Пираты. Приложение 1

Oct 02, 2008 19:04


Начало...


Перевод статьи "Piracy and Armed Response on Ships", Maritime Link. September 08, 2008.

Пиратство и вооруженный ответ на него

Современное пиратство напоминает прохудившуюся трубу - заткнешь ее одним пальцем и думаешь - вот, закрыл, и тут струя воды ударяет прямо в лицо из другодо места. Недавнее одобрение Советом Безопасности ООН использовании иностранных военно-морских сил для защиты судоходства от пиратских нападений у побережья Сомали немедленно привело к тому, что лидеры сомалийской оппозиции выступили против санкций, установленных Советом Безопасности на ближайшие шесть месяцев, заявив, что ООН намерена "узурпировать их побережья и грабить морские ресурсы".

Несмотря на принятие некоторых долгосрочных решений на этом фронте, зловещие и устойчивые вспышка пиратства (и военной активности) вновь появились в Нигерии. Угроза для нефтяной промышленности (в том числе в отношении судов и персонала морских буровых платформ) со стороны хорошо организованых и вооруженных групп боевиков в дельте реки Нигер становятся все более опасной, на момент написания этой статьи нигерийские боевики организовали два нападения на суда военно-морского флота, патрулирующие нефтедобывающие регионы страны. Результатом этого явилось сокращение производства нефти, что в бурное для нефтяного рынка время ведет к далеко идущим последствиям, влияя на мировую экономику.

Другие районы повышенного риска, где наблюдаются вспышки пиратской активности в течение года это Бангладеш, Аденский залив Красного моря, Танзания и Перу. Шри-Ланка и Йемен также были ранее добавлены Ллойдом в список регионов "военных рисков". Последние исследования организации RAND показывают, что количество инцидентов с пиратством во всем мире увеличилось на 68 процентов в период с 2000 по 2006 год, по сравнению с предыдущим шестилетним периодом.

Автор доклада старший аналитико RAND Питер Чок (Peter Chalk) полагает, что мы можем ожидать большего от пиратов. "Морская средa, скорее всего, останется излюбленным театром вооруженного насилия, преступности и терроризмa с учетом еe просторов, отсутстви регулирования и общего значения в качестве важного канала международной торговли".

Потенциальная опасность всех морских перевозок диктует необходимость разработать инструкции, рекомендации и организовать поддержку для капитанов и членов экипажа с тем, чтобы наилучшим образом подготовить их к борьбе с подобными ситуациями, если они возникнут. Тем не менее, все еще царит путаница: одни региональных органы власти и организации выступают за вооруженный отпор, а другие видят опасность эскалации потенциального вооруженного конфликта.

Решения, предлагаемые RAND в большей степени акцентируют внимание на разработке стратегий для борьбы с более типичными и вероятными нападенями, а не с террористической угрозой. Однако уделяя основное внимание атакам "низкого уровня", не следует забывать о том, что пиратство и военная активность взаимосвязаны, и от эскалации терроризма их отделяет лишь короткий шаг.

RAND также предупреждает о возможности атак на круизные суда и пассажирские паромы. Хотя они, как правило, более защищены по сравнению с другими коммерческими судами, они, правда по разным причинам, очень привлекательны для пиратов и террористов, Захват круизного лайнера будет прибыльным для пиратов и произведет много шума, необходимого для террористической ячейки.

В свете всего вышесказанного поразительно, как мало сделано на международном уровне для борьбы с такими нападениями, несмотря на очевидную опасность как для жизни людей, так и создания потенциальной экономической нестабильности - перебои в добыче нефти лишь один пример тому.

Есть ряд минимальных мер, которые могут и должны быть рассмотрены судовладельцами и портовыми властями в рамках подготовки к возможным пиратским инцидентам, причем выдача огнестрельного оружия не обязательно является единственным решением при рассмотрении мер сдерживания и противодействия.

Интересно, что доклад RAND справедливо делает вывод, что необходимо повышение морской безопасности и проведение мероприятий на постоянной основе. Коммерческому морскому сектору также необходимо позаботиться о применении защитных технологий и новых средств коммуникации в качестве дополнительной меры.

Современные пираты являются гораздо более организованными и жестокими, чем когда-либо прежде, преступники имеют доступ к новейшему оборудованию. Нападения пиратов обходятся морской отрасли в миллионы долларов, и поэтому должны быть рассмотрены серьезные инвестиции для целей их предотвращения и борьбы с ними.

Рассмотрим, какие методы мы считаем "наилучшими"? Наличие компаний по обеспечению морской безопасности, играющих ключевую роль в организации законодательной основы для выполнения этой работы, обладающих соответствующим опытом, прозрачностью и высокими стандартами обучения, является несомненно частью ответа на вопрос, как предотвращать нападения на суда и реагирования на них.

Но какой именно уровень защиты «правильный»? Первый вариант, по мнению некоторых, состоит в том, чтобы ответить ударом на удар - для этого на борту должны быть специалисты, вооруженная охрана или вооруженный экипаж. Но должны ли суда, буровые установки и портовые плавсредства иметь специальные группы вооруженных охранников на борту, или нужно вооружить огнестрельным оружием обычных членов экипажа? Ответ: вооружение экипажа не обязательно.

