Странное ощущение появляется, когда разглядываешь древние наскальные рисунки. Время как-то сжимается: тут нарисован человек 6000 лет назад, тут олень, возраст которого 4000 лет, а здесь 2000 лет назад изображена лодка. Как все близко и одновременно далеко.
Ну, ладно, это лирика, а лучше я расскажу вам о Музее петроглифов в Альте. Честно, мы туда не собирались, мы вообще в Альту не собирались, и поэтому, сидя в музее Тирпица и пользуясь халявным Wi-Fi, я усиленно старалась понять: надо нам туда или нет. И по всему выходило, что вроде надо: когда мы еще увидим самую большую в северной Европе коллекцию петроглифов. Читала, что их много на Онежском озере и вообще в Карелии, кто там был и их видел, расскажите)
А норвежские петроглифы расположены на нескольких участках вокруг Альты. В местечке Jiepmaluokta (в 4 км от Альты) их больше всего (около 3000), там и создали
музей под открытым небом. А в декабре 1985 года петроглифы в Альте были занесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь сделали 3 км деревянных дорожек, и можно с удобством гулять и рассматривать рисунки, тем более, что часть их специально подкрасили красной краской, чтобы было лучше видно.
При покупке билета нас сразу спросили - откуда мы, и тут же появилась русская девушка, которая нам все объяснила и дала брошюру с описанием петроглифов на русском языке - чего еще можно желать) Можно пройти более короткий маршрут по «крашенным» петроглифам, а можно более длинный в другую сторону по некрашеным. Мы прошли оба, а в промежутке посидели на берегу моря)
В брошюре очень подробно написано про все сюжеты, и очень прикольно выискивать все фигурки на камнях. А читать про них - как читать легенды и сказки.
Вот, например, медведь. Есть рисунки про охоту на медведя, про медведя в берлоге, а есть рисунки, где путь медведя идет не горизонтально, как у всех остальных животных или людей, а вертикально, и тут он уже не просто зверь, а символ, и его движение вверх показывает, что медведь может проходить через различные слои мира.
Медведь в берлоге (фото с сайта музея. Мы, честно, так увлеклись поиском и разглядыванием рисунков, что не все сфотографировали)
В то же время на рисунках куча жизненных ситуаций: беременное животное,
(фото с сайта)
спаривание оленей,
охота на оленей из лодок и еще куча всего.
Там есть и звери, и рыбы, и птицы
Фото с сайта
И даже лыжники)
(фото с сайта)
Плоские скалы с петроглифами лежат на берегу моря. Его уровень постепенно опускался, так что самые старые - верхние, а ближе к воде - более молодые.
Кроме «уличной» части есть еще и всякие интересности внутри музея.
Конечно, выставка про петроглифы.
Можно и на мониторе самим порисовать)
Выставка под названием «Боги, Духи и Святые» про христианство и религию саамов.
Христианство в Северной Норвегии практически до 16 в. было только на побережье, а народы тундры были язычниками.
Святой Олаф, который и ввел христианство в Норвегии в 11 в.
Про саамов, квенов, их обычаи и религию, думаю, потом подробнее напишу.
И, конечно, никуда без рыбалки - норвежцы в ней лидеры. И норвежки тоже)
Есть и разные временные выставки. Например, Выставка про хранилище семян на Шпицбергене. Семена хранятся в бункере при температуре -18. И интересно, что там не только семена культурных растений, но и их дикие родственники для поддержания большего генетического разнообразия.
А еще была Выставка про использование старинных саамских мотивов в современной моде, очень органично получается. Кстати, недавно послушала рассказ про совместную российско-норвежскую выставку этнокостюма в Архангельске. Так вот там одна наша участница с болью говорила о том, что норвежцы надевают свои народные костюмы по праздникам, а наши можно увидеть только в музеях.
Честно, всего мы в этом музее не осилили, наша воспринималка уже затупилась. Поэтому отправились дальше на Север, но перед этим заехали в сам город (напоминаю: музей южнее Альты, находится километрах в 4). А в самом городе - чудесная церковь Северного сияния. Мы внутрь не ходили, говорят, там тоже очень красиво, но и внешне она стоила, чтобы на нее посмотреть. Интересно, что сначала не собирались строить именно церковь, но просто хотели привлечь в Альту побольше туристов. И думаю, это им удалось)