Так, про Коломну, обещала, значит, надо выполнять) И перво-наперво расскажу вам не о пастиле, знаменитой, наверное, на всю Россию, не о калачах и медовухе, а о
музее трамваев, вернее моделей трамваев. Ну это фигня, скажете вы, вот если бы настоящие! Мы тоже сначала так думали, и поэтому не сразу пошли в этот музей, когда про него узнали, и были неправы. Ведь собрать такую огромную коллекцию разных трамваев, если бы они были в натуральную величину, практически невозможно, по крайней мере нигде в мире такого музея нет. А вот если это модели, то запросто. Вернее, конечно, не запросто, поскольку создатель музея в Коломне Андрей Мясников собирал свою коллекцию более 30 лет, и она у него самая большая в России, в ней более 200 моделей разных стран и разных лет, по сути вся история трамвая от конки до самых современных.
Вообще я очень люблю поезда и трамваи, поезда - это во мне дедушка - строитель ЖД мостов говорит, а трамваи - это мое детство: я засыпала и просыпалась под звуки их звонков, ездила на них до метро, потом до маминой работы в центр, до сих пор, кстати, считаю 39 маршрут самым красивым. И еще я хотела водить трамваи, с этим как-то не срослось, но любовь к ним я сохранила навсегда. И живя сейчас на краю Москвы, где есть только автобусы и троллейбусы, очень скучаю по трамваю, и иногда позволяю себе проехаться на нем, не куда-то, а просто прокатиться.
Возвращаясь к музею. Смотреть здесь конечно надо только с экскурсией, которую проводит сам создатель Андрей Мясников. Конечно, все модельки подписаны, но что даст просто сухое описание модели без всяких интересных подробностей.
В 1881 г. появился первый трамвай в пригороде Берлина, а уже в середина 80-х годов начали делать из жести миниатюрные по тем временам действующие модели трамваев. Масштаб их был 1/32 и 1/45, то есть они были не маленькие, а позволить себе помещение, чтобы собрать там пути для этих моделей, могли только очень обеспеченные люди, да и сами модели стоили немало: самая дешевая у нас продавалась за 20 руб. (корова стоила 12). Одним из таких обеспеченных и самых известных людей был Император Николай Второй, который с сыном часто играл в железную дорогу, и она сохранилась в Музее Игрушки в Сергиевом посаде (надо бы туда сходить).
В России модели трамваев, вернее, поначалу просто игрушки, (не копирующие трамваи так точно, как модели) делали в селе Астрецово под Дмитровым, и фабрика эта, кстати, работала до 1991 г.
Масштаб 1/87 появился после Второй Мировой войны
Американская модель 50-х годов, тогда она стоила 14 долларов, что по тем временам было очень немало. В комплект входит 1 вагончик, рельсовый круг и зеленая труба, куда вставлялись 6 круглых батареек.
Это про модели, а теперь про сами траиваи. Началось все с конки. Потом некоторое, очень небольшое время был паровой трамвай, по сути паровоз, хотя немного переделанный, там было пароподавление, ибо не гоже ездить по улицам и окатывать всех прохожих паром (под циферкой 18). (Выше - первые электрические трамваи производства Германии, Австрии и Швеции)
А потом, когда изобрели токоприемники, уже сделали электрический трамвай, и сделали его в нашей стране именно в Коломне в 1891 г. и отправили его не в столицу, а в Киев - там впервые появилось трамвайное движение. А в Питере трамвай начал ходить еще только через несколько лет, поскольку владельцы конки очень против него возражали. Чтобы жители города поддержали электрический трамвай, зимой в лед Невы вмораживали рельсы, и по ним ходил трамвай)
Первые трамваи выглядели почти как конка, площадки были открытые, и водить такой трамвай было очень не комфортно, тем более, что делать это приходилось стоя. Управляли трамваями только мужчины, поскольку, чтобы повернуть ручку основного элемента управления трамваем - контроллера, надо было обладать недюжинной силой. Руля, кстати, у трамваев нет)
У всех трамваев 4 колеса, они 2-осные, и ставили их очень близко друг к другу, чтобы они могли поворачивать. Потом придумали тележки, ставили по 2 тележки (каждая из 2 осей) на вагон.
Кстати, угадайте, как строили трамвайные вагоны и какой известный нам материал применяли для их обивки?
Были и грузовые трамваи, например, в Ленинграде. Он вообще одно время был самым трамвайным городом мира, и там было много грузовых трамваев. Может, вы помните, как в фильме «Невероятные приключение итальянце в России» герои спасаются от льва?
Потихоньку трамваи становились удобнее и для водителя, и для пассажиров. Появлялись разные модификации, например, 2-этажные трамваи - угадайте, в какой стране?)
Но поскольку трамвай уже автобуса, то были они очень неустойчивые, и от них быстро отказались.
Сейчас они есть в Гонконге, там научились делать некувыркачие трамваи. И каждый год проводят Конкурс на лучшую рекламную раскраску, так что каждый трамвай уникален.
А это самый совремменный 5-секционный низкопольный вагон, длина 46 м для Лейпцига и Дрездена - это именно 1 вагон)
В общем, ничего больше писать не буду, хотя про трамваи можно говорить еще долго, но пусть лучше это сделает профессионал, так что всем горячо рекомендую этот прекрасный музей.
Рядышком с музеем недавно положили рельсы и сейчас собирают денюжку для покупки одного вагона. А стоит он сейчас тоже немало.
Еще рядом есть Артпакгауз, где устраивают всяческие выставки. Нам повезло, и выставка тоже была на трамвайную тему, с совершенно замечательным названием: До-Де-Па, нечто французское, чувствуете?
А вот перевод этого названия в чудесном стихотворении)
На выставке рисунки и макеты, посвященные … трамваям)
Михаил Кученев. Рисунки, сделанные на совещаниях в издательстве «Железнодорожное дело»
В общем, всем настойчиво рекомендую, а чтобы предотвратить всякие высказывания про заказную рекламу: мы были там совершенно независимо и на свои кровные, просто город Коломна и его музеи так чудесны, что ездить туда хочется часто и рассказывать про него всем-всем)