Закир Аюханов - один из создателей башкирского алфавита

Jul 03, 2015 17:48

Оригинал взят у kalmayur в Закир Аюханов - один из создателей башкирского алфавита
Закир Аюханов родился 23 мая 1889 года в селе Колмаюр Симбирской губернии (на самом деле тогда это была Самарская губерния), ныне село Татарский Калмаюр Чердаклинского района Ульяновской области, в бедной крестьянской семье. В 1901-1907 годах учился в школе города Мелекес, ( Read more... )

Уфа, башкортлар, магариф, дәреслекләр

Leave a comment

Comments 4

tatarbay July 3 2015, 19:16:00 UTC
Мелекесский (читай - чистопольский) мишар Аюханов, потомок алатырьских «крымцев», став «настояшим» башкиров скольким же татарам этот «башкир» задурил мозги своим рукотворным башкирским ды-ды-ды... Поистине, многие из наших татар, сходны псам: где в мисуку налили - лакают, у какого крыльца постелили - там и, поджав хвост укладываются, свернувшись в крубок... За тех и цепляются в горло - Айтматов, чтобы остаться «первым» киргизом, под секретом держал происхождение матери из славной семьи предпринимателйе, одной из самой богатой бывш. Малмыжского уезда Вятск. губ., попечителей татарского колледжа «Иж-Буби» Елабужского уезда той же губ. - Утямышевых; «пустой» Карим - первый из «башкир»; Бурхан Шахили - первый «уйгур» при Мао, который уроженец не города Аксу СУАР КНР, как он писал в своей официальной биографии, а села Кишер Аксуы Тетюшского уезда Казан. губ. Полно таких вот «башкир» среди татар, гонимых блашью мессианства. И имя им - легион. У евреев за спиной - Эрэтц-Исроэл и мировой сионистский капитал, покрывающий издержки их мании ( ... )

Reply

irek_tattarich July 4 2015, 06:12:58 UTC
Чу, tatarbay. Пишут же: "В период башкирских восстаний активизируются публицистика и поэзия. Образцами башкирской литературы этой эпохи являются «Письмо Батырши» Б. Алиева, поэтические произведения С. Юлаева".
Янгузин Р.З., Хисамитдинова Коренные народы России. Башкиры. 3 C\КорБаш.doc Уфа Китап 2007 352

Ладно баш. нац. герой С. Юлаев, который писал на некоем тюрки.
А с мишаром Батыршой, когда пишут про восстание, причем действительно восстания под его именем, низводят его до очень неудачного, а вот его письмо оказывается образцом литературы бесписьменного на тогда народа.
Говорят умом Россию не понять, так ведь её отдельные части тоже.

Reply

byltyr July 4 2015, 06:48:02 UTC
Закир Аюханов, я думаю, мессианством "не болел", просто так сложилось. Видимо, Казань в те годы была слишком тесной для национальной интеллигенции, не могла прокормить всех, не в грузчики же идти. Был соцзаказ от власти на создание полноценной отдельной башкирской идентичности, ну и нашел работу человек. Удивительно что в 30-е годы избежал репрессий, а ведь досоветская биография тоже была интересной и придраться было к чему.

Reply


tatarbay July 4 2015, 10:56:28 UTC
Не несите чушь !СЮ писал не на «некоем тюрки», а на чистейшем татарском конца XVIII века. Его переписку с Пугачёвым переиздал Миркасым Усманов в 1988-м году, представив в сборнике огигинальные тексты на араб. графике с подстрочником - никогда не было в Идель-Урале такого мифического народа - «тюрк'и». Любой народ - это прежде всего язык. Языка без народа не бывает! А он у СЮ был чистейший татарский. Башкирский же искусственно создали такие вот, как его там(?)- ахтамзадовы на основе татаро-кряшенских текстов Ильминского с присовокуплением к ним зауральских диалектизмов, некоторых казахских лексем при ханты-мансийской орфоэпии в 1927 году на фоне татарского лит. языка. Т.н. башкирский лит.язык никогда не существовал автономно от татарского...

Reply


Leave a comment

Up