А вот армия США представляла собой зрелище совершенно фантастическое, любой европейский офицер при виде американской армии рисковал в течение ближайших 5 минут умереть от смеха.
Во-первых, вся армия США составляло приблизительно 16 000 человек - вся. Во-вторых, чем должен заниматься полковник в мирное время, никто не понимал, все понимали, что полковник должен быть уважаемым человеком, но вот какой-то еще функционал полковника для всех оставался загадкой. Дело в том, что эти 16 000 человек были довольно равномерно раскиданы примерно по 80 фортам. То есть гарнизон типичного форта составлял там 150-200-250 человек. Форты тоже были рассованы неравномерно по территории США. Это было несколько фортов в стратегически важных местах типа форта Самтер. А большая часть - это были границы индейских территорий. Армия США вела непрерывную малую войну с индейцами то здесь, то там. А малая война оставляет вообще интересный характерный отпечаток на подготовке личного состава. Солдаты и младшие офицеры в малой войне получают много полезного опыта: они привыкают метко стрелять, беречь патроны, тщательно вести постовую службу и абсолютно не бояться окружения, потому что окружение - это нормальная ситуация. Вот выехал эскадрон армии США разбираться с индейцами, когда он отъехал от форта на расстояние, на котором флаг не виден, и он уже в окружении.
С другой стороны, армия, ведущая малую войну, абсолютно не понимает, для чего нужна артиллерия, нет, ну понятно, салюты, понятно, третий год обучения в Вест-Пойнт, но для чего еще? Армия привыкает к противнику храброму, но не стойкому. Если враги набИжали, и отогнаны, то, скорее всего, они, обиженные уйдут в пампасы и будут там страдать. Армия привыкает к тому, что сделанные за полчаса баррикады способны остановить любую атаку.
Что касается штурма и осады, то возможности для этого у индейцев были примерно такие же, как у аборигенов в Сибири, то есть они были способны даже два дня под фортом покричать «выходите, мы вас всех порубим». Потом у них кончалась еда, им становилось скучно, и они уходили искать других развлечений.
Бригады в армии США существовали только в военное время, а дивизия была вообще чисто территориальным образованием, в СЩА было всего 4 дивизии в соответствии с четырьмя военными округами. Вооружена эта армия, поскольку она была маленькой, и требования к стрелку были высокими, очень неплохо. Армия США, по крайней мере, на начало войны была массово вооружена наиболее совершенными вариантами нарезных дульнозарядных ружей. Основное оружие наполеоновских времени - ружье дульнозарядное, гладкоствольное, кремневое. В него засыпают порох, запихивают пыж, запихивают пулю, прибивают сверху шомполом, насыпают порох на полку, взводят курок, можно стрелять. При этом я не могу на 100 % сказать про тогдашние ружья, но у современных реплик перед выстрелом рекомендуют зажмуриться и отвернуться, потому что с полки шибает горящим порохом. Поэтому кремневые ружье времен Наполеона, во-первых, давали до 20% осечек в сухую погоду (просыпали порох/сместился кремень), во-вторых, они давали примерно 60-80% попаданий при залповом огне по групповой цели с 200 шагов. Именно от этого пошла вот эта не выведенная до конца еще в Гражданскую в России офицерская манера прохаживаться со стеком вдоль строя, говоря: «Стойте спокойно, заряжайте лучше». При таком оружии стрелять по индивидуальной цели было почти нереально. Были отдельные маньяки-снайперы, но это были именно отдельные энтузиасты. Да, на их счету несколько громких выстрелов и несколько громких убийств, кто-то из них во время Наполеоновской войны застрелил французского генерала с, по-моему, 600 шагов. Причем, чтобы никто не говорил потом, что ему повезло, он застрелил еще одного француза с той же дистанции, только после этого ушел. Но эти стрелки были редким исключением, не влиявшим на бой.
Потом, следующее совершенствование, которое было сделано в оружии - вместо кремня и полки с порохом была внедрена огнепроводная трубка и высокотехнологичное устройство - капсюль из гремучей ртути. Капсюль, плотно надетый на трубку, во-первых, не просыпался как порох, во-вторых, не портился от нескольких капель воды, в-третьих, не плевался в лицо стрелку огнем. Но дальнобойность и меткость не возросли. Что же касается тогдашних нарезных ружей, штуцеров, то это было оружие с винтовым стволом, в который пулю приходилось забивать по нарезам медленно и печально, минуты 2-3. При этом капсульный штуцер вполне уверенно бил на 600 метров, а больше, чем на 600 метров без оптического прицела стрелять практически нереально. Ну, я не говорю про отдельных людей, у которых Господь Бог оптический прицел поставил просто в глаз, я говорю про более или менее среднего армейского стрелка.
