Тюлячинский краеведческий музей

Apr 30, 2015 23:59




Пост будет интересен byltyr. Недавно выкладывал инфу по купеческой династии Айтугановых с корнями из мест, ныне относящихся к Тюлячинскому р-ну. Но даже купечеством, одарили эти места не единственно Айтугановыми. В своей линии купеческих династий не просматриваю, только дед был купцом. Но имел корни из этих мест один из самых крупнейших благотворителей за рамками Казанской губернии - Ахмет-бай Хусаинов, этот факт выяснил писатель Ахмат Гадель. Но о Ахмет-бае чуть позже.

Впервые ездил в Тюлячи в 2009 году. Тогда отфотографировал мемориальный камень в память основания Тюлячей в 1560 г. а также мемориал ВОВ и общеармейский. Информацию тогда выкладывал в kazan-history в сентябре 2009 г.










Однако, на самом деле в 1560 г. Тюлячи стали значимым центром, а основаны были гораздо раньше. Вот здесь можно найти разъяснение этого факта:

Среди чиновников аппарата Тюлячинского района и некоторых историков бытует мнение, что райцентр Тюлячи основан в 1560 г. А в центре села даже установлен камень с датой основания 1560 г. Проведенные нами в 2001 г. археологические раскопки на территории села выявили культурный слой до 60 см и находки XIV-XVI и XVIII-XIX вв. Это позволяет отнести основание райцентра до эпохи поздней Золотой Орды и раннего Казанского ханства. Здесь до русской колонизации располагалось небольшое татарское селение, а после взятия Казани войсками Ивана IV Тюлячи становится одним из важнейших центров русской колонизации центральной части Заказанья.




Тюлячинский краеведческий музей размещается вот в таком деревянном здании. Но попасть можно в него не всегда. Однако, если заранее договоритесь, то вас могут подождать и после окончания рабочего дня. Если соблюдать все предписания дорожных знаков, то 70 км из Казани в Тюлячи можно преодолеть лишь часа за два. Сказывается множество участков пути с ограничением ск-ти до 40 км/час. Дорога двухполосная, т.е. по полосе в оба направления. При этом в пути придется неоднократно плестись и заметно ниже 30 км/час за медлительной специальной техникой, часто сельского назначения. Обгон во многих местах запрещён. Потому оперативно возить продукцию с/х производства даже из Тюлячей накладно и обременительно.
Это как бы был "панегирик" долбанному импортозамещению. Блн, дороги в первую очередь сделайте нормальными и высокопропускными. Это если из крупного райцентра добраться так сложно, что уж говорить о сельской глуши?
Но вернемся к музею, и его хозяйке - Альфие Шайхулловне. В этот раз привёз ей презент, она же встречно также вручила мне Тюлячинский презент. Небольшую крупноформатную книгу о Тюлячах.
Фотографии не все качественные, зато полноразмерне, если смотреть их непосредственно на хостинге ЯФ:











































Есть в музее даже старая довоенная пожарная каска




А вот и сама книжка, и страница, где есть информация по Ахмет-баю Хусаинову.







Азат Ахунов в своём творчестве уделял его персоне заметное влияние. О скупости Ахмет-бая Хусаинов ходили легенды, но широта его благотворительности покрывала ту скупость с лихвой. Ахмет-бай даже если ехал по делам куда-то на поезде, то ехал самым дешевым классом. В вагон-ресторан не ходил, а питался взятой в дорогу простой достаточно скромной пищей.
Вот как описывает Азат Ахунов возможную сценку из жизни Ахмет-бая:

