«Сотвори им, Господи, вечную память».

May 15, 2015 15:17


 

Братские захоронения…
Сколько их, безымянных, покоится в братских могилах некогда нашей большой страны. Сейчас стало модным переписывать историю в угоду политической элитe, «прогибаться перед нынешней властью». Но мода - штука капризная и изменчивая, а ПАМЯТЬ имеет другую величину.
70 лет мира. А память еще хранит горечь потерь, боль утрат, которая порой кажется чудовищной. Наша память позволяет нам оставаться людьми и быть благодарными нашим ПРЕДКАМ, которые жили, воевали, умирали во имя будущего, во имя нас, живущих сегодня.

8 мая, солнечным утром руководство Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины, члены Совета, служащие и прихожане общины собрались у братских захоронений на Ивановском кладбище, чтобы возложить цветы и почтить память советских воинов. На кладбище Памятный восьмиконечный Крест - красноармейцам, погибшим в первые дни Великой Отечественной войны.
Может быть, по меркам многих 20-25 человек пришедших - это небольшая цифра, но ведь у каждого из них есть своя ПАМЯТЬ, своя родословная. В каждой семье хранят память о тех, кто воевал, погиб на поле боя, замучен в концлагерях, умер от ранений в госпиталях, и тех, кто вернулся с войны победителем. Их память о годах войны и об одном дне Победы! Они помнят о погибших товарищах, друзьях, о тех ужасах войны, которую пережили и еще помнят радость от этого сладкого слова - ПОБЕДА! ВЕСНА! МИР!

... В том, далеком 1941 году в оккупированной Риге никто из них не думал, что мы - их потомки, будем называть исполненный ими христианский долг - подвигом. Но это так. Мало того, что прихожане 2-х религиозных общин - староверы и православные Московского форштадта в дни оккупации захоронили в братских могилах около тысячи красноармейцев, они еще отслужили литию на месте их погребения и установили Памятный крест. Установленный летом 1942 года, памятник является единственным монументом советским воинам на оккупированных территориях. Аналогов этому в истории нет!



Председатель Совета общины Александр Андреевич Лотко после возложения цветов сказал, что многие староверы и православные за исполненный христианский акт милосердия были арестованы гестапо, подвержены допросам, пыткам, другие - расстреляны, но наши предки сильны были верой и убеждениями. В те дни 1941 года причетники общины, от безусых подростков до убеленных сединой стариков, пошли со старшим духовным наставником и председателем общины о. Львом Сергеевичем Мурниковым на Ивановское кладбище. По-христиански предали тела погибших земле и отслужили литию по усопшим. Хоронили погибших в боях за Ригу всем староверским миром.
Наши предки не только похоронили красноармейцев, организовали сбор средств на установку памятника, они еще помогали чем могли русским военнопленным. Это тот духовный долг и подвиг, который помнят и чтут рижские староверы.



Старший духовный наставник о. Лев Сергеевич Мурников,
он же председатель Рижской Гребенщиковской общины
Илларион Иванович Иванов, руководитель Издательско-просветительного отдела общины привлёк всеобщее внимание к тому, что к содержанию в порядке братских захоронений ответственно подошли не только работники Ивановского кладбища, а в первую очередь члены Молодежного братства, дети Воскресной детской школы общины и их родители.
В те далекие военные годы одним из инициаторов сбора средств для установления памятника был Константин Романович Портнов и его жена Камита Емельяновна Портнова (ур. Ершова).



Камита Емельяновна и Константин Романович Портнов.
Фото с сайта "Русские Латвии"
Староверскую семью учителей, которые активно участвовали и в сборе помощи для русских военнопленных после задержания и пыток увезли в концентрационный лагерь в Саласпилс, но до лагеря их не довезли - расстреляли по дороге. Место их захоронения неизвестно.

Что мы сейчас знаем и помним об этой старообрядческой семье? Камита Емельяновна, учитель русского языка и литературы, во всем была помощницей своему мужу Константину Романовичу. Константина Романовича, образованного, смелого в своих гражданских позициях, хорошо знали рижане-староверы. Он пользовался авторитетом, и поэтому на его призыв об увековечении памяти погибшим солдатам откликнулись сотни верующих.
Константин Портнов был одним из организаторов и активным членом Кружка ревнителей русской старины. Вместе с Иваном Никифоровичем Заволово преподавал Закон Божий в основной школе № 5 и в Русской правительственной гимназии. Был одним из инициаторов создания просветительского журнала "Родная старина", выступал с лекциями по истории староверия. Крепкий духом в Древлеправосланой вере, он много времени посвящал молодежи, воспитанию ее в русском духе и традициях.

Мы не знаем многих имен, но с благодарностью вспоминаем имена духовных наставников двух русских приходов и многих прихожан-мирян, погибших, замученных, расстрелянных в дни Великой отечественной войны и годы оккупации.
Безымянные солдаты, которых провожали и не дождались с войны матери, жены, сестры, невесты, дети, лежат в братской могиле на Ивановском кладбище. Сотни неизвестных имен.
О них и о многих других родных и близких вспоминали рижские староверы, преклонив головы 8 мая на Братской могиле Ивановского кладбища, на утренней панихиде 9 мая в Успенском храме Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины. Вспомнят о них и в День Святой Троицы, когда причетники и духовные наставники по традиции будут служить литию на братском кладбище

Ригу освободили накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы, 13 октября 1944 года. В городе еще были слышны отголоски боев. Староверы всю ночь молились в Успенском храме, а утром 14 октября Ригу встретила непривычная тишина после боев и белоснежный снег на булыжных мостовых Московского форштадта.
Многие из нас, никогда не видевшие войны и выросшие под мирным небом, знают о войне из рассказов наших дедушек и бабушек, пап и мам, теть и дядь, книг и фильмов. А они - наши родные, жившие во время войны, помнят холодеющий ужас от слова «гестапо» и помнят зарево победного ликования окончания войны.
Достойны ли мы их ПАМЯТИ, всего того, что они сделали для нас? Трудно судить. Но слова БЛАГОДАРНОСТИ нашим предкам за их подвиг высечены на памятнике братской могилы Ивановского кладбища:
«От Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины павшим воинам в боях под Ригой в июне 1941 года. Сотвори им, Господи, вечную память».











Мы - осколки Великой Руси,
Половодьем разбитый лед.
Дождь холодный нас оросит
И течение унесет.

Под палящим Солнцем растаем,
Растворимся в реках чужих,
Бесприютной водою станем,
Позабыв об истоках своих.

Будет нас хлестать непогода,
Станут волны швырять и ветра,
А ведь мы назывались народом,
Непокорным еще вчера.

Но, развеяв сомнения, снова
Благодать нам Господь пошлет.
Станет крепким Русское Слово
И за Веру восстанет народ.
Георгий Савельевич Корольков*

Ирина Шурмель,
сотрудник Издательского отдела Рижской
Гребенщиковской старообрядческой общины

Фотографии майских дней 2015 г. сделаны Г.Корольковым

староверы. Рига, Ивановское кладбище, воинские захоронения

Previous post Next post
Up