Искренние

Jan 02, 2024 09:36

Примерно половина человечества говорит, что 2х2 не равно 4.
    Раньше эта половина состояла из двух частей:
а) вруны-лицемеры, имеющие свой интерес в теме;
б) физиологические идиёты.

По итогам 2023 видны кардинальные изменения расклада. Стало так:
а) вруны, искренне врущие безо всяких масок, безо всякой рациональной цели прямо в лицо собеседнику/слушателю;
б) люди, свято уверенные, что да: 2х2 таки не равно 4;
в) люди, всё рассматривающие в контексте. Раньше такие были только в анекдотах.

Собственно, лицемерие исчезло, о нём можно только с грустью вспоминать, в рамках тоски по сложному и потому  доброму миру.

Взято у https://valya-15.livejournal.com/96292.html

Две картины великого нидерландского живописца Питера Брейгеля (1527-1569), написанные им в 1568 г. - «Мизантроп» (но не тот, о котором писал позднее Мольер) и «Разоритель гнезд» - обличают, как полагают, «лицемерную добродетель»: склонность человека надменно указывать на чужие пороки, при этом не замечая собственных.
Вот что пишет об этих картинах Н.М. Гершензон-Чегодаева в своей книге «Брейгель» (Москва: «Искусство», 1983, с.247-248):
«Работая в последние годы своей жизни над произведениями, всецело посвященными …теме судьбы человечества, Брейгель … нашел новые формы, адекватные осознанным им в это время по-новому, связанным с этой темой идеям...

«Мизантроп». Неаполь. Национальная галерея Каподимонте


...Шагающий по «дороге жизни» старый монах-отшельник, в драпирующем его тело монашеском одеянии и низко надвинутом на лицо капюшоне, занимает в ней доминирующее положение. Из-за краев капюшона выступают длинный крючковатый нос старика и остроконечная седая борода; видны также кисти его рук, сложенные в молитвенном жесте, нарочито декламирующем благочестивый характер этого персонажа. Но присущее ему лицемерие недвусмысленно показано тем, что позади из-под монашеского одеяния высовывается красный, имеющий форму сердца, туго набитый кошелек (в связи с этим вспоминают восходящую к Евангельскому тексту сентенцию: «Где кошелек, там и сердце», которую, предположительно, мог иметь в виду Брейгель). Кошелек этот ножом срезает подкравшийся сзади оборванный мальчик-воришка, тело которого заключено в прозрачный шар, символизирующий собой мир. Перед стариком на дороге, по которой он идет, на том месте, куда он направляет свои шаги, лежат металлические колючки (очевидно, нарочито подброшенные ему ноги), выполняющие роль, аналогичную той, какую обычно выполняют несущие в себе опасность ямы, канавы или водяные провалы в земле. На плоской равнине вдали виднеется маленькая фигурка Доброго Пастыря с окружающим его стадом белых и черных овец, а у горизонта - частый мотив композиций Брейгеля - ветряная мельница.
Внизу под фигурами на земле крупными буквами начертаны на фламандском языке слова: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах». Хотя буквы эти нанесены явно посторонней рукой и очень возможно, что в более позднее время, многие считают, что смысл этой надписи совпадает с тем, что хотел показать художник.
Если это мнение и не вполне достаточно для раскрытия точного замысла Брейгеля, то, во всяком случае, приходится отметить, что своей картиной «Мизантроп» мастер задал зрителю не столь сложную загадку, как обычно...
Этого отнюдь нельзя сказать о «Разорителе гнезд» - одном из загадочных произведений художника...
«Разоритель гнезд». Вена. Историко-художественный музей


… На главное место выдвинут один-единственный персонаж, изображенный в крупном масштабе и помещенный на самом первом плане картины…этот человек направляется в сторону зрителя, словно намереваясь «выйти» из картины. …Он спокойно шествует, даже замедляя шаг, так как внимание его привлечено находящейся на втором плане позади него справа фигурой мальчишки, который, забравшись на дерево, разоряет птичье гнездо. Крестьянин не только направляет свои шаги в сторону зрителя, но и обращается к нему с назидательным жестом, указательным пальцем левой руки через плечо призывая его взглянуть в глубину картины на разорителя гнезд. Таким образом, он как будто должен воплощать добродетель, обличающую зло; однако художник весьма недвусмысленно показывает, что его самого ожидает возмездие (очевидно, приходится думать, что добродетель его столь же условна, как и благочестие отшельника в картине «Мизантроп»). Как старик смело идет вперед, не замечая разбросанных по дороге колючек, так и этот крестьянин не видит того, что перед ним находится водоем, в который он сейчас вступит: носок его правой ноги уже касается воды. В этой картине Брейгель снова вернулся к столь важному для него мотиву слепоты. Если «Мизантропу» мешает видеть надвинутый на глаза капюшон, то герой «Разорителя гнезд», изображенный с открытыми глазами, не видит потому, что его глаза «неспособны» видеть. …Брейгель умел изображать невидящий взор. Но ни в одном из тех своих произведений, где он обращался к этому мотиву, он не передавал его так наглядно, точно и с таким мастерством, как здесь. Лицо крестьянина открыто; оно представлено крупным планом; глаза ничем не завуалированы, и между тем они не смотрят; у человека поистине «невидящий» взгляд. Трудно сказать, каким образом Брейгель добился подобного эффекта, но нет никакого сомнения в том, что добивался он его вполне сознательно. Если вглядеться в глаза крестьянина, начинает казаться, что зрачки его затянуты тонкой пленкой; а может быть, этому впечатлению также содействует выражение его лица - бессмысленное и придурковатое» (С).

Философическое

Previous post Next post
Up