Существовало много разных вариантов, как сделать ружье, которое бы быстро заряжалось и стреляло бы как нарезное, я не буду останавливаться на этой, безусловно, интересной теме, спросите об этом Поппенкера, он знает об этом все равно больше, чем я.
Я остановлюсь только на великом изобретении капитана Минье. Он придумал вставлять в желудеобразную пулю металлический колпачок. При выстреле колпачок давил на пулю, пуля расширялась, входила в нарезы. Таким образом получилось оружие, которое заряжалось со скоростью дульнозарядного гладкоствольного, а стреляло, как нарезное. Это ружье вызвало тяжелейший кризис артиллерии. Дело в том, что стрелять по пехоте ядрами - шума гораздо больше, чем эффекта, а картечь бьет на 200 шагов. Картечь на 200, ружье на 600, попытка выскочить на картечь и выстрелить картечью оканчивается обычно тем, что перебиты все лошади и перебита вся прислуга. Ну, то есть был случай, когда во время Гражданской войны в США некий очень наглый лейтенант с одним орудием что-то около получаса сдерживал наступающих северян. Ну, во-первых, он был один такой, за войну, и, по-моему, из всего расчета ушло живыми 2 человека.
Сферическая граната, заряженная порохом, во-первых, обладала совершенно ничтожным поражающим действием, во-вторых, она работала с пороховой трубкой и к моменту, когда фитиль догорал, все успевали залечь. То есть это не «бух-бабах», а «бух-шмяк-пшш-бабах».
В итоге артиллерия в полевом бою была не то чтобы совсем бесполезной, но за все существование артиллерии с появления колесного лафета она никогда не была так малоэффективна в полевом бою.
Кроме ружей и пушек были еще и револьверы. По вполне очевидным объективным причинам среднестатистический американский кавалерист знал, что сабля - это такая железка, которая болтается и мешает ходить. Да, на ней можно жарить, вот, точно, на ней можно что-нибудь жарить! Надеть курицу и над углями! Понятно, что от жарки курицы металл портится, но неужели кто-то собирается этой «хреновиной» драться? С толпой индейцев?
Вообще обучение рукопашному, штыковому и сабельному бою в американской армии было никаким. Если кто смотрел забавный фильм «большая паровозная гонка», описывающий первую в истории попытку организованной диверсии на железнодорожном мосту, то там, в финальной драке был один момент, который сначала я воспринял как чисто пародийно-комедийный, а потом понял, что это на самом деле суровый исторический реализм вплоть до тщательной реконструкции. Два человека некоторое время бьются на штыках, видно, что винтовки со штыками обоим ужасно мешают, потом одному из ни надоедает, он бросает винтовку, обходит вражеский штык и просто выводит противника из строя одним ударом в челюсть. Потому что на деле в морду дать - это гораздо привычней и больней. В итоге для чего нужна сабля в бою, американский кавалерист понимал плохо, но он прекрасно понимал, почему у него два револьвера при седле, два револьвера на себе, ну и в принципе, если индейцев ожидается много, то еще и пару куда-нибудь там пристроить. И впоследствии европейские кавалеристы изумлении отмечали, что какое-то там получасовое горячее дело с жестокой сабельной рубкой в европейской войне давало гораздо меньше убитых, чем пятиминутное столкновение с револьверами.
Плюс к армии, в Америке была еще милиция. Изначально милиция - это такой вооруженный резерв армии США. Ну, к моменту Гражданской войны более или менее боеспособной милиция была в штатах Фронтира ну и еще в некоторой степени рабовладельческих штатов, где существовала теоретическая возможность каких-то негритянских волнений.
- Кому она подчинялась?
- Чего? Вы какое-то странное слово употребили: «под-чи-ня-лась». Это греческий или латынь? Надо понимать, что американская милиция подчиняется Конституции США
Так вот, что такое представляла милиция США? Это собрались люди, самого уважаемого человека выбрали командиром, пошили форму, и пару раз в месяц собираются, проходят парадом по своему родному Грейт Флайшиттер Сити, и устраивают пикник со стрельбой по мишеням. По словам Свечина, он был крайне ехиден, американские милиции отличались большим количеством выборных начальников, отсутствием желающих им подчиняться и сильными оркестрами.
Продолжение - завтра