Усадьба Дурасова в Люблино

Feb 04, 2023 10:07

На московских просторах каких только местечек не найдешь. Одно из них - усадьба Дурасова в Люблино. Была я там лет …цать тому назад на концерте классической музыки в главном усадебном доме. С этим местом связаны воспоминания.
«ЛюблИно милое, где легкий, светлый дом
Любуется собой над сребряным прудом.»
(Александр Воейков, 1816 г.)
Когда-то это была загородная дача, сегодня - даже не окраина Москвы.
Бывшая вотчина Годуновых, бывшее Годуново. Когда земли переходят к князьям Прозоровским, место уже на века получает название Люблино. Только не Люблинό, как мы теперь говорим, а ЛюблИно. Причем тут любовь, осталось загадкой.
К концу XVIII века имение перешло к Разумовским, а затем к Урусовым.
В 1800 году усадьба переходит к московскому помещику Николаю Алексеевичу Дурасову (1760-1818гг.) - статский советник, любимец Павла I.



DSC03412.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU




DSC03351.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC03341.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC03342.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC03352.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

Помещик Дурасов был знаменит своим богатством, оригинальностью и гостеприимностью.
В биографии Дурасова остается множество белых пятен. Неизвестно даже, как он выглядел - не сохранилось ни одного изображения баснословного богача, который получил в наследство 11 металлургических заводов на Урале и множество земельных владений в разных губерниях. Есть лишь одно свидетельство, в котором косвенно упоминается его внешность. Посетившая Люблино в 1806 году компаньонка княгини Дашковой англичанка Кэтрин Вильмот писала:
«…Все было как в волшебном замке; правда, невысокого Дурасова скорее можно принять за карлика, а не за рыцаря - владельца такого изумительного поместья».
В Москву родители Николая Алексеевича перебрались в последней четверти XVIII века из Симбирска. Память о семье сохранилась в названии Дурасовского переулка, проходящего по бывшей границе их обширной городской усадьбы. Ее центром был роскошный трехэтажный особняк с фронтоном и колоннами, построенный в 1790-х Матвеем Казаковым по заказу отца будущего владельца Люблина. Сегодня это здание на Покровском бульваре, считающееся одним из лучших образцов зрелого классицизма в Москве, занимает Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

К первоклассным памятникам этого стиля относится и трехъярусный главный дом усадьбы, построенный по уникальному для московской архитектуры плану, - в виде равноконечного креста, наложенного на окружность. Круг складывается из двухрядных колоннад открытых галерей.
Как и все, что связано с Дурасовым, имя архитектора, который возвел для него в семи верстах от города палладианскую виллу с пейзажным парком и прудом, нельзя назвать с уверенностью. Даже дата постройки указывается предположительно в диапазоне между 1801 и 1806 годами.



DSC03354.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC03360.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

Здесь обитают приведения:



DSC03355.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC03361.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

Что удивительно, так это то, что почти все памятники архитектуры, а также их планировка сохранились до наших дней. Люблино было построено по проекту зодчего Ивана Еготова, однако есть гипотеза, что создателем усадьбы был Родион Казаков, а Еготов следил за реализацией его проекта. Такое предположение существует потому, что оба работали над Кузьминками таким образом позднее.
Еготов был одним из множества архитекторов, кто поработал в соседнем имении Голицыных в Кузьминках, причем в обеих усадьбах в отделке зданий использованы одинаковые барельефы.



DSC03353.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC03356.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC03357.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

Большую художественную ценность имеют восстановленные интерьеры дворца, который предназначался не для проживания, а для развлечений. Здание несет в себе идею храма искусства, посвященного Аполлону - установленная на бельведере статуя божества когда-то царила над окрестностями. Античные сюжеты преобладают и во внутреннем оформлении дворца, который расписывал известный декоратор Доменико Скотти.

В теплое время года во дворце устраивались пышные приемы. Один из первых, был организован в честь княгини Е.Р. Дашковой.
В зимнее время жизнь в усадьбе не замирала. Приемы также проводились, но уже не во дворце, а в теплых залах оранжереи. Обеды у Дурасова славились изысками русской кухни и сопровождались игрой крепостных музыкантов.
Однако когда того требовали обстоятельства, он мог проявить выдержку, твердость и серьезность характера.
В 1812 году Дурасов принял деятельное участие в создании московского ополчения. Он не только выделил для него часть своих крепостных, но и взял на себя организацию быта солдат. Занял должность помощника начальника комиссариатской части, в ведении которой были оружие и амуниция военных.
После изгнания Наполеона Николай Алексеевич продолжил участие в общественных делах, связанных с восстановлением Москвы и ее окрестностей. В частности, он состоял в комиссии, которая занималась выделением ссуд жителям столицы, пострадавшим во время Отечественной войны.

