увековечения имени Степана Халтурина в названии улицы в частности. Нельзя ведь одновременно вспоминать добрым словом царя, отменившего крепостное право и в итоге убитого террористами, и выступать в защиту одного из террористов, покушавшегося на убийство именно этого царя. Отношение большинства россиян к Александру Освободителю известно: Храм Спаса-на-крови возведен в Петербурге на месте убийства царя террористами, причем возведен по инициативе общественности и на народную копейку, а главный памятник Александру Освободителю расположен в комплексе Храма Христа Спасителя в Москве, то есть в месте, священном для православных россиян, служащим символом единства и патриотизма российского народа.

И сегодня открываются новые и восстанавливаются старые памятники Александру Освободителю. Вот буквально на днях к юбилею Манифеста 19 февраля открыли такой памятник в Ульяновской области, но там власти идут навстречу гражданскому обществу, и мы об этом не раз рассказывали.

Больше ничего не ждем

Следует ли ждать чего-то еще, связанного с юбилеем отмены крепостного права? Вряд ли. Конечно, есть еще шанс, что кто-то из начальства попытается успеть вскочить на подножку последнего вагона уходящего поезда истории и отметить юбилей «по новому стилю», то есть в начале марта. Нашим не отягощенным культурой чиновникам такой трюк вполне по плечу. Но только не будут они этот шанс использовать. Разве что кто-то из журналистов и блогеров, вдруг узнавших о такой круглой дате, напишет вдогонку комментарий, но, скорее всего, эти комментарии будут укладываться в русло ленинских трактовок или современного правого перфоманса.

Так что тихое возложение цветов питерской интеллигенций к памятной доске у Спаса-на-крови и телевизионные лекции Юрия Пивоварова останутся лучшим, что мы сможем предъявить в качестве оправдания утраты нашим поколением исторической памяти. Историческая память и исторический опыт Великих Реформ нужны для модернизации российского общества, а у нас пока спросом пользуется только модернизация российской истории.

"Единая Россия", Возвращение исторических названий, 1812, 150-летие крестьянской реформы, Исторические названия, КПРФ, Александр II, Гражданское общество, Выборы, Клуб "4 ноября", История России, Пятницкая улица, Никита Лаут, 150-летие судебной реформы

Previous post Next post
Up