Dec 09, 2013 16:48
Вопрос, который я поставила в заголовке, не такой уж праздный, он является биологическим аналогом социальных процессов.
И на него можно ответить абсолютно однозначно, что несмотря ни на какие тяжкие последствия болезни, которые могут обездвижить, истощить тело и рассудок, искривить прежнее мировоззрение, человек остаётся человеком, не теряя ни одного биологического признака рода.
Да, он недееспособен, но на него распространяются все права, которыми человек наделён в нашем уровне цивилизации, в том числе, право на жизнь.
И поддержание его, увы, уже недолгой жизни не такая уж затратная для современной медицины обязанность, тем более, что своим трудом человек обеспечил себе это право, а наибольший груз вообще чаще всего ложится на родных и близких.
А теперь взглянем на историю цивилизации, начатую с тех самых пор, когда один наиболее умный и сильный в первобытной человеческой стае понял значение орудий труда для выживания и забрал себе все палки и стал распределять их по принципу получения наибольшей эффективности, также и забирая себе все результаты добычи и распределяя их далеко не поровну между членами стаи.
Вот так началась капиталистическая эпоха.
Которая развивалась на механизме конкуренции владельцев орудиями труда, а впоследствии средствами их производства и ресурсами планеты.
В руках победителей в конкурентной борьбе концентрировались богатства, которые позволяли расширять сферу владения.
Могло ли человечество на той ранней стадии выбрать другой механизм развития, который обладал бы принципом справедливости?
Не могло, справедливость, это роскошь общества высокого уровня прогресса, когда всеобщий труд в разумных пределах может обеспечить качественные условия жизни для всех.
Введение такого механизма при несовершенных орудиях труда могло стать гибелью всей человеческой популяции.
Поэтому и был выбран самый хищнический инстинкт - инстинкт присвоения добычи.
И по сути, вся капиталистическая конкурентная схема укладывается в эти простые слова - присвоение добычи.
В любом виде. начиная с полного присвоения продукта, добытого или изготовленного трудом раба, присвоения прибыли от продукта, произведённого наёмным рабочим, военной добычи, колониальной выкачки чужих ресурсов.
Жестокий, несправедливый механизм ведения мирового хозяйства, но очень эффективный в смысле быстрого прогресса в освоении природных ресурсов и совершенствовании орудий труда через совершенствование средств из производства.
Давал ли что капитализм взамен, кроме прогресса?
Да, давал, но дозированно, это касается неравного доступа к знаниям и к здравоохранению.
В периоды развития и благоденствия в отдельных точках - поддерживал гуманитарную сферу, культуру и искусство, плоды которых в периоды крупных конкурентных переделов зачастую варварски уничтожались самим порождением капитализма типа савонарол или любого другого религиозного фанатизма.
Конечно, мысль человеческая не дремала и всё более пробивалась через костры капиталистической инквизиции и мировому капиталу приходилось вносить смягчающие коррективы в управление социумом.
Но вот началось сближение линий двух временных графиков.
Я бы их охарактеризовала как две зеркальные по отношению к временной оси экспоненты.
Одна - возрастающая, это линия роста прогресса.
И вторая - спадающая, это линия сокращения свободного для конкуренции рынка.
Это был рубеж 19-20 веков.
Мест для свободной конкуренции не стало, к тому же высокий уровень прогресса настолько стал усложнять производство и увеличивать его стоимость, что конкуренция однотипных производств стала нерентабельной.
И само понятие конкуренции в верхнем уровне промышленности осталась только в сфере криминального передела собственности.
А личная частная собственность стала трансформироваться в коллективную частную собственность, что не меняя её сути, дало возможность сократить риски от перепадов спроса, личный частный капитал стал формировать для себя "корзину акций", которая сокращала риски и могла быстро менять конфигурацию в сторону максимальной прибыльности.
Но поле для инвестиций капитала, необходимых для его оборота и приращения, становится всё меньше и капитал начинает перераспределять в свою пользу фонд налоговых отчислений, который в большой мере создаёт сам, платя обществу за эксплуатацию общих природных и человеческих ресурсов - бюджет государств.
Капитализм вошёл в последнюю стадию онкологии, когда организм поедает сам себя.
Не буду говорить, что предпринимает он, существуя в реанимационной палате, с гуманитарной сферой, культурой, природным гендером человека, это отдельный разговор.
Вернусь к начальному вопросу, чем является капитализм в этой стадии полного извращения прежнего механизма его функционирования?
Я не люблю Зиновьева и не считаю его выдающимся философом.
Имя в период советского диссидентства он сделал на абсолютно спекулятивных посылах, мнимой левизне.
Он напоминает мне постаревшего Бажанова, того юноши, который попав в самую гущу политической борьбы и становления нового государства, стал антикоммунистом по причине того, что сразу же после взятия власти большевиками, как чёрт из табакерки не выскочило то замечательное справедливое общество, в надежде на которое он стал сторонником большевиков, и почему все не зажили сразу в любви и согласии.
У Зиновьева были те же претензии к советскому обществу - ну почему он должен бедно жить в студенческом общежитии, когда его профессора получают такие зарплаты???
То, что он в конце жизни выдал несколько уже очевидных истин, позволивших нашим восторженным поклонникам диссидентов поднять его на знамя, дало ему возможность сделать коммунистической идее последнюю гадость вбросом тезиса, которым теперь оперируют многие интеллектуалы.
Этот тезис заключается в том, что по мнению Зиновьева, капитализма в мире нет, как не было в СССР коммунизма/социализма, а есть нечто, что он обозвал "западнизмом".
Вот и захлопнулась философская ловушка.
Не с чем больше бороться, надо просто совершенствовать то, что образовалось.
А теперь сопоставим характеристику умирающего человека и умирающего капитализма.
Человек остаётся человеком, поскольку у него сохраняются все биологические признаки вида.
Капитализм остаётся капитализмом, поскольку у него остаётся главный родовой признак формации - узаконенное конституционно право частного владения средствами производства и природными ресурсами.
И это право уже в отсутствии свободного конкурентного рынка остаётся только юридическим правом присвоения частной прибыли от самого факта владения.
В СССР был базис коммунистической формации - общественная собственность и никак это не завуалировать, нет ничего общего между механизмами этих обществ, сколько не утверждай, что современный способ паразитирования капитала на госзаказах с неизбежным порождением коррумпированного посредника в лице чиновничества тождественен советскому планированию, где и заказчик и производитель принадлежат государсту, с тем утверждениеем, что и заказы делают и их поручают конкретнвм управленцам.
Это не имеет почвы под ногами, поскольку совокупным заказчиком является всё общество в лице конкретной промышленной задачи и исполнителем является тоже всё общество в лице профильных отраслей и производств.
Есть разница между умирающим человеком и умирающим капитализмом и она громадна.
Поддержание жизни человека есть акт гуманизма, недорого обходящийся обществу материально, но имеющий большой вес в самой идее гуманизма.
Сохранение прав частной собственности обходится миру всеобщим обнищанием, истреблением и интеллектуальной деградацией.
Вот такая картина для размышления.
философия,
социология,
собственность,
капитализм,
деградация,
цивилизация,
уоммунизм,
эссе,
Зиновьев,
СССР,
мировой кризис