Осталось совсем чуть-чуть...

Apr 07, 2009 13:42



3. КАКОВЫ ПЕРСПЕКТИВЫ?

3.1. Место в государстве


Переход к рыночным отношениям ещё не закончен, многие механизмы не сформировались, не действуют в полную силу, а многие просто не разработаны. Советская многодетная семья с ориентиром на социальные дотации уходит в прошлое, но чересчур медленно и очень болезненно. Объективные обстоятельства диктуют: нужно привести социально-демографическую политику в соответствие со складывающимися экономическими условиями.

НО: социально-демографические процессы имеют значительную инерцию, они уже создали демографический пресс, который не позволяет действовать методом «проб и ошибок» из-за отсутствия ресурсов и времени.

Поэтому для дальнейшего поиска алгоритмов системного реагирования на вопиющий рост безнадзорности требуется глубокое изучение и осмысление опыта десятилетней жизни семейных детских домов, ибо многие идеи уже прошли экспериментальную проверку.

Имеющаяся сеть семейных детских домов уже сейчас может быть использована для отслеживания социальных процессов, апробирования и внедрения программ и проектов поддержки и реформирования семьи.

Семейный детский дом - это социальная семья, выполняющая государственный заказ на воспитание детей. Она объединяет в себе позитивные элементы семейного воспитания и государственного подхода к будущему республики.

Семейные детские дома:

·         Являются одним из самых удачных социальных экспериментов /на основании десятилетнего опыта развития/;

·         несут морально-этическую ответственность перед окружением и оказывают на него серьёзное влияние;

·         ориентированы на будущее детей, обеспечены опытными и зарекомендовавшими себя кадрами;

·         представляют собой достаточно гибкую структуру, показали свою социальную и финансовую эффективность в социализации брошенных детей;

·         подотчётны в своей деятельности и могут давать обратную связь для мониторинга социальных процессов, выработки политики формирования и поддержки семьи.

Рассматривая семейные детские дома в качестве уникального социального эксперимента, можно предложить их дальнейшее развитие в двух направлениях:

тактическое - непосредственные перспективы для части брошенных детей (обеспечение им семейного воспитания в СДД) непосредственно в местах их рождения, что облегчит их дальнейшую социализацию;

стратегическое - получение через три-четыре года организационно проработанной и обеспеченной кадрами структуры проведения и реформирования социальной политики, посредством которой можно проверять системы микрокредитования, социально-психологической помощи, проводить обучение социальных работников, так как родители, семьи которых уцелели, имеют высокий уровень мышления, темп жизни, социальный статус, в большинстве своём являются лидерами. Наши родители вполне пригодны для создания инвестиционно значимых хозяйств.

3.2. Работа через государственный заказ.


Государство в принятых Кодексе «О семье и браке» и Законе «Об охране и защите прав несовершеннолетних» декларирует приоритеты семейного воспитания для детей, оставшихся без попечения родителей. Дальнейшие шаги должны предусмотреть разработку Положения о приёмных семьях и методических рекомендация для органов опеки и попечительства по их созданию на основе подготовленной нормативно-правовой базы и социальных исследований о возможности внедрения фостер-опеки в республике должна быть развёрнута сеть приёмных семей.

Это можно сделать

Для развёртывания сети производится дополнительный набор родителей-воспитателей и экспресс-обучение. Организуются фостерные семьи и обеспечивается их организационная, социальная, психологическая, методическая и информационная поддержка по опыту уже существующих СДД; новые семейные детские дома создаются на базе перспективных фостерных семей.

В процессе работы вводятся элементы новой социальной политики, а именно:

·         организуется и апробируется система помощи и отслеживания (мониторинга) процесса адаптации детей как в семье, так и в обществе;

·         родители-воспитатели проводят совместную работу (беседы, совместные тренинги, семинары и т.д.);

-        с родителями, оставляющими своих детей (предварительную),

-        с женщинами по планированию семьи и сохранению здоровья,

·         проводится идея сохранения и преумножения здоровья, его социально-экономической сути: если ты болен, то как отдашь кредит?

