ТАТАРСКИЙ ТЕАТР. Г. Кутуй. 1930г

Oct 13, 2014 11:29

В декабре 1905 г. в Оренбурге появилась первая афиша первого открытого спек такля на татарском языке. Режиссером этого спектакля был артист Кудашев Ашказарский, впоследствии организовав¬ший первую татарскую труппу. Ревнители «древлего благочестия», возглавляемые духовенством, всячески старались помешать такому начинанию: они обивали пороги губернаторского дома, предлагали артистам крупные деньги, если они откажутся от участия в спектакле и, в конце концов, добились своего. Спектакль не состоялся.
Вот при какой обстановке нарождался татарский театр. 1905 год можно считать одной из знаменательных дат в истории татарской общественной жизни. В это время, наряду с развитием татарской художественной литературы, и в Казани, и в Уфе, и в Оренбурге, и в других городах - одна за другой появляются татарские газеты. А в 1906 году принимает массовый, стихийный характер и тяга к созданию татарского театра. На сцену выступает маститый драматург, отец татарской драматургии Али Аскар Камал. Кроме того, с русского и с других языков переводятся на татарский язык новейшие пьесы.
К этому времени татарская буржуазия, мало помалу распространяет влияние и на искусство, и на воспитание. Она, наспех европеизируясь, вторгается во все обла¬сти культуры. Буржуазные писатели Ф. Амирхан, Г. Исхаки, Ф. Карими и другие в своих статьях и художественных произведениях провозглашают себя идеологами либерализма. Нация, национализм, европеизация и чуть подреформирован ная религия - вот конечные пункты их устремлений. И татарский театр тоже ограничивается этим. Он, вплоть до октября 1917 года, был главной трибуной, откуда Амирхановы и Исхаковы возвещали свои откровения.
Гаяз Исхаков написал пьесу «Зюлейка», которую он начинил буржуазнонационалистическими идеями и в которой открыто проповедывал национальную вражду между татарами и русскими.
Но, несмотря на такую роль, роль пособника татарской буржуазии, театр в своем развитии многое сделал в борьбе против калыма, против остатков феодализма.
В первые годы существования татарский театр не имел своего национального колорита. Татарские артисты не проходили никакой театральной школы, они подражали русским актерам, выступали в переведенных на татарский язык русских пьесах, под руководством русских режиссеров.
Своеобразному оформлению татарских пьес, созданию новой театральной школы положил начало гениальный самородок артистрежиссер Габдулла Кариев. Начиная с 1907 года до самой смерти (1920 г.), он вкладывал все свои силы в создание этой школы.
Пьесы АлиАскар Камала, сюжеты ко торых выхвачены из самой гущи татарского быта, огромный талант Кариева и такие артистические силы, как Карим Тенчурин, Зайни Султанов, Бари Тарханов, Гульсум Булгарская, Сакаев, Мангушев, Булгарский Файзуллин, - дали возможность проявить присущие только татарскому театру специфические осо бенности игры (жест, мимика, дикция, мизансцена, оформление) и художественно отобразить на сцене татарский быт. Биографы Кариева рассказывают, что он, работая над пьесами А. Камала, по целым неделям искал живых типов для своихролей, найдя, долго изучал их особенности и манеры и затем передавал на сце¬не во всей их жизненной полноте и правдивости. И сейчас еще в Татарском гос. академическом театре перед нами проходит вереница этих, созданных Карцевым, героев знаменитого казанского Сенного базара.
В дооктябрьский период татарский театр был на «нелегальном» положении, не имел своего здания и кочевал из города в город. Но в первые же годы революции в ряде городов открываются театральные студии и театральные училищатехникумы. А в 1923 г. правительство, переведя театр на госбюджет, строит для него в Казани новое здание. Вскоре это помещение становится мало и в последние годы, в годы преобразования театра в Татарский гос. академический театр, он переходит в помещение бывшего Оперного театра.
Наряду с заслуженными артистами, составившими себе имя, как Абсалямов, Мутин, Фатыма Ильская, Арапова, Айдаров, Аблсалилов, Таждарова, Кушлов ская, Уральский, Шамильский, - появляются новые сценические силы: Салимджанов, Магдеев, Камал III, Уразиков. Залеев, Девишев, Катеев, Хисамов, Мазитов, Касимов, Бареев, Закиров и др.
