Да, это было обязательным требованием - знание русского языка, к сожалению, сейчас и вспомню, когда оно стало обязательным, по-моему, во второй половине XIX века, а то и к концу века. Причем, по-моему, экзамен по русскому ты мог сдать, к примеру, в местной гимназии, получив справку и уже ею подкрепляя свои права на должность муллы в Духовном управлении... должны-должны быть документы на эту тему, как и правительственные постановления.
Цели полагаю были следующие - мусульманство особенно плохо "ассимилировось" и поэтому власти видимо хотели поднять таким образом престиж русского языка у мусульманского духовенства, а через него и у остального мусульманского населения. Для успешного управления территорией ведь "выгодно" когда в государстве население однородно и по языку, и вероисповеданию.
Всё сложнее. Агафуровы, Рахманкул, вообще видные представители мусульманства того же Екатеринбурга доказывали сами необходимость изучения и в мусульманских школах русского языка, без которого у ребёнка просто нет будущего. А Агафуров и в татаро-башкирской деревне (навскидку не вспомню, Салтыкова, по-моему, одна из крупных деревень в Екатеринбургском уезде) доказывал необходимость русского языка: крестьянин иначе и произведённое толком не продаст, и ссуду взять не может, куда уж познакомиться с новыми технологиями в сельском хозяйстве... крайне требовались и свои врачи, и учителя... русский язык был окном в мир и надеждой на будущее. Никто ведь не утверждал, что не нужно изучать татарский язык и культуру... Да, вопрос интересный. По сути нагрузка на представителя не титульной нации ложилась большая... Это создавало проблемы и в советское время. Очень трудно давалось одновременное изучение двух культур. Трудности неизбежные и сегодня, и завтра...
Народившаяся татарская буржуазия (какой удобный в использовании словесный штамп, все-таки придумали большевики) понимало что для развития нужно знать и русский язык, да и вообще понимало необходимость передового образования. Это все естесственно и логично. Однако татарское духовенство могло прекрасно обходиться и без русского языка. Духовно-идеологическая сфера сохраняла свою языковую автономность. Кто-то там во власти понял, что процесс религиозной ассимилиции у татар остановился. Безписьменные и языческие инородцы досточно легко были крещены, а у татар своя система исламского образования, книгоиздание функционировала и сохраняла свою устойчивость. Поэтому был выбран путь постенного расширения влияния русского языка, с последующей заменой им родного. И увы, в принципе процесс был успешен, хотя и растянут на столетие. Я вот, к примеру, родной татарский знаю хуже русского, и большинство татар, выросшие уже в городской среде тоже родной язык знают хуже.
Comments 6
Reply
Для успешного управления территорией ведь "выгодно" когда в государстве население однородно и по языку, и вероисповеданию.
Reply
Агафуровы, Рахманкул, вообще видные представители мусульманства того же Екатеринбурга доказывали сами необходимость изучения и в мусульманских школах русского языка, без которого у ребёнка просто нет будущего.
А Агафуров и в татаро-башкирской деревне (навскидку не вспомню, Салтыкова, по-моему, одна из крупных деревень в Екатеринбургском уезде) доказывал необходимость русского языка: крестьянин иначе и произведённое толком не продаст, и ссуду взять не может, куда уж познакомиться с новыми технологиями в сельском хозяйстве... крайне требовались и свои врачи, и учителя... русский язык был окном в мир и надеждой на будущее. Никто ведь не утверждал, что не нужно изучать татарский язык и культуру...
Да, вопрос интересный. По сути нагрузка на представителя не титульной нации ложилась большая... Это создавало проблемы и в советское время. Очень трудно давалось одновременное изучение двух культур. Трудности неизбежные и сегодня, и завтра...
Reply
Однако татарское духовенство могло прекрасно обходиться и без русского языка. Духовно-идеологическая сфера сохраняла свою языковую автономность.
Кто-то там во власти понял, что процесс религиозной ассимилиции у татар остановился. Безписьменные и языческие инородцы досточно легко были крещены, а у татар своя система исламского образования, книгоиздание функционировала и сохраняла свою устойчивость. Поэтому был выбран путь постенного расширения влияния русского языка, с последующей заменой им родного. И увы, в принципе процесс был успешен, хотя и растянут на столетие. Я вот, к примеру, родной татарский знаю хуже русского, и большинство татар, выросшие уже в городской среде тоже родной язык знают хуже.
Reply
Leave a comment