Неплохая
статья Вячеслава Чубарова «Японский транзит» в последнем «Эксперте». Беру оттуда данные, выводы, как обычно, свои собственные.
Основная интрига (и контекст) - Япония попыталась несколько десятилетий назад отойти от экспортной экономики и развить внутренний рынок. То есть реализовала то будущее, которое сейчас прочат Китаю. Результат: государственный долг в этом году превысит 200% ВВП (для сравнения - у России несколько десятков процентов, не помню точно сколько), в 2010 году он вырастет до 227% ВВП. Вообще-то это означает близость к банкротству. Уже сейчас 65% бюджета (65% бюджета!) расходуется на погашение долгов. Налоговые поступления при этом упали до самого низкого уровня за последнее десятилетие ($413 млрд).
Дальше Чубаров хорошо пишет: «Япония так и не смогла избавиться от модели копирующего развития, не смогла стать самостоятельным экономическим лидером. После так называемой революции Мэйдзи 1866-1869 годов страна стала проводить социально-экономические реформы, копируя Англию. Успехи в последующее тридцатилетие в значительной степени были обусловлены применением этого опыта. Но когда в экономическом и технологическом плане Япония приблизилась к Великобритании, страну поразил затяжной экономический кризис. Шел он на протяжении всех 1920-х годов, и выход из него японская элита нашла только в активном участии во Второй мировой войне».
После войны эта история повторилась с США - Япония сделала ставку на экспорт в Америку и ориентировалась на нее на протяжении 40 лет. Но опять же, пишет Чубаров: «Достигнув во многом паритета с Америкой, Япония, как и 70 лет назад, не пошла дальше, а впала в самый тяжелый и затяжной послевоенный кризис и стагнацию. Страна вновь не смогла перейти на внутренние инновационные принципы развития».
Дальше Чубаров пишет, что во многом трудности Японии усугубляются тем, что у нее появился мощный экономический соперник в виде Китая, и тут я уже с ним не согласен. Точнее, это было полностью справедливо в недавнем прошлом, но, с моей точки зрения, он совершенно напрасно это экстраполирует на будущее. Китай, похоже, подошел сейчас к той самой черте, к которой два раза подходила Япония - и результаты будут такие же.
Копируя какой-то оригинал, можно достичь быстрых успехов, но так невозможно построить прочное будущее. Рано или поздно наступает момент, когда эта модель выдыхается, и дальше совершенно непонятно что делать. Рынок ведь складывается из усилий и профессиональных навыков множества людей, и эти люди оказываются в растерянности - они продолжают делать то же, что вчера, но модель исчерпала себя, и общее положение только ухудшается. Едва ли не единственный пример удавшейся модернизации с копированием чужого опыта - это петровская, но Петр, вообще говоря, очень критично подходил к западному опыту, при тех огромных заимствованиях, которые были сделаны. В результате его модель оказалась гораздо более жизнеспособна, чем два азиатских эксперимента, японский и китайский.