К большому, шикарному дому подъехал роскошный тарантас. Услышав шум, человек в белом фартуке, только что подметавший двор, пошел открывать ворота. Спустившийся с тарантаса гость небрежно бросил ему вожжи и приказал вести к Ахмед-баю. Человек с метлой в руке спокойно сказал: "Какое у тебя дело к нему? Я и есть Ахмед-бай".
Это был Ахмед-бай Хусаинов - обладатель миллионного состояния, построивший на свои средства свыше ста мечетей, медресе и мектебе и завещавший после своей смерти в пользу российских мусульман солидную часть своего капитала. Невероятное прилежание, трудолюбие, природный ум и деловая хватка помогали Ахмед-баю на протяжении всей его жизни успешно вести торговые дела.
Он родился в 1837 году в Каргалинской слободе, неподалеку от Оренбурга. Предки его были состоятельными людьми, но отец Ахмед-бая промотал оставшееся наследство и оставил своих многочисленных детей в нищете. Ахмед и его братья с раннего детства познали тяжелый труд: ходили на поденные работы, пасли скот, изготовляли кизяк и саманные кирпичи, работая, по сути, ради куска хлеба. Главной мечтой Ахмеда было вырваться из этой унизительной нищеты. Откладывая заработанные крохи, собирая копейку к копейке, он накопил целых пять рублей! Неплохие для середины XIX века деньги! Почувствовав себя увереннее, он переехал в Оренбург и на эти средства затеял мелочную торговлю. Ему сопутствовала удача - вскоре начинающий предприниматель смог купить лошадь с телегой. Работать стало легче. По крайней мере, теперь он мог передвигаться на дальние расстояния и перевозить большее количество товара. Юноша решил, что не стоит заниматься торговлей в городе, где большая конкуренция, поэтому, нагрузив свою телегу различным штучным товаром, отправился искать удачу в казахские степи. Ахмед не прогадал - простота и наивность казахов и полнейшее отсутствие конкуренции помогли ему сколотить начальный капитал.
Переехав в Оренбург, Ахмед-бай вместе с братьями начал профессионально заниматься торговлей и несказанно разбогател. После 35-летней совместной торговли братья заработали состояние в четыре миллиона рублей! Но Ахмед-бай захотел самостоятельности, перебрался в Казань, где и продолжил свою успешную коммерческую деятельность. Он работал не щадя сил, а неудачи и неизбежные провалы еще больше раззадоривали его, делали умнее и изворотливее. Хусаинов был уверен в том, что он запросто может сделать то, что умеют другие. Однажды он узнал, что группа еврейских и немецких купцов скупает в округе Оренбурга кишки забитого домашнего скота. Тогда он тоже стал скупать эти кишки и продавать их заезжим торговцам. Потом решил обойтись без их помощи и стал сам сдавать кишки в посредническую контору, которая раньше брала кишки у немцев. Дальше - больше. Татарский торговец дошел до того, что стал обходиться и без услуг конторы. В1893 году он открывает в Берлине свой торговый дом и привозит в Германию большую партию кишок. Подобное же предприятие он организует и в Париже.
Помимо кишок Ахмед-бай продавал в Европу и шерсть. Немецкие посредники, которые и так неплохо кормились от этого, решили, что дорожные расходы теперь пусть покрывает татарский купец. Получив из Германии телеграмму такого содержания, Ахмед-бай приказал своим агентам скупить всю шерсть на территории от казахских степей до Монголии и лично повез груз в Германию. Там он назвал новую, более высокую цену. Немцы отказались. Тогда он вывез всю шерсть в окрестности Берлина и сжег ее без остатка. Посредники послали курьеров в казахские степи, чтобы приобрести шерсть самостоятельно, но оказалось, что Ахмед-бай скупил всю на корню. Немецкие суконные фабрики начали испытывать дефицит сырья и пригрозили крупным штрафом поставщикам. Тем не оставалось ничего делать, как идти на поклон к Ахмед-баю и соглашаться на его условия. При этом им пришлось дополнительно заплатить и за сгоревшую шерсть.
Но незнание западных языков и реалий местного рынка не дали ему возможности развернуться на полную катушку.

Теләче районы, Алтын Урда

Previous post Next post
Up