·         исследовательская работа подкрепляется финансированием неблагополучных семей в случае, если такой подход обеспечит воспитанеи ребёнка в родной семье;

·         СДД постоянно курируют такие семьи, материалы наблюдения анализируются и обобщаются; результаты анализа поступают в заинтересованные организации;

·         по результатам анализа программа реформирования социальной политики корректируется, проводится социальный контроль за выделением кредитов;

·         постепенно, в течение ряда лет, сфера действия программы расширяется, охватывая всё большее количество семей.

3.3. Кому и как подбирать родителей-воспитателей?

«Нью-Васюки» начинаются с СДД,


Дети принесли много проблем, НО они дали возможность почувствовать простую истину «жизнь прожить - не поле перейти».

Приятель обещал научить содержать поросят, сказал, что это выгодно, что при тех же затратах экономический эффект выше, говорил, что получится… Животноводов обучают, а кто учил нас? Только дети.

Основа всякой семьи - это личности родителей, их резервы роста, не можешь стать святым - осудят. Многие могут сказать верные слова, но сумеют ли так жить?

Это и должно быть выяснено в процессе отбора и обучения родителей-воспитателей. Кто отбирает - это тоже важный вопрос.

Отборочная комиссия должна состоять из заинтересованных лиц: мы подбираем своих коллег, которые готовы принять на себя воспроизведение определённого образа жизни. Мы должны знать, как поведут себя люди в нестандартных ситуациях, которые день за днём будут им подкидывать приёмные дети. Мы должны быть уверены, что наши будущие коллеги не скиснут в приёмных у чиновников, что, не унижая себя и детей, добьются от них выполнения обязательств. У нас есть клановая гордость!

Поэтому первый этап отбора должен проводиться Ассоциацией.

Обязательно нужен предварительный учёт всех потенциальных приёмных семей и их наблюдение, у отборочной комиссии должно сложиться своё мнение о семье.

Только потом, после знакомств, бесед и взаимных посещений, можно проводить формальный отбор - через Министерство образования и культуры.

Мотивы у тех, кто хочет взять детей в семью, могут быть самыми разными и обычно они не имеют значения. Плохо только. Если семья хочет взять ребёнка для того, чтобы компенсировать свою неудавшуюся жизнь. Если родители ждут от детей реализации своих несбывшихся мечтаний - в такой семье обязательно будут угнетены и те, и другие.

Характерна позиция «жить вместо ребёнка», то есть родители очень сильно опекают ребёнка, не дают ему быть самостоятельным. В родителе-воспитателе сидит чувство вины, заключающееся в том, что этот ребёнок не родной, и приёмные родители должны быть в десятки раз осторожнее с ним, чем с родным - отсюда и появляется излишняя опека. Это предтеча жалости, той самой, после которой ждёшь благодарности от ребёнка за то, что ты с ним нянчишься. Это опасно! Опасны любые сюсюканья с детьми - ребёнка нужно уважать.

Родители-воспитатели должны быть оптимистами и немного фаталистами, не ожидать благодарности, не приносить себя в жертву - это всё можно выявить через рисуночные тесты с помощью квалифицированного психолога.

Психолог поможет отыграть некоторые ситуации, которые могут возникнуть в приёмной семье:

Родители-воспитатели боятся, что у приёмных семей может быть плохая наследственность. Поэтому они слишком пристально присматриваются к ребёнку и пытаются увидеть в нём признаки плохой наследственности. Такое поведение мешает родителям реально воспринимать ситуацию. У родителя-воспитателя присутствует постоянный страх за своего ребёнка.поведение родителей в этой ситуации: родители фиксируют внимание на незначительных мелких чертах, поэтому образ ребёнка окрашивается в мрачные тона, родитель склонен преуменьшать положительные качества ребёнка и преувеличивать отрицательные.

Целью в воспитании ребёнка становится исправление врождённых недостатков, нет радости в общении с ребёнком, любовь к нему становится условной, а жизнь вместе с ним превращается в постоянное, тревожное отыскивание всего того, что якобы неправильно, не так как у других детей.

