Среди татарских названий окрестностей Казани Свияжск звучит как-то слишком необычно. Но на этом его странности не заканчиваются. Слыхали ли вы, чтобы город построили в одном месте, потом разобрали, перевезли по реке почти на 1000 км и за месяц собрали в другом месте? Именно так и произошло со Свияжском, который собрали под Угличем, а потом по Волге сплавили почти к самой Казани. Вернее, построили его за высоким мысом, так чтобы из Казани видно не было. Уж не знаю, кому пришла в голову такая идея, возможно, и самому Ивану Грозному, который никак не мог одолеть Казань, но идея уникальная.
Никольская летопись гласит, что татарские князья во главе с Шах-Али, сторонники Москвы, указали на Круглую гору, поросшую лесом - высокий холм с плоским верхом и обрывистыми склонами, омывавшийся двумя речками - Свиягой и Щукой. Вокруг холма располагались непросыхающие после половодья болота, что исключало возможность внезапного нападения на крепость. Здесь, в 26 верстах от Казани, решили заложить город-крепость.
Р. Сафиуллин. Остров-град Свияжск. 2010
Крепость эта по размерам была больше Московского кремля. И, построив Свияжск, Иван Грозный Казань таки взял.
Ну, а потом происходит история, как со всеми крепостями, которые, потеряв военное значение, становятся монастырями, тюрьмами и психбольницами.
Сразу же после взятия Казани в 1655 г. начали строить Свияжский Успенский Богородицкий монастырь.
Сейчас в Свияжске 2 монастыря: Богородице-Успенский мужской и Иоанно-Предтеченский женский и Церковь Константина и Елены. А до революции на острове было 12 храмов.
Городом Свияжск стал практически сразу, во второй половине 16 в. Здесь жили 4,5 тыс. человек. И город был большим торговым центром. Но то, что он находился рядом с Казанью, ему и помешало. Все экономические, политические и административные функции перешли постепенно к ней, а Свияжск остался только городком с тремя монастырями. И количество населения постепенно убывало: в 1896 г. его уже на тысячу меньше.
А потом революция и страшные годы. С духовенством здесь боролся Троцкий, монастыри закрыли, и сам город превратился в село.
В стенах монастыря была детская колония, а потом тюрьма, где за годы ГУЛАГа погибло 5 тыс. человек.
После 1953 г. здесь открывается психиатрическая больница. А сам город, вернее село, лишается и этого статуса. При заполнении Куйбышевского водохранилища он оказался на острове, и большинство жителей уехало из этого некогда благодатного места.
К счастью, благодаря Игорю Грабарю в 60-х годах началось восстановление и реставрация, а позже и возобновление монастырей. Успенский собор и монастырь острова-града Свияжска стали объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В 2005 г. построили дамбу, и связали Свияжск с «большой землей».
Сейчас население села - около 250 человек.
Добраться сюда из Казани можно на кораблике (около 2 ч), от железнодорожной станции Свияжск, которая находится на «большой земле» на попутном легковом автомобиле по дамбе с асфальтовой дорогой; зимой по льду; самостоятельно на автомобиле. В выходные ходит прямой автобус.
Мы пораскинули мозгами, и решили, что лучше всего поехать с организованной экскурсией.
Так вот плюсы и минусы.
Плюсы. Вас привезут и довезут, купят билеты, все расскажут. Кроме Свияжска мы заехали в Храм всех религий - наверное, иначе и не собрались бы сюда и не увидели такую красоту - и в Раифский монастырь.
