В поисках причин

Jul 23, 2013 00:41

Оригинал взят у toyahara в Почему развалился СССР (отчасти и в частности).

Есть много тому причин... Не все равнозначны, и не все до конца понятны. Но, похоже, процесс был, до некоторой степени, закономерным. Предсказуемым. В своей ранней работе конца семидесятых годов любимый мною Рэндалл Коллинз (тот самый, который сейчас предсказывает приход большой белой полярной лисы в середине двадцатых и отмашку маятника в сторону социалистических режимов - по мере того, как средний слой при капитализме будт вымываться, оставляя немногочисленную элиту, имеющую в руках промышленность, финансы и монополию на насилие - и стоящую супротив неё пауперизованную массу, пауперизованную до такой степени, что у них даже не на что купить гамбургеров в Макдональдсе), так вот, Коллинз ab initio предсказывал развал СССР. По четырём из пяти принятых им критериев это должно было случиться лет через тридцать. Случилось раньше. Америка, кстати, под развал попадала по одному из пяти критериев. Я не буду говорить об экономике, о коварных планах Даллеса и пр. Экономика, разница северного и южных менталитетов и т.д. понятны. Сейчас то же происходит в ЕС. Скажу о внутреннем ханжестве...


Система просто завралась. Социологически завралась. Экономика играла меньшую роль, что бы там Маркс ни говорил. Капитализм в восьмидесятые тоже пару раз на ладан дышал. Голые короли, прикрывающие срам газетой "Гудок", фрейлины, использующие солнцезащитные очки вместо лифчика, пажи, лихо рассекающие нагишом по Пешков-стрит на мотороллерах - и среди этой голой правды, ставшей ложью - маленький андерсеновский мальчуган в подгузниках, успевающий сказать: "А король-то го..." прежде, чем плевок дерьма затыкал его нежный ротик.

Подозреваю, что мальчуган, на самом деле, происходил с вершин Олимпа и имел при себе не то лук, не то арбалет (и потому боялись его пуритане), а король и свита шутов, начитавшись Лакана и Фрейда, очень даже хорошо представляли себе (в подсознании) качество своей одежки, вернее, её отсутствия. Собственно, поэтому и посылали своих детей учиться либо в М(г)ИМО, либо на факультет экономической географии зарубежных стран МГУ...

Всё выкристаллизовывалось на уровне архетипов. В Госплане ходила даже легенда о том, как мужик из Внешторга, поехав во Францию... Но нет, потерпите, это будет отдельная история с названием "В СССР секса есть!".

Был ли этот процесс уникален, характерен лишь для СССР? Скорее всего, нет. Ханжество было обратной стороной вовсю пошедшего освобождения "всего от вся", воплощением мечты Кинга, помноженной на идеи Вильгельма Райха и ныне подзабытого Маркузе... Мы оставляем в стороне, что дал этот процесс (и почему он был нужен с маркетинговой точки зрения: все великие вещи называются-начинаются на букву М, "Маркетинг"и "Майа", ну даже если и "Марксизм" - давай, пойдёт! Татамо: ага, политкорректно опущено слово МУДАК). Как вам фраза "в пароксизме марксизма"? Потому что рассуждения о том, какие плоды принесли распущенные бутоны "детей-цветов", тоже заслуживают отдельной заметки (Татамо: и всё же... Ключ лежит в 1941-45 хх).

Ну, так о ханжестве. Это как будто бы помянутый выше Райх и Беньямин, окрыленные торжеством тотальной победы даже не духа над плотью, или плоти над духом, а скорее всего - одного духа над другим, пригласили Асю Лацис на коллективную пирушку с Огюстом Ренуаром заместо штатного фотографа, да, на траве, а мудрая (ой, мудрая ли?!) Анна, сильная будущим знанием, взяла, да и вперила им свою сакраментально-занимательную фразу о сомнении (помните такой поганый анекдот про японскую певицу?), словечки про "не знаю". Впрочем, тут я сделаю отсылку к мемуару её дочери Дагмары... (Глядя в окно, рассуждаю: "У кого в шкаф не заглянешь, у всех столько скелетов там стоит... Хоть в гости не ходи!)). А вот и никто не знает, не она только, ну так же, как никому неохота будет продираться через баррикады написанных мною логичных силлогизмов...

