Дева с разбитым кувшином. [Об оригинале и копиях (спойлер).] Две копии находятся в Берлине. Статуя «Milchmädchen» в парке замка Глинике, её подарила Карлу Прусскому его старшая сестра принцесса Шарлотта, ставшая императрицей Александрой Фёдоровной. И статуя «Milchmädchen» в парке усадьбы Бритц. Копия скульптуры Соколова была подарена Берлину в 1989 году. Усадьба и район Нойкёльн, в котором она расположена, являются партнёрами города Пушкин (Царское Село).
Фонтан «Молочница», получивший известность как «Царскосельская статуя», или «Девушка с кувшином», занимает особое место среди парковой скульптуры Царского Села (г. Пушкин, предместье Санкт-Петербурга), это единственная скульптура, специально исполненная для Екатерининского парка. Фигура Молочницы появилась здесь летом 1816 года.
Статуя исполнена известным скульптором П. П. Соколовым на сюжет басни Ж. Лафонтена «Молочница, или Кувшин с молоком» и отлита из бронзы в мастерской Императорской Академии художеств. Сюжет композиции позаимствован у французского баснописца 17 века Ж. Лафонтена: молодая крестьянская девушка, Перетта, отправилась на базар продавать молоко, но замечталась о возможном богатстве. Представив себя богатой, она подпрыгнула от радости и уронила кувшин с молоком. Кувшин разбился, молоко разлилось по земле, а девушка в печали присела у обочины дороги. В начале Великой Отечественной войны, перед вступлением в город Пушкин немецких частей, статую Молочницы зарыли в землю; благодаря этому фонтан не пострадал. Ныне бронзовый оригинал «Девушки с кувшином» (авторская гипсовая модель которой хранится в Государственном Русском музее) помещен в фонды музея-заповедника, а в парке установлена копия, отлитая в 1990 году. Это одна из самых известных достопримечательностей парка, воспетая А.С.Пушкиным в стихотворении "Царскосельская статуя" (1830) и превратившаяся в поэтический символ Царского Села. ( «Via» )
«Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила. Дева печально сидит, праздный держа черепок. Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой; Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит». \А.С.Пушкин\
«Там нимфа с таицкой водой, Водой, которой не разлиться, Там стала лебедем Фелица И бронзой Пушкин молодой». \И. Анненков\
Эта чугунная статуя является точной авторской копией (без каменного основания) с царскосельской скульптуры. «Сухановская дева» первоначально находилась в парке у источника, недалеко от пристани, а затем была перенесена к мавзолею. Теперь она, печалится неподалеку от могил Пестелей и Волконских. Пострадавшая от вандалов - нет кувшина, отбиты пальцы руки и ноги.
А. Ахматова. 1916 г. Царскосельская статуя
Уже кленовые листы На пруд слетают лебединый, И окровавлены кусты Неспешно зреющей рябины,
И ослепительно стройна, Поджав незябнущие ноги, На камне северном она Сидит и смотрит на дороги.
Я чувствовала смутный страх Пред этой девушкой воспетой, Играли на ее плечах Лучи скудеющего света.
И как могла я ей простить Восторг твоей хвалы влюбленной… Смотри, ей весело грустить, Такой нарядно обнаженной.
В парке, спускающемся к речке Гвоздне, была создана система из трёх каскадных прудов, отделявших центральную часть усадьбы от большого пейзажного парка с многочисленными чугунными вазами, жертвенниками, лестницами.
Кроты нарыли)
В это время появилось необычное семейство. Не разбираюсь в этом, они были одеты.. Не знаю как сказать.. Сильно-верующие, не городские, перекрестились на ротонду и пошли вниз за водой к роднику
Девчонки забавные, но я и так их смутила нацеленной оптикой, близко не стало, не знаю, можно ли) Если бы я была художник, я бы их написала "Дети в лесу"..
