О чём я? - О роли личности в истории. Почему-то я думал, что при монотонном снижении накала страстей роль личности будет повышаться. Типа раньше была объективная марксова предопределённость, все эти смены формаций и революции - волей-неволей надо было соответствовать, и если не ты, то на твоё место встанет другой и всё равно начнёт прорубать окно. А вот теперь, в условиях неопределённости и маленьких градиентов, появилось место для фантазий. И тут-то новые лидеры проявят себя. И на обложках "Time" появятся новые светочи, которые не просто держатся за рычаги по должности, но осмысленно ими шевелят, сопровождая высокими словами для лучшего понимания гражданами.
Ан нет! Лидеры частью измельчали, частью скрылись в конспирологическом соросовском сумраке, частью сильно озаботились собственным карманом. Те, кто остался в осадке, не более чем карьерные чиновники. Что/кто же ими движет?
"Человек года" Time magazine. Выбирает его главный редактор. Цитата: "Это не знак одобрения. И не признание популярности. В лучшем случае это трезвая оценка мира, каков он есть, и самых могущественных людей и сил, формирующих этот мир - к худу или к добру. И эта номинация, безусловно, имеет отношение к лидерским качествам - дерзновенным, изменяющим нашу планету."
Самые могущественные люди и силы, формирующие этот мир. - Окак!
Сначала были люди - с 1927 по 1950. С именами и фамилиями. Одиночки. Они управляли миром. Их портреты были на первых страницах газет. Можно сказать, что за этими людьми стояла их биография.
В 1950 человеком года стал Американский солдат, без имени, биографии и своего личного успеха. Сначала Северная Корея захватила почти всю Южную, потом наши бывшие союзники по Второй мировой отбили Южную и захватили почти всю Северную, потом просто воевали (см. сериал "M*A*S*H"), потом договорились. Солдат сделал своё дело и канул в Лету.
Лёд тронулся.
1956 Защитник свободы Венгрии. Это я уже выкладывал, но сейчас гну другую линию: здесь защитников уже трое. За этими образами, конечно, угадываются миллионы граждан Венгрии, которых никак не устраивал просоветский курс страны. Параллельно развивался политический конфликт в Польше. Если говорить о силах в целом, то это сопротивление коммунистической идеологии и советскому режиму на оккупированных территориях. Так это и продолжалось тридцать лет, пока сила не поломала солому.
1960 "Американские учёные", новые акторы. Пятнадцать человек, я помню фамилии трёх. Не думаю, что группа как-то привязана именно к 1960 году, не проверял. Примерно с этого момента превосходство американских учёных стало очевидным - достаточно взглянуть на списки лауреатов Нобелевской премии по физике и химии.
Может, кто помнит аббревиатуру НТР (научно-техническая революция). Или тезис "Наука становится производительной силой". Что до Америки, то здесь конкретней - скорее всего, 1960й обозначает наступление эры полупроводников (появились чипы) и умников.
"Бэби-бумеры, персоны 1966 года. Я смотрю на "25 и ниже" в правом углу- это они через пару лет поставят Америку на уши. Они сменят эпоху - бобы диланы и джимми хендриксы.Наверное, это первый звонок на тему "Общество изменилось". Можно считать, что эта обложка - предчувствие предвидение.
1968 - конец эпохи лидеров-героев, которая началась человеком 1927 года, Чарльзом Линдбергом.
Экипаж, облетевший Луну. В следующем году Нил Армстронг останется без приза. Поторопился редактор, ну или поскупился. Герои больше не влияют на мир, личности потихоньку мельчают, да и биографии так себе, занудные.
Но пронзительный мотив начинается. Вниманье!
Моя современность начинается с того момента, когда власть переходит к критикам, к сердитым, к блюстителям, к пикейным жилетам, к профсоюзам, СМИ, общественным организациям, группам по интересам, монополиям, протестующим. Эту разнородную общность объединяют два фактора: а) каждый точно знает, чего хочет для себя б) каждый точно знает, что оппонент делает не так. Второй фактор очень важен: информация становится всё доступней, власть становится всё уязвимей и неприглядней. Это, конечно, победа телевизора. Те самые могущественные силы, формирующие мир, потихоньку перестают быть собственностью номинальных правителей. Ушли герои, уходит и власть из старого сосуда. Условный Ларри Кинг или Опра Уинфри берут полномочия.
Первый пошёл.
1973 Джон Сирика. Судья, который вёл дело "Уотергейт". Там, как раз, народу поучаствовало много, но "лицом" события стал именно Сирика.
1998 Юрист Кеннет Старр. Обвинитель Билла Клинтона по делу об импичменте.
1991 Тед Тёрнер. СМИ заняли свой наступательный плацдарм. Это CNN. Круглосуточный новостной прямой эфир. Вся правда именно здесь.
2002 Разоблачители.
Уоткинс раскрыла бухгалтерские ошибки в финансовых отчётах
Enron, свидетельствуя в следующем году перед комитетами Конгресса. Купер разоблачила мошенничество
WorldCom в размере 3,8 млрд долларов США. Роули, агент ФБР, дала показания о неправильном использовании ФБР информации об атаках 11 сентября 2001 года.
2010 Марк Цукерберг. Фейсбук. Теперь всё под контролем. Никто не уйдёт обиженным.
Прокуроры и СМИ отработали свой этап, утвердившись на господствующих высотах.
2011 Новые персоны, безымянные и неразличимые. Универсальный протестант. Единые методы гражданского сопротивления, опора на социальные сети. Массовые смены правителей и правительств. Юрист не нужен. Власть просто должна повиноваться прислушаться. Движуха идёт мимо избирательного процесса, который либо дискредитирован, либо просто не устраивает протестантов. Строится по схеме отдельных кампаний, организованных вокруг локальных событий-триггеров.
2017 #MeToo. Нарушители молчания. Кампания, мгновенно переросшая в мощное движение. Практически полностью развивавшаяся в соц.сетях. Суды судами, но, как минимум, стала видна истинная ценность всех цацек, которые правительства и многочисленные авторитетные организации навешивают на видных представителей сильной половины человечества. Многие мужички вспомнили всё и страшно жалели. Короче, теперь все оглядываются, прежде чем кашлянуть.
Из присутствующих знаю Тэйлор Свифт. В хорошем смысле этого слова.
Прямо сейчас топят противного губернатора Эндрю Куомо. Окружение и соратники внезапно прозрели и проч.
2018 Стражи. Гонимые властью журналисты.
2019 Грета. Нелюбимая бумерами. Лучший пример кампании, просто принудившей т.н. лидеров превратиться в кивал, подпевающих девочке.
2020 Здесь были варианты: "Флойд" или "Врач/Учёный, борющийся с Ковидом". Ни на того, ни на другого редактору не хватило пороху. Странный выбор, который можно оправдать разве что вот этой парной композицией, смысл которой будет потерян в истории через десяток лет.
Читаю текст на обложке. Что они там в истории Америки меняют - не пойму. Понимаю одно: Байден - самая несамостоятельная фигура на посту Президента за всё время, что я помню. Он просто подбирает, что удобно подложили : зелёную тему, MeToo, Black Lives Matter, цели в Сирии...
"Какое небо голубое..."
Обложка "Time" как зеркало перемен.