Да, это такое длинное вступление было... Я понял, что перетирать историю про Беньямина, потребляющего последнюю понюшку морфина в Порт-Бу, или выискивающего себе на погибель "биоэнергетику" и "оргон" Райха в столь маленьком материале - дело поистине неблагодарное... Поэтому перейдём к конкретным примерам того, как ханжество приложило руку к... См в заголовке, к чему. Большие примеры ханжественной дури всем известны и не стоят того, чтобы их муссировать, поэтому.

Поделюсь своим опытом. Ой, давно это было... Ещё в школе. Помнится, готовили два наших класса какой-то вечер. Школьный пионервожатый К. всё изворачивался, как бы получше празднество обустроить. Много там чего было, даже придворный самурай его величества, никакой не ронин ещё, Тояхара, принимал участие в лицедействе. Играл роль сурового отца в водевильчике, лирической пьеске, саминезнаемвчём выходил и говорил грозным голосом: "Я любовь не потерплю! Я крамолу накажу!" По ходу там папаша ещё выяснял, а что за кента нашла себе его доченька. Я интересовался:

"Где живёт? Кто папа с мамой?
Что, болеет за "Динамо"?
За "Спартак"?????
Вот это мило...
С кем ты время проводила???!!!"

"Динамо"... Позиционирование "Динамо", как команды, за которую болеет, какой-то хмырь и ретроград? Это плохо - ассоциации не те. Ведь "Динамо" - это клуб не только милиции, но и Конторы... На Западной Украине с Конторой было лучше не связываться. К. решил не рисковать и песенку, невинную песенку переделали в

"Где живёт? Кто мама с папой?
Что, болеет за "Карпаты"?

Для львовских футболистов песенка была в самый раз. Их можно было не опасаться. Но в случае с командами всё можно было, по крайней мере, объяснить боязнью (пусть и глупой) ока Конторы, а вот в другом случае...

Классный гитарист, по кличке "Слон" (уж не знаю, почему он был слоном, ниоткуда не следовало) пел песню про трагическую любовь:

"плачет девочка в автомате,
прячась в жалкое пальтецо,
все в слезах, и в губной помаде
перепачканное лицо"

Беда пришла, откуда не ждали... Завуч сказала: Это что же, у вас в песне школьницы помадой пользуются??!!!

Не пойдётЬ! Исправленный вариант был на редкость идиотским:

"плачет девочка в автомате,
прячась в жалкое пальтецо,
все в слезах, и с большой досады
перепачканное лицо"

Если среди вас есть люди, которые пачкали лицо с большой досады, расскажите мне, как - и, главное, зачем- это делается...

Тот праздничный вечер давно прошел. А вспомнил я о нём из-за вот этой истории, со стихотворением Кирсанова «Строки в скобках» - ставшем песней "Жил был я". Всё тоже, только здесь ханжество сидело уже на куда более высоком уровне. Впрочем, читайте сами.

Стихотворение было напечатано и в журнале «Знамя», и в сборнике «Зеркала» со строками "Знал соль слёз. / (Пустоту постели…)". Но, когда оно стало песней «Жил-был я», возникли проблемы. Стихотворение нашла для композитора Татьяна Сашко, его жена, которая впоследствии подбирала мужу литературные материалы. «Строки в скобках» так понравились Тухманову, что он довольно быстро написал песню и решил сделать её центральной на своём концептуальном музыкальном альбоме. В качестве исполнителя был выбран Александр Градский, однако, когда уже предстояла запись, цензуре не понравилось упоминание о постели.

От Тухманова потребовали изменить стихи; в противном случае, песню не включили бы в альбом. Выйдя из Дома звукозаписи, композитор с уличного автомата позвонил домой Кирсанову, представился и изложил тому ситуацию. Кирсанов сказал: «Не хотят - как хотят». Тухманов вспоминал, что по интонации чувствовалось, как возмущён поэт. Но затем Кирсанов смягчился и попросил собеседника позвонить через две недели. Тухманов это сделал, однако, Кирсанова не было дома; композитор звонил не один раз, пока не застал поэта. Тот произнёс: «„Нежилые стены“. „Нежилые стены“вместо „пустоту постели“», - и повесил трубку, хотя Тухманов собирался поблагодарить его. В том же году Кирсанов скончался.