Центральный круглый зал (диаметр - чуть больше 11 метров) посвящен утру. О восходе солнца напоминают форма зала, рисунок паркета с расходящимися из центра лучами и потолочный плафон, на котором изображен утренний выход богини Венеры.
Круглый зал использовался как парадная столовая и освещался канделябрами - бра добавили после реставрации 1950-х по образцу светильников из дворца Шереметевых в Останкине. Наверху также располагалась ныне скрытая оркестровая ниша - благодаря прекрасной акустике музыка разносилась по всему дворцу.



DSC03363.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC03366.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

Светло-зеленый мраморный зал символизировал летний день и предназначался для танцев. Через боковые двери гости могли совершить церемонный обход по круговым галереям первого этажа во время полонеза или котильона.



DSC03367.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC03370.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC03371.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

Розовая гостиная, окрашенная в тона закатного неба, символизирует вечер. Колонны композитного ордера делят ее на три части, делая похожей на парковую беседку. Декорация потолка и паркета - аллюзия на только-только появившиеся на небе звезды и их отражение на глади пруда.



DSC03375.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC03377.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

Кабинет:



DSC03378.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

В 1806 году Дурасов завел у себя в усадьбе крепостной театр, который соперничал с шереметевским за звание лучшего в Москве. В труппу входили до 120 актеров из крепостных крестьян, обучавшихся азам драматического искусства прямо в усадьбе. Труппу возглавлял известный московский артист и педагог Петр Плавильщиков.

Жилые и служебные помещения располагались на верхних этажах. Рядом с ним находился комплекс зданий крепостного театра Дурасова: театр, дом управляющего и театральная школа. Большую часть славы хозяину Люблино приносили постановки труппы писателя Петра Плавильщикова.

Второй этаж был закрыт для посещений. Поднявшись на третий этаж, я обнаружила, что оказалась там в полном одиночестве. Негромко сказала: "А!", - звук отскочил от стен и потолка, как мячик.



DSC03386.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC03387.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC03390.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC03384.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC03385.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC03383.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC03389.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC03392.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

Недалеко от театрального комплекса находился пансион для детей дворян, конный двор и здание оранжереи, где выращивались редкие деревья, декоративные растения и цветы, а для ананасов было выделено отдельное помещение. Поместье окружал парк, в центре которого был выкопан пруд, заполненный водой из реки Чурилихи. После смерча 1904 года парк удалось восстановить.

История крепостного театра Дурасова закончилась со смертью хозяина, не имевшего семьи и наследников. В Люблине сохранились перестроенные здания театра, театральной школы и пансиона для актеров, а также оранжерея и другие хозяйственные постройки.

Люблино унаследовала сестра Николая Алексеевича. Следующим примечательным хозяином усадьбы стал муж ее дочери боевой генерал Отечественной войны и литератор Александр Писарев.
В середине XIX века усадьбу приобрел купец первой гильдии, предприниматель Конан Голофтеев (1822-1896), при котором дворец перестроили, а усадебную территорию превратили в дачный поселок. Самым известным арендатором был Федор Достоевский, который в 1866 году «укрепился в Люблине в приятнейшей компании». Здесь, находясь по соседству с семьей своей сестры Веры Михайловны Ивановой, он дописывал «Преступление и наказание».
Любопытно, но при Дурасове в Люблине не было своего храма.

Усадьба серьезно пострадала во время знаменитого московского смерча 1904 года, самого разрушительного в истории города. Тогда дворец лишился мраморной статуи Аполлона. Унаследовавший Люблино от отца Николай Голофтеев заказал в Германии копию «Большой геркуланянки» из Дрезденского музея - изваяние женской фигуры в хитоне и плаще, сохранившееся в римской копии с греческого оригинала.



DSC03416.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC03418.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC03423.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU



DSC03424.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

Время обрезки деревьев:



DSC03334.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

В советское время усадьбу сначала отдали под коммунальное жилье, затем в ней размещались в разное время милиция, школа, Институт океанологии Академии наук СССР и лишь с 2003 года Люблино превратилось в музей.

* Продолжение следует.

** При написании использованы материалы:
https://vsemuzei.com/rossiya/informatsiya-ob-usadbe-lyublino
https://www.mos.ru/news/item/73156073/?ysclid=ldo5kdt4h3529788220

https://www.vokrugsveta.ru/articles/russkii-getsbi-kak-zhil-zagadochnyi-vladelec-usadby-lyublino-id741941/?ysclid=ldopegxuna627277917

Памятники истории, Дворец, Парки, Музей, Москва

Previous post Next post
Up