Важность психодиагностики и коррекции невозможно оспаривать. Однако каждому приёмному родителю нужно задуматься о самом простом: сможете ли вы обнять ребёнка, взять к себе в постель, когда он болен, если запах не тот? Вряд ли! Признана важность тактильных контактов в развитии личности ребёнка. Нет этих контактов - и что?! Можно пожалеть сиротку, дать ему конфетку, но, руководствуясь жалостью, взять в семью, навсегда? Как долго выдержите?

Родители в наших семьях, знакомясь с новичками, обычно рассказывают им «страшилки». Мы не утаиваем ничего. Но дать прочувствовать нашу жизнь мы не можем.

Саша сказал Сергею в один из первых дней: «Отойди от меня. Ты не так пахнешь!». Разговор: «У Петровых пахнет Петровыми, у Сидоровых пахнет Сидоровыми, а у нас ничем не пахнет!»

Это один из важнейших критериев совместимости: тактильный контакт с ребёнком не должен вызывать раздражение.

Ещё один критерий, который трудно учесть, но который действительно важен для совместной жизни: нужно, чтобы ребёнок смог воспроизвести образ жизни семьи, воспринять социальное наследие.

Кредо нашей семьи: «Будь свободным», знай и умей всё, что нужно для этого. Мои кровные дети - это уже третье поколение, которое уходит из семьи и живёт самостоятельно в пятнадцать-шестнадцать лет. Приёмные дети обычно нуждаются в бОльшей опеке. Пока дети маленькие, это не так бросается в глаза. Когда подрастают, оказывается, что для них наш ритм жизни слишком напряжён. Получается, что мы гоним их по жизни, заставляем работать на пределе их возможностей, не оставляя свободы. Равенство возможностей для кровных и приёмных детей позволяет строить отношения на равных, не испытывать чувства вины за то, что одни дети учатся в гимназиях и поступают в университеты, а другие едва могут окончить ПТУ, и после их долго нужно вести по жизни за руку.

Уже упоминалось о том, что мало найти общий язык с детьми, нужно уметь строить отношения со взрослыми, окружающими нас и наших детей и с любопытством, не всегда доброжелательным, наблюдающими за каждым шагом. Более того, считающими нас обязанными взять на себя заботу о каждом беспризорном ребёнке.

Прибегает соседка и плачет: «Что-то надо делать!». Выяснилось - обнаружила безнадзорных девочек, спящих на газоне. Взяли вещи, еду, пошли. Выслушали по дороге монолог об антигуманности и безответственности государства. Пришли, поговорили с девочками. Как ни кощунственно это звучит - эти девчушки полностью адаптированы к улице, не раз бывали во всех детских приёмниках. И побывают не раз. У обеих вши, говорю соседке: «Вшей выведи. Если помочь хочешь!» - «Да я не могу! У меня однокомнатная квартира! Должен же кто-то решать эти проблемы! Устрой их куда-нибудь!»

Вот вам типичный пример эксперта-морализатора, который судит аргументировано, последоваетльно, строго и обо всём. Уметь отказать - тоже наука. Каждый родитель-воспитатель должен её пройти и не испортить при этом добрососедских отношений. Можно ведь и оказаться изгоем в обществе, которое славословит тебя, но не выдерживает, когда твои дети шумят и засоряют канализацию.

«Можешь помочь - помогай, не можешь - не мешай! Живут же без тебя!»

В нашей республике был расформирован один семейный детский дом, примерно 10% СДД расформировалось в СНГ. Принятие детей в семью - это серьёзная проверка её крепости и жёсткая ревизия личностных резервов родителей. Количество связей приближается к пределу, темп жизни возрастает многократно. И если есть какие-то проблемы, конфликты. Непонимание - всё это развивается лавинообразно, всё тайное становится явным и очень быстро, срываются все психологические защиты, решения приходится принимать очень быстро, консультироваться не с кем, выработать решения заранее нет времени.

