К ЧИСТКЕ ТАПП

Oct 15, 2014 11:10

Чистка рядов Татарской ассоциации пролетарских писателей должна носить широкий общественно-политический характер. Вся местная печать, особенно татарская, должна принять в ней самое активное участие. Необходимо втянуть в чистку широкие круги рабкоров, все заводские литкружки, актив рабочего читателя и т. д. При проверке рядов ТАПП должна быть широко развернута самокритика. Этого настоятельно требуют специфические условия татарской литературы.
1929 год был переломным в татарской литературе. В этом году мы получили тезисы Татобкома о татарской художественной литературе. В этом году татарская художественная литература сделала первые попытки разбить душившие ее рамки национальной замкнутости. Доклад о татарской литературе на втором всеукраинском съезде пролетарских писателей, экскурсия татарских писателей в крупные национальные республики и, наконец, доклад о пролетарской татарской литературе на втором пленуме РАПП, где была принята большая резолюция, - в значительной степени содействовали успешности этих попыток.
Но все же мы еще не можем утверждать, что национальная замкнутость изжита до конца. И при неправильном руководстве чисткой, при недостаточной мобилизации пролетарской общественности, вместо здоровой самокритики может получиться только «склока» и «демаго-гия». Во избежание этого, необходимо широкое вовлечение в чистку рабочих.
Инструкция РАПП намечает следующий контингент подлежащих исключению: классово-чуждый элемент, мещанско-обывательский, «мертвые души» (лица, не занимающиеся творческой общественно-литературной работой), «творческий балласт» (формально участвуют. 1е в оргработе АПП, но остановившиеся в своем творческом развитии на крайне низком уровне), и т. д.
Это общие указания. В условиях Татарии надо конкретизировать этот перечень. Татарская художественная литература до сих пор еще недостаточно дифференцирована.
Перебирая в памяти отдельных писателей, трудно сказать, пролетарские-ли они, крестьянские или попутчики. «Нет сомнения, что в составе ТАПП'а имеется большое количество крестьянских писателей к даже попутчиков, что пролетарский сектор татарской литературы только создается» - говорит А. Селивановский («На литературном посту» № 21-22 за 29 г.). Сравнивая писателей и критиков из ТАПП и ОСТП (Об-во советских татарских писателей) друг с другом, недоумеваешь, почему этот писатель в ТАПП, а тот з ОСТП, а не наоборот? Этот вопрос остается без ответа, главным образом, потому, что творчество татарских писателей не изучено, что вопросы татарской литературы нигде еще серьезно не про-рабатывались. Нет лаборатории, где бы велась руководящая работа, слаба марксистская критика. Вот почему область татарской литературы до сих пор продолжает оставаться плохо разработанным пластом. И немудрено после этого, что среди работников татарской литературы иногда встречаются споры по самым элементарным вопросам, как, например, следует или не следует печатать классиков.
Такое состояние татарской литературы кладет отпечаток и на персональный состав ТАПП и ОСТП. Тот или иной писатель часто состоит в ТАПП или в ОСТП чисто случайно. При чистке рядов ТАПП, все это придется учесть.
Критерием при чистке инструкция пред-лагает считать: социальное происхождение и связь с рабочими массами; политическая позиция и поведение; позиция в принципиальных вопросах литературы и культуры; характер творчества; степень активного участия в работе АПП, как работает член АПП’а над повышением своей квалификации; дисциплинированность.
Этот критерий полностью должен быть приложен к чистке ТАПП’а. В наших условиях надо в особенности выдвинуть вопрос о работе писателя над повышением своей квалификации. Политическая неграмотность и низкий уровень общего развития нередкое явление среди татарских писателей.
Следующий, не менее интересный вопрос - это вопрос о подходе к товарищам, обнаруживающим двойственность в своем творчестве (например, пишущим идеологически выдержанные произведения для газет в связи с политическими кампаниями и одновременно - явно упадочнические вещи для более узкого круга). Представителей такого рода «двойной бухгалтерии» в татарской литературе найдется немало. Наряду с явными пессимистами и упадочниками типа Ш. Маннур, мы имеем представителей скрытого упадочничества, сеющих неверие в силы подрастающей смены. Из их установки вытекает, что пролетарская литература в тупике, что выхода из этого тупика никто не указывает и т. д.
Говоря о представителях «двойной» бухгалтерии, нельзя пройти мимо султан-галиевщины в татарской литературе. Кроме открытых султангалиевцев (и организационно связанных в ней) типа Фатхи Бурнаш, Махмуд Будайли и Г. Галгаф могут быть и скрытые султангалиевцы. К сожалению, у нас еще слабо разработан вопрос о султан - галиевщине в литературе. Доклад тов. Фатых Сейфи и прения по этому докладу в Доме Татарской Культуры затронули творчество только указанной тройки; скрытых носителей этой идеологии найти не пытались. А она есть, они могут быть и в рядах ТАПП’а.
Безусловному исключению по инструкции РАПП подлежат: члены с явно выраженной кулацкой или мещанской идеологией; лица, отстаивающие троцкистско- меньшевистские, открыто оппортунистические, идеалистические взгляды в общеполитических вопросах и в вопросах литературы и культуры; недисциплинированные, богемствующие элементы; лица, не имеющие отношения к литературе, искусству и критике; лица, которые ничем не доказали на деле, что они имеют право находиться в передовых рядах лите-ратурного фронта; лица, не обнаруживающие желания повышать своей квалификации.
Особо надо заострить внимание на более широком привлечении русской пролетарской общественности к чистке ТАПП’а а в связи с этим и на приближении русских товарищей к татарской литературе. До сих пор наблюдалась полная оторванность русских от татарской литературы и татарской культуры. Люди, считающие себя в совершенстве изучившими культуру Запада, живя в Казани, в центре татарской культуры, сплошь и рядом не имеют о ней никакого представления. Фамилии крупнейших татарских писателей, художников, композиторов для них пустой звук.
Чистка ТАПП должна стать переломным пунктом в этом направлении, она должна превратиться в кампанию интернационального сближения трудящихся Татарстана. В конце концов успех чистки мы будем измерять не числом исключенных или получивших те или иные указания, а тем переломом, который будет создан чисткой в области интернационального сближения.

Сафа Бурган.
Дата: 12.02.1930
http://rt-online.ru/archive_old/165/10079574/

ТАПП

Previous post Next post
Up