Риски предоставления оружия, подготовки экипажей судов, являются значительными. Это может показаться очевидным, но позволяя кому-то брать в руки оружие без инструктажа (или при наличии неверного инструктажа) может в лучшем случае сделать все мероприятие неэффективным, когда речь доходит до критической ситуации. А в худшем случае - привести к гибели людий. Стрельба над носовой частью судна - это одно дело, но схватка на борту, применение и эффективное использование оружия в узком пространстве судна - это последнее, что хочется видеть - только специалисты в такого рода конфликтах должны действовать в такой напряженной ситуации.

Подготовка к использованию огнестрельного оружия является длительным и серьезным делом. Все наши вооруженные сотрудники безопасности проходят специальную подготовку в обращении с оружием, обслуживании его и обучаются правилам ведения боевых действий в одном из наших учебных заведений, а также конкретные курсы повышения квалификации проводятся (по возможности) на борту судов.

Было бы неуместно раскрывать здесь правила ведения боевых действий на судне при использовании оружия. Однако такие правила существуют. Они могут быть включены в план судовой безопасности, согласованы с клиентом (и капитаном), а любые вооруженные сотрудники службы охраны должны быть хорошо тренированы для выполнения всех аспектов этих правил.

Кроме того, хотя мы и даем квалифицированных инструкторов на суда, мы, как правило, не ведем боевой подготовки экипажа, так как это может привести к многочисленным конфликтам, в частности со страховыми компаниями и компаниями взаимного страхования (P&I clubs), которые стремятся расширить в этом случае покрытие для экипажа. Нам приходится нести значительные дополнительные страховые расходы для себя, связанные с использованием огнестрельного оружия.

Проблема размещения оружия на борту связана не только со страхованием. Существует строгое правило: капитан сохраняет полный суверенитет над оружием на судне. Кроме того, следует помнить, что некоторые порты по всему миру не позволяют причаливать судам с оружием на борту - даже если оно хранится в опечатанной кладовой - и имеются серьезные правовые последствия для тех, кто не подчиняется этим правилам.

Международная морская организация (International Maritime Organization) фактически препятствует использованию оружия, а нападение на круизное судно Seabourn Spirit демонстрирует, что агрессия может быть отражена с помощью акустических систем безопасности и других контрмер без применения оружия. Наличие качественных и хорошо проверенных спецсредств оказалось весьма эффективным сдерживающим фактором в данном конкретном вооруженном нападении. Это был тот случай, когда опытный, авторитетный в вопросах безопасности поставщик смог помочь, предлагая оценки уровня безопасности, практические решения и грамотные рекомендации. В ходе анализа рисков должны быть рассмотрны все варианты, и зачастую выбираются не смертоносные методы сдерживания и реагирования. Эффективное освещение является обязательным, но часто упускается из виду. Постоянные часовые, и даже физические барьеры, установленные на судах с низкими бортами - это часть методов, которые легко реализуются. Патрулирование палубы днем и ночью также помогает. Эффективными могут быть нелетальные акустические устройства, таких как LRAD*. Радиолокатор, видеокамеры, тепловизионная техника и электрические ограждения должны использоваться до огнестрельному оружия.

Тем не менее, существует ошибочное мнение, что эти методы не требуют особой подготовки. Все эти устройства могут быть полезны только при условии, если с ними работают подготовленные операторы, и определны четкие правила их использования.

Проблема пиратства, безусловно, остается серьезной. Решение этой проблемы требует оперативной мобилизации ресурсов и финансов. За исключением тех районов, которые были затронуты в RAND, нет никаких четких указаний, как разделить решение этой проблемы между перенапряженным военно-морским флотом и перегруженными работой экипажами торговых судов. Ясно, что для того чтобы задействовать все методы, упомянутые выше, нужна внешняя помощь, ответственные организаторы морских служб безопасности должны иметь возможности для работы.

Если правительства хотят принять эффективных меры по борьбе с пиратством, они должны не накладывать ограничения, а ввести глобальный стандарт на деятельность и процедуры аттестации для всех охранных компаний, а также выделить средства, чтобы помочь судоходным компаниям и учреждениям облегчить финансовое бремя по обеспечению морской безопасности. В конце концов, именно потребитель будет платить по счету, потому что затраты на дополнительные меры безопасности в конечном итоге оплачиваются из его кармана. А еще члены экипажей судов заплатит своей жизнью, если помощь не будет оказана.

* Звуковая пушка LRAD (прим перев.)
LRAD - Long Range Acoustic Device (звуковое устройство дальнего действия), была разработана корпорацией American Technology по заказу Пентагона после нападения террористов на американский эсминец Cole в Йемене в 2000 году.
Установка весит порядка 20 кг, имеет "тарелку" полусферической формы диаметром около метра и внешне похожа на прожектор или локатор. Она производит узконаправленный пронзительный звук высокой частоты, похожий на вой пожарной сирены, но гораздо громче. Громкость LRAD достигает 150 дБ и может даже повредить слуховой аппарат человека (для сравнения: у пожарной сирены - 80-90 дБ). При этом частота звуковых колебаний составляет 2100-3100 Гц. Но такие характеристики звук имеет только внутри узкого луча, так что звуковой удар не вредит оператору, а поражает только врагов. "Пушка" воздействует на противника силой звука, оглушая его и вызывая болевой шок.

Приложение 2...
Приложение 3...
Приложение 4...
Приложение 5...

Цитаты, Политика, Пираты, Перевод

Previous post Next post
Up