Боровск. Часть 3

Oct 21, 2018 17:42

Итак, продолжаем прогулку по Боровску.
Этот не совсем обычный старинный городок тесно связан с Циолковским.
Памятник К.Э. Циолковскому (скульптор С. Бычков) открыт 17 сентября 2007 года у подножия Боровского холма (городища). В Боровске Циолковский начинал свою карьеру учителя и создавал первые работы, стал отцом четверых детей, жил 12 лет, пока его не перевели с повышением в Калугу. Здесь находится его музей. Интересно, что копия боровского Циолковского установлена около планетария в городе Брисбен (Австралия) в рамках Дней России в Австралии в 2007 году.
Памятник кажется несколько странным. Мне видится, что автор тут не просто приземляет, но и умаляет Циолковского (размер не имеет значения, я имею в виду образное восприятие личности):



1.DSC06946.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU




2.DSC06944.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU

В январе 1880 г. К.Э.Циолковский приехал учительствовать в Боровск. По рекомендации жителей Боровска Циолковский «попал на хлеба к одному вдовцу с дочерью, жившему на окраине города» - Е.Г. Соколову, священнику единоверческой церкви. Новоиспечённому учителю сдали 2 комнаты со столом. Дочь Соколова Варя была почти ровесницей Циолковского (моложе его на два месяца). Её характер, трудолюбие пришлись по душе Константину Эдуардовичу, и вскоре, а именно 20 августа 1880 г., они поженились. «Венчаться мы ходили за 4 версты пешком (церковь Рождества Богородицы с. Роща), не наряжались. В церковь никого не пускали. Вернулись - и никто о нашем браке ничего не знал... Помню, в день венчания купил у соседа токарный станок и резал стекло для электрических машин. Всё же про свадьбу как-то пронюхали музыканты. Насилу их выпроводили. Напился только венчавший поп. И то угощал его не я, а хозяин».

В Боровске Циолковский с семьёй несколько раз менял квартиру.
Один дом, в котором они жили, сгорел. 23 апреля 1887 г. случился страшный пожар, уничтоживший почти все рукописи, чертежи и модели Константина Эдуардовича.
После этого пожара они сняли квартиру у огородницы М.М. Помухиной на ул. Круглой. Именно в этом доме (ныне ул. Циолковского д.49) располагается музей-квартира К.Э.Циолковского.
Улица и по сей день неасфальтирована:



3.DSC07024.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU

Такие домики там попадаются по пути:



4.DSC07055.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU

Невозможно спокойно пройти мимо красот осени:



5.DSC07030.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU



6.DSC07031.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU

Именно эту квартиру затопило во время разлива Протвы. «21 апреля 1889 года разлилась Протва. Вода хлынула на берег и залила молельню, напротив которой мы жили. Из молельни едва успели выскочить раскольники. Вода подошла к нашему дому, залила пол».



7.DSC07033.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU

Музей Циолковского в Боровске очень маленький и скромный (почти все личные вещи после смерти Константина Эдуардовича были переданы в калужский музей), однако довольно приятный.



8.DSC07037.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU



9.DSC07038.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU



10.DSC07039.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU



11.DSC07045.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU



12.DSC07047.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU



13.DSC07049.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU



14.DSC07050.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU

Не стану повторять и так широко известные биографические сведения о Циолковском, добавлю лишь несколько слов о его семье.
Меня поразили своей откровенностью с определённой долей цинизма его высказывания о браке:



10.DSC07042.jpg © danatapochkina.iMGSRC.RU

«У меня был врождённый аскетизм, и я ему всячески помогал. С женой мы всегда и всю жизнь спали в отдельных комнатах, иногда и через сени. Так я и она до глубокой старости сохранили силы и способность к умственной деятельности. Она и сейчас (75 лет) много читает. Хорошо ли это было: брачная жизнь без любви? Довольно ли в браке одного уважения? Кто отдал себя высшим целям, для того это хорошо. Но он жертвует своим счастьем и даже счастьем семьи. Последнего я тогда не понимал. Но потом это обнаружилось. От таких браков дети не бывают здоровы, удачны и радостны».

Он настолько откровенен в своих записях, что читая, порой испытываешь неловкость, будто подглядываешь в щёлку.

«Женитьба тоже была судьбою и великим двигателем, - как всегда откровенно писал Константин  Эдуардович. - Я, так сказать, сам на себя наложил страшные цепи. В жене я не обманулся, дети были ангелы, как и жена. Но чувство половой неудовлетворённости - сильнейшей из всех страстей - заставляло мой ум и силы напрягаться и искать... К вечному унижению глухоты присоединилось непрерывно действующее неудовлетворённое сердечное  чувство. Эти две силы гнали меня в жизни, как не могли гнать какие бы то ни было выдуманные, искусственные или педагогические средства».

