В очень хорошем блоге психолога
ameli39 недавно был пост "Победитель остается один"
http://ameli39.livejournal.com/1196555.html#commentsИ я в очередной раз задумалась - а посты этого человека вообще заставляют меня крепко задуматься, последнее время особенно - что изыскания настоящих специалистов в этой области настолько тонки, деликатно выверены и мудры,что вполне пересекаются с тем знанием человеческой природы, которые можно встретить в сочинениях православных авторов.
Несколько лет назад я спорила с парой людей о роли психотерапевтов в современной жизни, о том, что для человека, серьезно изучающего православную аскетику, консультации психологов в лучшем случае не нужны и избыточны, в худшем - даже вредны. Более того, психолог подчас слишком много берет на себя, выступая неким субъективно настроенным судьей, и может даже навязать человеку совершенно неприемлемые нормы, искажать его цели по жизни, с одной лишь задачей - разрядить напряжение. Тут всегда есть тонкий момент. Под маской и авторитетом психотерапии можно исказить тонкое предощущение правды о себе и о мире, которое в человеке есть, даже несмотря на ложные, довлеющие над ним механизмы.
Надо сказать, что по юности я сталкивалась с такими "специалистами" своего дела. Теперь я понимаю, что тот цинизм и простота, с которыми они выходили на ситуацию, шокировали меня не зря. В любом деле есть люди, которые своим глубинным безразличием и штампами убивают значимость самого дела. И вот теперь могу сказать, что готова принести извинения в огульном, максималистском обвинении целой науки).
Конечно в мире психотерапии много всего и разного. Однако когда читаешь вещи , поражающие проницательностью, то искренне радуешься какому-то Глобальному присутствию здравого смысла в уме людей. Радуешься, что трезвый ум и внимательный опыт способны верно оценить человека. Это ли не повод для некоего масштабного оптимизма?) Психотерапевтическая мысль - это иной метод, иной заход к человеку, возможно даже иные линзы окуляр, но это обнаружение все тех же Законов развития души, что находишь и в аскетической литературе. Пусть это иные термины и даже иные акценты в их описании, но черное там, по счастью, - все то же черное и разрушающее, как не крути.
И как мне нравится, когда буквально каждая мысль находит отголосок в моем личном начитанном багаже:
"Одна из особенностей людей пограничного уровня организации- стремление всеми силами сохранить ощущение своего всемогущества. Этот своеобразный механизм психологической защиты, помогает избегать непереносимое для хрупкого Эго, осознание своих ограничений, а также избегать тревогу, сопровождающую это осознавание".
"Для того, чтобы пограничному клиенту удалось как то переработать в терапии свои сложности, укрепить Эго и дорастить некоторые психические функции, ему неизбежно придётся разрушить свою манию всемогущества и , в соответствии с принципом реальности, признать и принять свои ограничения".
"Подтвердив в очередной раз идею своего всемогущества, он уходит с бессознательным ( или сознательном) ощущением собственного триумфа. Но так и оставшись непонятым. Одиноким, " всемогущим" и не понятым. Победитель остаётся один".
Может быть, я так тенденциозна), но мне видится в этих словах одна из основных проблем зараженного гордыней, несмирением человека. И здоровое укрепление Эго, расширение его возможностей начинается как раз с осознания немощи и конечности. А иначе идея всемогущества в столкновении с реальностью дает болезнь, невротическую, физическую,коммуникационную и в высшем смысле метафизическую. И разве та же православная аскетика не учит ту самую "тревогу, сопровождающую это осознавание", не просто нейтрализовать, но и делать силой человека?
Да.. возможно тут иные акценты и пути, чем в православии, но дефекты и корни озвучены мудро и точно.