Хочу рассказать о тех учителях, которых до сих пор время от времени вспоминаю.
Я назову их имена и фамилии - вдруг кому-нибудь из их учеников попадется на глаза этот текст.
Как можно узнать из моего «профайла», я учился в Минской школе N 4 с 1948 по 1958 год. Она располагалась на углу улиц Красноармейской и Кирова рядом с библиотекой имени Ленина.
Это было здание довоенной постройки. Вот фото 1953 года с сайта
onliner.by.
Как и абсолютное большинство школ в Минске в то время, она была русской. Когда я в эту школу поступил, было раздельное обучение. Классе в пятом был совершен возврат к смешанному обучению. Половину девчонок из школы N 2 перевели к нам, в четвертую, а половину пацанов из нашей школы - во вторую.
Процесс объединения был очень болезненным, особенно страдали девчонки, имели место случаи совершенно дикого хулиганства, но постепенно все пришло в определенное равновесие. Наша школа имела репутацию хорошей, она находилась в центре, и в ней училось довольно много детей «ответственных работников».
Большинство учителей были людьми среднего и старшего возраста. Я здесь назову только тех, кого с благодарностью вспоминаю.
Леонард Мамонтович Филиппович учил нас русскому языку и литературе в 5 - 7 классах. И научил большинство учеников писать без ошибок и уважать русскую литературу XIX века. Высокий, худощавый, волосы с проседью. В восьмом классе его заменила другая учительница. Позже мы узнали, почему. Оказывается, у него не было высшего образования, поэтому он не имел права преподавать в старших классах. Он не учился в пединституте, а окончил всего лишь гимназию до революции. Случайно выяснилось, что кроме русского языка он прекрасно знал французский, немецкий и латынь, а также хорошо играл на скрипке. Писал каллиграфическим почерком с нажимом, пером «рондо». В контрольных работах часто вместо подписи изображал скрипичный ключ.Тут следует напомнить, что в школе тогда писали простыми ручками, обмакивая перо в чернила. Когда я уже окончил школу, мама проговорилась, что Леонард немало посидел в тюрьме.
Семен Семенович Белобородов преподавал историю древних и средних веков. Знал ее блестяще, цитировал наизусть «Одиссею» и «Илиаду». Азартно рассказывал о Кромвеле. Семен Семенович - худой блондин маленького роста, очень быстрый и подвижный. всегда элегантный. Рассказывая, он метался по классу. Внешностью и прической он был похож на генералиссимуса Суворова.
Илья Ильич Кухарев - учитель белорусского языка и литературы и завуч. Согласно всеобщему мнению этот предмет считался абсолютно бесполезным и даже вредным, поскольку он очень близок к русскому, но имеет другое правописание. Носители белорусского языка приобретают характерный акцент, который мешает в этом русскоязычном мире. Он мало того, что научил меня белорусскому языку, а еще и привил к нему любовь и уважение. Уезжая в Израиль, я взял с собой не очень много книг, но среди них есть томик стихов Якуба Коласа и собрание сочинений Владимира Короткевича на белорусском языке.
Зиновий Ильич Савиковский, по инициалам и по прозвищу ЗИС. Учил нас математике в старших классах. Внешностью походил на своего тезку Зиновия Гердта. Вьющиеся седые волосы с большой залысиной. Слегка картавил. Он был одним из лучших учителей математики в городе. Игнорируя слабых учеников, он основное внимание уделял сильным. Меня он научил понимать изящество математики как науки, за что я ему очень благодарен.
Ия Петровна, фамилию, к сожалению, не помню. Очень полная строгая женщина, чем-то мне ее напоминала Федосеева-Шукшина. Говорила на уроках очень тихим голосом, но почему-то ее всегда было прекрасно слышно. Блестящий учитель химии, прекрасно ставила опыты. Благодаря ей я до сих пор помню основы неорганической химии.
Лидия Яковлевна Каданская - наш классный руководитель в 8-10 классах и учитель физики. Кроме того, что она знала физику, она в трудную минуту всегда была готова защитить своего ученика.
Самое главное, все эти учителя не только знали свой предмет - они умели учить и уважали тех, кто учится.
Было еще множество других учителей, писать о которых я не буду.