____________ Краткая история.
«Via» Волконские - по линии Волконского-Чермного, - которые в XVIII веке владели в Москве, в Мясницкой части: один брат - усадьбой, что в будущем Хитровском переулке, где в Рождество 1870 года родился будущий великий русский композитор А. Н. Скрябин, другой - владением, которое, объединившись с соседними владениями, лет через 80-90 перешло к Платону Викторовичу Степанову, а позже его дочери, Елизавете Платоновне в замужестве Ярошенко.
Екатерина Мельгунова-Волконская, строительница усадьбы. Портрет В. Л. Боровиковского.
Знаменитая усадьба Суханово в XVIII веке в результате брака Екатерины Алексеевны Мельгуновой и Дмитрия Петровича Волконского перешла во владение князей Волконских.
В 1807 г. Дмитрий Петрович Волконский находился в качестве генерал-интенданта армии в числе немногих лиц свиты, выехавших 18 марта с императором в действующую армию. Умер он от ран после продолжительной болезни 30 сентября 1812 г. в селе Малинки, Рязанской губернии, где и был временно погребен.
После смерти мужа, княгиня Екатерина Алексеевна, указом императора Александра I была освобождена от платежа пошлин со всех его имений, оставленных ей в пожизненное пользование. В 1848 году Е. А. Волконская была пожалована в статс-дамы. Журнал «Русский архив» писал, что она «была весьма известна в петербургском обществе и носила прозвище „lа tante militaire (тётушка-воин)“»
Семейная усыпальница (церковь Святителя Димитрия Ростовского) Волконских была построена почти сразу усилиями Екатерины Алексеевны по проекту Жилярди. Ротонду храма окружала полуциркульная колоннада с колокольней в средней части и корпусами богадельни по краям. Туда и был перенесён прах князя. Княгиня Волконская намного пережила любимого мужа и скончалась в 1853 году.
Дмитрий Петрович Волконский. Портрет Боровиковского. Екатерина Алексеевна Волконская (урождённая Мельгунова). Портрет Л. С. Миропольского. __________ "Генерал от Инфантерии, Начальник Главного Штаба Его Императорского Величества Пётр Михайлович Волконский". 1823, гравёр Т.Райт
Будучи бездетной, Екатерина Алексеевна в 1820-е годы привлекла к благоустройству усадьбы любимого племянника своего мужа князя Петра Михайловича Волконского и сделала его совладельцем имения. При нём оно стало заповедным с правом перехода по наследству к старшему из потомков. Екатерина Алексеевна много сделала для процветания Суханово. Все, что мы видим сейчас - это, фактически, было построено под её руководством и её стараниями.
Пётр Михайлович стал родоначальником линии светлейших князей Волконских, продолжающейся и в XX в., в то время, когда остальные линии первой ветви угасли: вторая - в начале XIX в. со смертью князя Василия Николаевича, а третья - в 1906 г. со смертью князя Евгения Николаевича.
В советское время колоннада и колокольня разрушены, храм приспособлен под столовую дома отдыха, при этом погиб иконостас, проектированный Д. Жилярди, в храме пробиты новые окна, он оштукатурен, уничтожены лепные украшения, пристроены новые помещения. Лестницу, ведущую в храм, украшают два чугунных жертвенника (я обнаружила только один). Примечание: Собственно могилы уничтожены, сохранились лишь надгробные плиты Волконских и детей декабриста Пестеля
Наверное, зная историю этого здания, не стала бы заходить в эту столовую, даже если бы была очень голодна..
У входа
Хозяйственные постройки
Это видимо открытое кафе..
А дальше очень старая дубовая аллея,
Конечно заглянула
И, напевая: "я Водяной, я Водяной, никто не водится со мной..", спустилась к заболоченным малым прудам
Болото живописное, болота я очень люблю! Есть в них что-то загадочное и притягательное. Затягивающее даже!
Вдруг увидела выдру! Утки ее совершенно не боятся) Но телевика у меня нет, поэтому как достала (в центре)
Остатки сооружения для одного из ключей?
Все, как ни жаль, пора отрываться
Современное искусство, ну хотя бы не "вечный мужской орган")