Пишет
Галковский: «Например, сейчас перекрыто 90% русской эмигрантской литературы. Сделано это специально, чтобы разорвать культурную преемственность. Эмигрантская периодика выходила небольшими тиражами, через границу перевозилось и того меньше. Правообладатели этой литературы, как правило, ее не воспроизводят, в интернет вывешивают только за деньги. Это смешно, потому что такого рода литература не только НЕ ДОЛЖНА приносить прибыли, а во всем мире еще приплачивают не только ее издателям, но и ее ПОКУПАТЕЛЯМ».
ЛЮБАЯ литература должна приносить прибыль, Дмитрий Евгеньевич. Любая, которая вызывает интерес. Эту сферу постиг настолько жестокий разгром (по сравнению с 19 веком), что мы уже забыли как это было и теперь ссоримся и грыземся тут за мельчайшие копейки. Как русские эмигранты первой волны, которые недавно считали алмазы в шкатулках, а через пару месяцев - копейки на парижский суп или картошку.
Розанов за свой ЖЖ («Уединенное», «Мимолетное», «Опавшие листья») получал сотни тысяч долларов на наши деньги (за каждый том). А вы свой ЖЖ ведете бесплатно. И все считают это нормальным. Между тем если бы каждый из нас добавлял в конце поста ремарочку (по типу «за этот текст эти скоты мне опять не заплатили деньги»), возможно, через некоторое время в русском культурном пространстве что-то бы поменялось.
Но конечно, за это не должен платить читатель. Он уже приучен к бесплатному, хорошо это или плохо - но это свершившийся факт. Каждый из нас может сформировать себе литературную, политическую, философскую или аналитическую ленту (или всё сразу) и получать первоклассный материал бесплатно, слава Богу поэты и философы в России не перевелись.
Есть такое понятие, как «общее благо», немного странно об этом напоминать, потому что оно исчезло с двух концов и в противоположных направлениях, и там и там превратившись в банальность, почти в отсутствие понятия. Во все сферы нашей жизни оно просто вплавилось на автомате - понятно, что без этой штуки просто не замостить улицу с фонарями, которой потом все будут пользоваться. Деньги собирают со всех и не спрашивая (в виде налогов), на этапе реализации неизбежны всякие злоупотребления, но все-таки улицы с фонарями у нас есть, и мы успешно ими пользуемся. Так происходит во всех сферах нашей жизни.
Кроме одной - литературы. Совершенно непонятно, зачем выделять каким-то тьмутараканским театрам дотации, если они занимаются тем, что пережевывают и дурно переваривают тексты столетней свежести. И при этом никогда и ни при каких обстоятельствах не дотировать возникновение САМИХ ТЕКСТОВ. Сколько Россия задолжала Вам за Ваш журнал? Почему Вы никогда не пишете об этом? Не является ли унизительным, что Вы вынуждены это делать бесплатно, и не разрывает ли это культурную преемственность гораздо больше, чем недоступность эмигрантских архивов (что тоже, конечно, неправильно)?
Бродский говорил однажды Волкову: «Тут Пунины сообразили, что архив Ахматовой надо срочно прибирать к рукам, покуда не поздно. И продали его в три места - в Москве в ЦГАЛИ, а в Ленинграде в Пушкинский дом и Публичную библиотеку, получив в трех местах разные красные цены. Пунины - одно из самых гнусных явлений, которые мне довелось наблюдать в своей жизни».
Происходит дикая и парадоксальная вещь. Пока была жива Анна Андреевна, у нее была масса черновиков и архивов, и постоянно появлялись свежие тексты. Все прекрасно понимали, кто такая Ахматова, по крайней мере в Пушкинском доме и ЦГАЛИ точно. Но отнести туда листок из блокнота со своей записью и получить за это хоть пять копеек у нее не было никакой возможности (при том что в деньгах она постоянно нуждалась). А сразу после смерти - никаких проблем, архивы готовы платить за это государственные деньги, только достается это по понятным причинам кому угодно, только не автору, написавшему текст. Но это было дикое и людоедское советское время - сейчас, правда, с этим стало еще гораздо хуже.
Мы должны целенаправленно бороться с этой ситуацией. Мы должны звонить во все колокола и продумывать разные схемы, как тут можно было бы добиться хотя бы частичного исправления существующего положения дел. Хорошо бы приличным авторам забастовку объявить хотя бы лет на пять в качестве превентивной меры, но только русский читатель... как бы это сказать покультурнее... Мне вот в армии хороший способ рассказали, один человек там был на такой армейской ферме, так он с бесхитростным видом мне говорил, что если свинью долго не кормить, она начинает питаться тем-что-есть и таким образом убирать за ней не надо, это очень экономит силы. Правда, потом мясо отдает не-тем-что-надо запахом - как бы и вся Россия не протухла. Так что кормить ее интеллектуальной и художественной и философской и поэтической продукцией все-таки надо, но надо подумать над тем, как это делать по-другому.