Оригинал взят у
vegall в
Наука под богословием
В Национальном исследовательском ядерном университете МИФИ
появилась кафедра теологии. Заведующим кафедры стал глава Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата и синодальной библейско-богословской комиссии, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Волоколамский Илларион.
Что примечательно, учёный совет единогласно утвердил открытие кафедры.
«Очень часто молодые люди обладают большой компетенцией в тех или иных областях знаний, но не знают, для чего им все это нужно: они не знают, для чего они учатся, для чего они должны работать, для чего нужно соблюдать те или иные нравственные нормы. Во многом эта позиция человека в отношении своей собственной жизни, окружающего мира зависит от того, как он позиционирует себя в отношении религии», - считает митрополит Илларион.
А разве понятие о нравственных нормах может дать только и исключительно религия? А как же философия? Я напомню вам, уважаемый митрополит, о том, что гуманизм, являющийся культурной основой всей европейской цивилизации, впервые сформировался именно в борьбе со средневековой схоластикой, он родился в активном противостоянии весьма безнравственным богословским спекуляциям, обрекавшим тысячи людей на страдания и, порой, ужасную смерть. Церковь никогда не формировала гуманистическую нравственность человека, но насаждала религиозную мораль масс. Культивировала не нравственность как внутренний, самостоятельно осознанный человеком закон, реализующийся в практическом отношении человека к человеку, а укрепляла - огнём и мечом - внешний, бессознательно и под страхом принимаемый моральный кодекс, активно декларируемый, но почти никогда не исполняющийся на деле. Нравственность - это результат самостоятельного философского осмысления человеком самого себя и своего отношения к другим. Мораль - это данный кем-то свод правил, обязательных к исполнению без всякой рефлексии. Именно поэтому, уважаемый Илларион, вы как огня боитесь философии - ведь она делает человека ответственным в своей свободе, в то время как религия делает его безответственным в своём рабстве. Вы упорно связываете нравственность с религией, лукаво забывая о философии, ведь философия - это всегда диалог, а религия - это всегда диктат. Не вам ли знать об этом, господин богослов?
Впрочем, чего мы все ожидали? Поиск ответов на вечные вопросы бытия Кант называл антропологической данностью человека. Этот поиск можно осуществлять либо в рамках религии, либо в рамках философии. Философию долго и активно убивали все, кому не лень: начиная с позитивистов 19-го века, заканчивая постмодернистами 21-го. Казалось, сбросив иго этих «демагогов-философов», мы обретём настоящую свободу научного мышления. Могли ли мы предположить, что в результате окажемся в таком диком положении?