Теперь уже безукоризненно, во всей полноте, передаются художественные красоты таких классических вещей, как: «Гамлет», «Отелло», «Разбойники», «Ревизор». Развивается татарская драматургия. После пьес старых мастеров Г. Камала, М. Файзи и пьесы «Молодая жизнь» первого татарского пролетарского драматурга Гафура Кулахметова, - в репертуаре появляются новые советские пьесы Карима Тенчурина «Джилклянсез лер» («Без ветрил»), «Зяньгар шаль» («Голубая шаль»), «Иль» («Рой»), Ш. Камала, Ф. Сайфи, Такташа и произведения более молодых драматургов.
Рост татарского театра является показателем общественно-культурного развития татарского населения. За последние годы татарская общественность стала особенно внимательно относиться к театру. Начал издаваться первый татарский театральный журнал «Тамашаче» («Зритель»), Появились татарские государственные театры и в других городах (Москва, Астрахань, Оренбург).
Татарский театр занял сейчас видное место в культурнообщественной жизни. Еще не так давно зрительный зал театра пустовал и премьеры, несмотря на их высокое качество, снимались после второй же постановки, - за последние же театральные сезоны мы наблюдаем обратное явление: «Зяньгар шаль» Тенчурина в прошлый сезон шла 16 раз; «Разлом» Лавренева - 8 раз, «Рельсы гудят» - 6 раз и т. д. Зрительный зал театра вмещает свыше 1.000 человек и эта цифра для такого молодого национального театра, как татарский, конечно, очень значительна.
В настоящее время татарский театр приступил к академическому исполнению своих спектаклей. Но из этого не следует заключать, что он стал камернозамкну тым, оторванным от широких масс. Такой молодой театр, по известным причинам, пока еще не имеет возможности сохранять всюду и во всем строгий единый стиль, подобно тому, как это делают отдельные русские театры (МХАТ, Мейерхольд, МГСПС). Режиссеры татарского театра - Тенчурин, Валеев, Султанов и Девишев - детально отделывая и оформляя авторский замысел, каждый в отдельности в своих постановках не перестают искать новых форм. Однако, единый стиль, единая форма каждого отдельного спектакля всегда сохраняются.
Музыкальная драма вошла в репертуар театра в 1916 году. В ней элементы драматической игры переплетаются с напевами татарских народных песен. Музыкальным оформлением театр многим обязан молодому композитору Салиху Сайдашеву. Его пьесы проложили рельсы к созданию новых татарских опер. Татарское искусство, искусство послеоктябрьское уже создало ценные в музыкальном отношении вещи -оперы: «Сания», «Эшче» (рабочий) -коллективное творчество Габяши, Виноградова и Альмухамедова.
Вот те пути, по которым продвигался и продвигается татарский театр. За небольшой, сравнительно, срок он показал свое творческое лицо, он признан другими национальными театрами, как театр, у которого можно учиться.
Татарский театр в этом году, как никогда, правильно понял свою роль в социалистическом строительстве. Из репертуара этого сезона исключены идеологически чуждые нам пьесы Фатхи Бурнаша («Тагир Зюгера» и др.), Рахманкулова («Ульмес Ханум» и др.), Исанбата («Пику ляй Шарафия») и других буржуазных писателей.
Одновременно с ростом организованного зрителя, режиссуры (постановки Валеева и Салтанова) быстро растет и пролетарская драматургия, отвечающая запросам современности. В этом году с успехом прошли новые пьесы: Ш. Камала («Козгунлар Оясенда» - пьеса изображает жизнь рабочих Донбасса), Г. Уральского («Утлы божра» из жизни Красной армии), Ханджамиля («Гудок» - классовая борьба на производстве) и другие, отображающие колхозное строительство, классовую борьбу в деревне. Наряду с идеологически и художественно выдержанным репертуаром оригинальных татарских пьес, в репертуар включены переводные русские пьесы, както: «Разлом», «Рельсы гудят», «Человек с портфелем», «Авангард» и др.

Г. Кутуй.

Дата: 12.02.1930
http://rt-online.ru/archive_old/165/10080363/

театр

Previous post Next post
Up