Книжный червь я. Вернее, карточный картографический. Хлебом не корми, дай карту посмотреть, а особенно старинную, и с современной сравнить, а потом не только дома над ней покорпеть, а и ножками, ножками по той земле пройти. Специфическое такое увлечение, мда)
Так вот, соображали мы очередной раз, куда можно в Подмосковье поехать и места новые посмотреть, и что-то интересное для себя узнать. И вспомнили про Тарутино, куда пешком несколько раз ездили, а до музея так и не добрались. Ура - новое место! Тут же тайники рядом смотреть бросились, глядь, а тут целая terra incognita, и идет по ней Старая Калужская дорога. Нет, не шоссе это асфальтовое, а просто просека осталась, и поляны среди леса на местах деревень заброшенных. Про Тарутино мы стразу забыли (на время, конечно) - никуда оно от нас не уйдет. А на тракт калужский надо идти, тем более, что летом зарастет крапивой гигантской, а сейчас - благодать, ни жары, ни комаров, ни слепней - лепота)
Цитирую
Викимапию: Дорога начиналась в Москве от Большого Каменного моста, проходила по ул. Большая Якиманка и ул. Большая Калужская (теперь начало Ленинского проспекта). За площадью Калужской Заставы (теперь пл. Гагарина) дорога проходила частично по трассе Ленинского проспекта; часть дороги сохранилась в виде местного проезда между домами 5 и 7 по Ломоносовскому проспекту в сторону ул. Вавилова (здесь вправо уходило Боровское шоссе, оно же Новая Калужская дорога), отрезок ул. Архитектора Власова за ул. Гарибальди переходящий в Старокалужское шоссе (официальное наименование улицы!). Далее дорога шла правее нынешней Профсоюзной улицы (местный проезд от ул. Бутлерова до ул. Миклухо-Маклая, и от ул. Островитянова до ул. Теплый Стан). От МКАД до пересечения с Варшавским шоссе у д. Кресты дорога сохранилась, дальше заасфальтирована лишь местами.
Вот ведь прикол - жила я метрах в 200 от этой дороги, как раз где она с Ленинского проспекта сворачивала)
А дальше доходит Калужское шоссе до Кольцевой железной дороги, сталкивается с Варшавским шоссе и все, дальше продолжения нет, перед Крестами дорога заканчивается. Название Кресты меня всегда интересовало, так вот, оказывается, никакой мистики, это просто перекресток дорог. Построили дорогу на Варшаву в 19 в., и она здесь пересекла Калужскую. Путь в Европу победил)
После Крестов дорога петляет через деревни, кое-где даже сохранилось булыжное покрытие. А вот после Тарутино и бетонки А-108 дороги нет, от слова - совсем.
Цитирую то, что переписывают
про Калужскую дорогу на всех форумах: Как узнать Старую Калужскую в бесчисленном множестве проселков средней полосы России? В конце ХYIII века по указу Екатерины II вдоль всех больших дорог были посажены березовые аллеи. Замечательная мысль: ничего лучше русских берез придумать невозможно. И с дороги не собьешься, и в жару от зноя укрывают, и от снежных заносов предохраняют. Причем определенного сорта - дуплистые, с изогнутыми, как подсвечники, ветвями, с темно-зеленого цвета корой. Еще до войны большинство наших дорог охраняли стоящие в два, в три, а то и в четыре ряда рукастые великаны толщиной иногда в полтора-два обхвата. Кто-то из них умер своей смертью:
от старости, бессильно опустив руки- канделябры, но большинство сгубил безжалостный топор местного дровосека.
Потом война, теперь - изменившаяся экологическая ситуация. Вот и остались от четырех рядов по четыре березы на километр.
Вторая примета дороги - незарастающая просека. Сколько лет ей не пользуются, а не растут там ни деревья, ни кусты! Так что не заблудишься. Видно, сильно утоптали грунт за столетия, когда была Старая Калужская главной дорогой, шедшей на юг. Только там, где прошел по земле тяжелый трактор и глубоко вспорол ее, пробивается по краю колеи молодая поросль.
Кое-где дорога все же подзаросла и сузилась, а березок не видно. Тогда можно ее отследить по самым верным спутникам - придорожным канавам. Бегут они вместе с ней верста за верстой на четком расстоянии друг от друга - 10 саженей. Так было установлено проводившимся при той же Екатерине II Генеральным межеванием.
К сожалению, и канавы не вечны: делая на дороге насыпь, срезают их бульдозером, а на поле просто распахивают.
Сколько я тут понаписала и нацитировала, но к делу, вернее в поля! Поехали мы на участок дороги после Тарутино - осталась там лишь грунтовка с лужами и с придорожными канавами. Почему, кстати, описание дороги с джиперского сайта - да просто для них и квадроциклистов эти лужи - самый смак. Квадрики присутствовали, а джиперов почему-то не было, не удалось полюбоваться)
Машину оставили в Бол.Леташево и пошли на восток. И вот - тракт.
И памятник - здесь во время Тарутинского сражения в деревне Малое Леташово находился штаб Кутузова. Не только от штаба, но и от деревни ничего не осталось - то ли сгорела в Великую Отечественную, то ли в 50-е годы при укрупнении. Только копатели сейчас что-то ищут.
Памятник поставили в 2012 г., и инициаторы этого - школьники московской гимназии 1529, которые и архивы изучали, и придумали, как деньги собрать.
А дальше по Старой Калужской дороге на юг. В общем, неплохая дорожка, кое-где только лужи, ну мы - не джипы, мы и обойти можем)
Болота встречаются серьезные - трясина там
Для кого-то заказник - зона покоя,
а для кого-то и нет (
Икра черная! лягушачья)
Дорога выходит в поля - тут стояла деревня Баево (или на других картах - Боево) - ни досочки, ни кирпичика,
теперь здесь только бобры хатки строят и свои участки обихаживают.
Во какой пруд создали)
А впереди ждет нас новая старая дорога - только теперь железная. Об этом - чуть позже