Таким образом, кроме общепринятых критериев отбора, зафиксированных в Кодексе о браке и семье, в Положении о семейных детских домах (приёмных семьях), необходимо при отборе родителей-воспитателей обращать внимание на следующее:

·         эмоциональная стабильность, низкий уровень тревожности,

·         коммуникабельность,

·         уважение к окружающим, в том числе к детям, умение слушать, но не навязывать своей точки зрения,

·         адекватность оценки ситуации, умение вырабатывать и принимать нестандартные решения и нести за них полную ответственность.

Даже при самом тщательном подборе родителей-воспитателей им необходимо обеспечить регулярное обучение и релаксацию. Кроме того, необходимо дать время на включение в иной образ жизни. То есть должен быть предусмотрен некий «испытательный срок», в течение которого родители осознают ситуацию, оценивают правильность своего выбора, а курирующие организации по результатам испытания принимают окончательное решение.

Наши действия основываются на привлекательности идей, а не на пропаганде: в этом деле нужнО определённое состояние души, на вопле «слабо!» ничего не сделаешь. В курс обучения должны быть включены элементы конфликтологии, умение пользоваться техниками нейролингвистического программирования (НЛП), аутотренинга. Разработка программ обучение должна быть включена в планы научно-исследовательских работ Института образования. Дилетантский подход при подборе и обучении кадров грозит нервными срывами для родителей, обострениями болезней и осложнением внутрисемейных отношений.

3.4. Варианты финансирования


Семейные детские дома финансируются государством не тех же условиях, что и детские учреждения интернатного типа. Как для детдомов и интернатов для нас привычно постоянное недофинансирование и задержки выплат. Нормы содержания детей не пересматриваются по несколько лет.

Именно проблемы с получением государственных средств на содержание детей заставили нас искать новые возможности. Сначала это был самый простой путь - ориентир на гуманитарную помощь. В 1994-95 годах гуманитарная помощь была распространена в республике, и многим из нас она помогла элементарно выжить.

Однако то, как дети стали реагировать на гуманитарку, заставило нас взглянуть на неё другими глазами. Они, поначалу с радостью разбиравшие и примерявшие «second hand», стали стесняться надевать вещи, бывшие в употреблении, и старались скорее передать их кому-нибудь ещё. Если долго не поступали продукты (растительное масло, рис), в их речи возникали требовательные нотки: «почему о нас забыли?» или «почему дали так мало?». Иждивенческие настроения формируются очень быстро.

Однако гуманитарки всё равно было не столь много, чтобы выживать только за счёт неё. Приходилось искать работу, подключать к работе детей. Первые самостоятельно заработанные деньги вызывали потрясающую реакцию! И дети покупали на них не конфеты и мороженое, как следовало бы ожидать, а хлеб и мясо. Кормильцы! Уровень самооценки резко повысился - ребятня воспряла духом и забыла про гуманитарку. Но «шабашки» могли быть только от случая к случаю. Необходимо было развернуть хоть маленькое, но своё дело.

Тогда-то впервые и появились в документах Ассоциации слова «частичное самофинансирование». Жаль, что Макаренко у нас забывают, для 13-16-летних подростков трудовое воспитание играет решающую роль. И не родителям бы бегать, предлагая проекты различных мини-училищ, детских кафе и пр., а государству обратиться с призывом: вот вам кредит на начальный капитал, льготное налогообложение - дерзайте!

Сейчас возможности самофинансирования заложены в новом Положении о семейных детских домах. К сожалению, этот документ уже полтора года находится на согласовании в Правительстве КР (Министерство финансов не приемлет «упреждающего финансирования»), и приёмные семьи, открывая своё дело, не имеют права непосредственно направлять полученные доходы на содержание и развитие детей.

Есть ещё один путь, приемлемый для вновь открываемых приёмных семей. Существует Закон Кыргызской республики «О меценатстве и благотворительной деятельности», который декларирует со стороны государства поддержку организациям и частным лицам, занимающимся благотворительностью. Применяя этот закон, можно заключать договора с меценатами через госадминистрации, привлекая для финансирования приёмной семьи внутренние инвестиции. Для этого должна быть разработана и апробирована на пилотных проектах система договоров, определяющих права и обязанности и степень ответственности каждого члена «тройственного союза»: госадминистрации, мецената, приёмной семьи.

Творение

Previous post Next post
Up