При этом правнучка Циолковского, заведующая домом-музеем Циолковского в Калуге, Елена Тимошенкова рассказывает:
- Не знаю, осознавала ли мама, что он гений, но с уважением относилась к тому, что он делал. Тыл, который она обеспечивала, давал ему возможность творить. Один из хороших знакомых Константина Эдуардовича сказал, что неизвестно, стал бы Циолковский Циолковским, если бы рядом с ним не было Варвары Евграфовны.

Из семерых детей Циолковских только две дочери пережили отца и мать.
Мария Константиновна Циолковская-Костина вспоминала:
Терпеливый со школьниками, отец был невоздержан со своими детьми, горячился, кричал, и порою давал шлепок. Был очень строг и требовал безусловного повиновения.
С  годами  Циолковский  стал мягче к детям. Трагическая смерть старшего сына в 1902 году его сильно потрясла и надолго выбила из колеи. Старшие дети росли чужими в семье, да и друзей вне дома не имели. Во избежание шума Циолковский не разрешал им приводить товарищей, и при этом  считал неудобным, чтобы дети куда-либо ходили, не имея возможности пригласить к себе. Детей наказывал редко,  но и не  ласкал никогда ... А вот младшие дети выросли уже в иной обстановке, им К.Э. оказывал гораздо больше внимания.

Самый старший из сыновей Игнатий, одарённый юноша, будучи студентом Московского университета, где его прозвали «Архимедом», покончил жизнь самоубийством - отравился цианистым калием. Ему было 19 лет. Причина его поступка неизвестна. Он не оставил никаких посмертных записок. Второй сын Александр погиб при непонятных обстоятельствах. Родители получили извещение из Украины, где он работал учителем, о его смерти через четыре месяца после случившегося. Предположительно, это тоже был суицид. Леонтий умер годовалым от коклюша, Иван надорвался тяжёлым бревном, дочь Анна - от чахотки.

Вернувшись с похорон сына Игнатия Константин Эдуардович писал:
«Опять наступило страшно грустное, тяжёлое время, - писал он. - С самого утра, как только проснёшься, уже чувствуешь пустоту и ужас. Только через десяток лет это чувство притупилось». Константин  Эдуардович винил себя в случившемся. Ведь он знал о настроении Игнатия («жить не стоит»), знал, что тот начитался философов-пессимистов Ницше и Шопенгауэра. «Я тоже был виноват в развитии мрачного настроения сына, - писал Циолковский, - так как доказывал, что радостей столько же, сколько  и страданий. Мы-то остались живы, несмотря на свою проповедь, а других загубили».

Такова была расплата. Таким был Циолковский-человек.

Циолковский-учёный писал, что стремился не прожить даром жизнь, сделать что-нибудь полезное для людей. Он верил: в будущем его труды дадут человечеству «горы хлеба и бездну могущества».
Осознавал ли сам Циолковский или нет, но по своему складу и непреклонной воле он был сродни протопопу Аввакуму и боярыне Морозовой: как и старообрядческие мученики, он был готов идти за свои убеждения на костёр и плаху, на каторгу и в ссылку.
Циолковский-учёный говорил:
    «Мы должны оставить все внушённые нам правила морали и закона, если они вредят высшим целям. Всё нам можно и всё полезно - вот основной закон новой морали».
    «Время, возможно, существует, однако, мы не знаем, где его следует искать. Если время существует в природе, то оно ещё не открыто».
    «Ракета для меня только способ, только метод проникновения в глубины космоса, но отнюдь не самоцель … Будет иной способ передвижения в глубину космоса, приму и его. Вся суть - в переселении с Земли и в заселении космоса».
    «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе всё околосолнечное пространство».
    «Нет бога-творца, но есть космос, производящий солнца, планеты и живых существ: нет всемогущего бога, но есть Вселенная, которая распоряжается судьбой всех небесных тел и их жителей».
    «Невозможное сегодня станет возможным завтра».

* Продолжение следует.

** При написании использованы материалы:
http://www.2r.ru/articles/185
http://www.borovskold.ru/content.php?id=6&page=skevweiv_rus
http://www.delphis.ru/journal/article/konstantin-tsiolkovskii-razmyshleniya-o-zhizni
http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/tm/2017/15-16/44-49.pdf
https://krylatc.livejournal.com/4054.html

https://fakty.ua/206083-pravnuchka-konstantina-ciolkovskogo-kak-to-praded-skazal-gospodi-esli-ty-est-pokazhi-na-nebe-krest-ili-cheloveka-i-bog-otvetil

https://24smi.org/celebrity/4268-konstantin-tsiolkovskii.html

Боровск, Поколения, Осень, Моя страна, Памятники истории, Судьба, Люди, Путешествие, Музей

Previous post Next post
Up