Минусы. Это, конечно, как на большинстве экскурсий, лимит времени - в Свияжске мы даже кофе допивали бегом к автобусу. Хотели увидеть больше, понимая, что вряд ли сюда еще приедем. И самое главное, невозможность посмотреть то, ради чего многие сюда едут - фрески 16 в. собора Успения Пресвятой Богородицы. Сохранилось 1080 кв.м росписей, неповторимых совершенством исполнения. Здесь есть очень редкое изображение святого Христофора с лошадиной головой. Но попасть в собор можно только по бесплатным билетам, которых выдается небольшое количество и в течении всего нескольких сеансов. Наш экскурсовод нам даже не сказал про эту возможность, только сообщил это в ответ на вопрос, и к сожалению, все билеты к тому времени уже закончились. Так что собираясь сюда, решите, насколько вам важно увидеть эти фрески. И да, во влажную погоду собор закрыт.
Но на территории все равно погулять очень приятно и красиво.
Коротенько о том, что мы увидели.
В Успенском монастыре собор 1556 г., построенный предположительно псковскими мастерами под руководством Ивана Ширяя и Постника Яковлева, того самого строителя собора Василия Блаженного. Немного его перестроили в 18 в.
Над Святыми воротами Церковь Вознесения Господня, которая в советское время была разрушена практически до 1 яруса и восстановлена только при подготовке монастыря к включению в список ЮНЕСКО в 2017 г.
Никольская трапезная церковь с колокольней - самое высокое здание Свияжска.
Затем идем в Иоанно-Предтеченский женский монастырь, который расположен на территории закрытого еще в древние времена Троице-Сергиевского монастыря.
Самая древняя в здешних краях Троицкая церковь.
Пишут, что это единственное, что осталось от крепости, привезенной из Углича, правда, с более поздними перестройками. Но сейчас она вроде восстановлена такой, как была в 16 в. Войти в нее, увы, нельзя, только посмотреть из открытой двери.
Зато можно побывать в Соборе Богоматери Всех Скорбящих Радости, построенном в 1906 г. по проекту архитектора Малиновского.
Церковь Святого Сергия Радонежского Чудотворца построена в 1604 г. на личные средства Бориса Годунова.
Выходим в город. Здесь тоже есть, что посмотреть. Чем-то он напомнил мне Суздаль или Мышкин, конечно, в уменьшенном размере. Местных жителей совсем немного, но летом жизнь кипит, приезжают туристы, да и домах живут дачники. Правда, купить здесь домик или участок - дело довольно хлопотное и затратное, в первую очередь из-за необходимости проводить археологические раскопки.
В Свияжске несколько музеев. Времени у нас, увы, немного, поэтому с сожалением проходим мимо Исторического,
минуем музей художника Геннадия Архиреева, живописца, родившегося в 1949 г. в свияжской исправительно‑трудовой колонии.
И идем в Художественную галерею музея‑заповедника в здании пожарного обоза 19 в. посмотреть на линолеумы, раз уж не удалось увидеть фрески.
Что за линолеумы и зачем надо на них смотреть?) Это 4 огромных полотна из собора Богоматери Всех скорбящих радость. Это, конечно, не современный материал. Слово Линолеум происходит от латинских - linum - лен и oleum - масло. Раньше, когда все было натуральным, линолеум представлял из себя льняное полотно на которое наносилась масса, изготовленная также на основе льняного масла. Россия, кстати, до революции, была одним из крупнейших в мире производителей линолеума благодаря обширным посевам льна. На этих полотнах изображены сюжеты довольно редкие для православных храмов сюжеты: «Встреча на пути в Эммаус» , «Явление Христа двум ученикам в Эммаусе», «Хождение Христа по водам».
Линолеумы довольно хорошо сохраняются в теплом помещении, а вот то, что на протяжении многих лет собор будет нетопленным, представить тогда никто не мог. В соборе долгое время был склада совхоза НКВД, и поэтому состояние линолеумов было ужасным. Их отреставрировали, а на стенах собора сделали копии этих сюжетов.
В Галерее к тому же выставка свияжских художников и работы того самого Геннадия Архиреева.
А еще можно подняться на смотровую площадку пожарной каланчи.
А еще есть музеи Свияжских икон, Гражданской войны, Археологии дерева «Татарская слободка». В общем, сюда надо приезжать не на несколько часов, а на несколько дней, чего вам и желаю)