"Здравозахоронение", 2007, США
Все врут /доктор Хаус/
Редкий документальный фильм, который зарабатывает вполне приличные деньги. И в этом парадокс капиталистического мира - когда его законы поддерживают антикапиталистическое кино. «Здравозахоронение» - один из трех китов скандально известного режиссера Майкла Мура, были ещё «Фаренгейт 9/11» (главный приз Канн) и «Боулинг для Колумбины» (Оскар). В ленте 2007 года Майкл Мур подбросил изрядную охапку дровишек в печку сторонников контрдоводов «А зато у вас негров линчуют». Мол, не такой уж эта Америка и рай на Земле, там, глядишь, от кариеса загнуться можно.
Как и положено в любом фильме, где главенствует какой-нибудь один тезис, все материалы подобраны строго в его пользу. То, что может трактоваться двояко, не рассматривается. Главный посыл «Здравозахоронения» - в США отвратительная медицина, в результате чего средняя продолжительность жизни американца и младенческая смертность куда хуже, чем даже в странах второго мира, не говоря уже о благословенной Норвегии. Лечат только по страховке и то норовят оформить отказ. Рак у тебя или диабет - ложись и помирай. И всё из-за политиков, Рейгана там или Хиллари Клинтон вкупе с сенаторами и конгрессменами, которые подпишут нужный закон, получат сотни тысяч и хлебную синекуру в какой-нибудь фармакологической компании, сволочи.
Так их, Майкл, врежь буржуям по сопатке, да с оттяжкой. И Майкл три часа вместе с дополнительными материалами врезывал. Вот работяге надо выбирать, какой отрезанный палец пришивать, средний за 60 тыщ или безымянный всего за 12. Вот добрые самаритяне, пострадавшие на развалинах башен-близнецов, плывут в Гуантанамо проситься, чтобы их полечили хотя бы наравне с террористами. Вот тетенька-страховщик пускает слезу, рассказывая, как делала карьеру, отказывая в выплатах по необходимым операциям. А во Франции лечатся бесплатно, попивая шампанское. А в Канаде лечатся бесплатно, попивая кленовый сироп. А на Кубе лечатся бесплатно, попивая гаванский ром. Почто воевали за свободу демократии, вопрошает Майкл Мур. Горе тебе, Америка!
И рукоплещут стоя Канны. И платят доллары зрители в кинотеатрах, втрое отбивая бюджет. Вот только почему-то меня терзают смутные сомнения. Ведь болеют все люди без исключения. Кто аппендицит вырезает, кто рожает, а у кого и, не дай бог, рак левого яичка. И, согласно увиденному, у всех без исключения должны быть непреодолимые трудности, как следствие, массовый исход в ту же Канаду, что сразу за околицей. Ан нет, стены пятиметровые от мексиканцев строят, тех же кубинцев на плотах во Флориде отлавливают, грин-карты пачками по всему миру раздают. Вот у меня в Беларуси никаких страховых полисов нет, и коронавирус хоккейных арен опасается, и аспирин за доллар 5 упаковок не проблема, а не эмигрируют к нам оклахомцы и техасцы, хоть тресни, помирают в своих Детройтах и Касл-Роках от повышенного сахара в крови.
Наверное, Майкл Мур зрителю не врал. Но и, вероятнее всего, обо многом умалчивал. О разных фондах, муниципальных учреждениях, и, главное, об уровне доходов, позволяющих оплатить медицинские расходы. Ведь не за железным занавесом американцы живут. В ту же Канаду могут съездить, сложить два плюс два. Но, черт побери, приятно, отсидев в очереди в районной поликлинике, думать, что, ладно, у меня пневмонию тройчаткой в ягодицу лечат, зато бесплатно, а где-то негров линчуют, то есть, отправляют помирать на уличную лавочку.
Что там ещё неотсмотренного у Мура? Давай про лунный трактор, про «все тупые», про спившихся команчей, про геев-негров-феминистов. В-ообщем, мы верим в тебя, Майкл!