А ещё через пятнадцать лет скончалась и та система, которая такие штучки позволяла и взлелеивала. Во мне нет отрицания её или осуждения: чахлый заморыш, выросший из её полуразвалившегося скелета, ничуть не лучше, а во многом и хуже, грязную воду оставили, а ребёночка истинного знания убили и вылили на помойку.

Ханжи. Это были всё те же недалекие увальни, боявшиеся за своё место и перестраховывавшиеся на каждом шагу. Даже нет, не так, я не прав - к Советской Власти эта система не имеет никакого отношения. Потому что ещё в девятнадцатом веке у поэтов были подобные отношения с цензорами:

Василий Курочкин

Природа, вино и любовь

Трагедия в трех действиях, без соблюдения трех единств, так как происходит в разное время, в разных комнатах и под влиянием различных страстей и побуждений.

ЛИЦА:

Поэт, Редактор, Цензор.

ДЕЙСТВИЕ 1. ПРИРОДА

Комната Поэта.

Поэт
(пишет и читает)

Пришла весна. Увы! Любовь
Не манит в тихие дубравы.
Нет! негодующая кровь
Зовет меня на бой кровавый!

Кабинет Редактора.

Редактор
(поправляет написанное Поэтом и читает)

Пришла весна. Опять любовь
Раскрыла тысячу объятий,
И я бы, кажется, готов
Расцеловать всех меньших братий.

Кабинет Цензора.

Цензор
(поправляет написанное Поэтом и поправленное
Редактором и читает)

Пришла весна. Но не любовь
Меня влечет под сень дубравы,
Не плоть, а дух! Я вижу вновь
Творца во всем величьи славы.
(Подписывает: "Одобрено цензурою".)

ДЕЙСТВИЕ 2. ВИНО

Поэт

Люблю вино. В нем не топлю,
Подобно слабеньким натурам,
Скорбь гражданина - а коплю
Вражду к проклятым самодурам!

Редактор
(поправляет)

Люблю вино. Я в нем топлю
Свои гражданские стремленья,
И видит Бог, как я терплю
И как тяжел мой крест терпенья!

Цензор
(поправляет)

Люблю вино. Но как люблю?
Как сладкий мед, как скромный танец.
Пью рюмку в день - и не терплю
Косматых нигилистов-пьяниц.
(Подписывает.)

ДЕЙСТВИЕ 3. ЛЮБОВЬ

Поэт

Люблю тебя. Любовь одна
Дает мне бодрость, дух и силу,
Чтоб, чашу зла испив до дна,
Непобежденным лечь в могилу.

Редактор
(поправляет)

Люблю тебя. Любовь к тебе
Ведет так сладко до могилы
В неравной роковой борьбе
Мои погубленные силы.

Цензор
(поправляет)

Люблю тебя. И, не скорбя,
Подобно господам писакам,
Обязан век любить тебя,
Соединясь законным браком.
(Подписывает.)

Занавес падает. В печати появляется стихотворение "Природа, вино и любовь", под которым красуется имя Поэта. В журналах выходят рецензии, в которых говорится о вдохновении, непосредственном творчестве, смелости мысли, оригинальности оборотов речи и выражений, художественной целости и гражданских стремлениях автора.

<1863>

Заметьте: 1-8-6-3! Брожение мысли, дух Горбачёва 0.5 (он же - Александр-Освободитель) витает в жарком от революции морозном воздухе реакции, прогрессивный царь... А народ тоже скоро будет озабочен. Тем, как бы этого царя поскорей отправить на тот свет (Татамо: ну, если бы вас засунуть в то время - и отнюдь не в каменные хоромы... Любопытно было бы взглянуть). Бесконечный бумеранг истории, скрещённый с граблями талантливыми мичуринцами Малютой Скуратовым и матросом Железняковым... Извините за длинный текст.)))

***

Татамо: где-то тема перекликается с темой рока и классической музыки, культуры, аристократов и спивающегося "быдла"... http://itsitizen.livejournal.com/48539.html
Previous post Next post
Up