Музыка, я и они

Jun 13, 2012 21:19


Я глубоко уверена, что музыка это тонкое и духовное искусство, способное  зажечь в душе каждого ребенка потребность в красоте и доброте, стремление к познанию и творчеству… У меня в детстве отношения в музыкой не сложились. Да и сейчас не особо... Мне бы хотелось, чтобы у моих детей все «сложилось». Если не получилось со старшими, значит надо взяться за младших:)

Поэтому в этом году я повела Ваню и Машу на прослушивание в две музыкальные школы. Конечно, никто не сказал, что дети - гении, но в принципе их взяли в обе школы. И в Гнесиных, и в Шопена. В какую идти с сентября - не знаю. И идти ли вообще? Занятия по утрам, очень неудобное время.

Всем знакомым, которые интересовались зачем я собираюсь «мучать детей», я давала почитать вот эту статью  «Десять причин отдать ребенка в музыкальную школу».


Д.Кирнарская, доктор искусствоведения
Десять причин отдать ребенка в музыкальную школу

Несмотря на то что ребенок фальшиво орет песни Чебурашки и слуха у него нет; несмотря на то что пианино некуда поставить и бабушка не может возить ребенка «на музыку»; несмотря на то что ребенку вообще некогда - английский, испанский, секция по плаванию, балет и прочая. есть причины все это преодолеть и все-таки учить музыке по многим очень веским причинам, которые должны знать со­временные родители:

1.  Играть - это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать - это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну а вокруг играющей девушки? Внимание, родители невест!

2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и в праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку. Внимание, строгие родители! Музыка - это воспитание характера без риска травмы. Как хорошо, что такое возможно!

3.    Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности. Он пространственно мыс­лит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе, как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора-физики и профессора- математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба. Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.

4.    Музыка и язык - близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший -     музыка; потом младший - словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку. Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но еще раньше был Звук.

5.    Музыка структурна и иерархична: крупные сочинения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного. Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиници Сузуки, не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, но зато обошли своих сверстников по уровню структурного мышления. Внимание, прагматичные родители будущих IT- инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведет прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.

6.   Музыкальные занятия развивают навыки общения, или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учебы ребенок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудренным и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придется в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Теперь остается один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное - понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими. Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера - обезоруживающая улыбка «хорошего парня»…

7.    Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувствительны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».

8.   Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline - срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперед зачет по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребенок с таким опытом не завалит серьезный экзамен, интервью при приеме на работу и ответственный доклад. Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве - это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.

9.   Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так читающий с листа пианист сразу делает несколько дел - помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует на­стоящее. Музыка течет в своем темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передает информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях. Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребенку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.

10.     И, наконец, музыка - наилучший путь к жизненному успеху. Почему? См. пп.1-9. Не­мудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости: Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей так трудно играть на фортепиано на сцене; Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своем ослепительном концертном платье, а Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.

Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы недолго и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру.

Статья взята с сайта журнала «Искусство в школе»

http://www.artinschool.ru/0111-1_article.htm

Недавно мне попалась одна интересная книга А.Зак и Л. Мадорский «Музыкальное воспитание ребенка» (http://www.labirint.ru/books/261926/). Написана простым языком для таких далеких от музыки родителей как я:)

Недавно вышла еще одна книга этих же авторов «Музыка дает душе крылья» (http://irisbook.ru/shop/UID_274.html) Вероятно, сначала была эта «Пять удивительных историй о музыке» http://www.7iskusstv.com/2011/Nomer6/Madorsky1.php, а потом вышла книга.

Вот еще интересные материалы:

«Музыкальное воспитание в разных педагогических системах» http://www.7ya.ru/article/Muzykalnoe-vospitanie-v-raznyh-pedagogicheskih-sistemah/

«Жизнь без музыки была бы ошибкой» http://www.7ya.ru/article/Zhizn-bez-muzyki-byla-by-oshibkoj/

Короче, теоретически я подковалась:) Не хватает практики:)

музыка, детство, педагогика, воспитание, школа, дети

Previous post Next post
Up