Исторические «загогулины». Загогулина вторая. Два Сталина. Часть 1. Продолжение. (7)

Mar 20, 2010 14:37

А теперь я все-таки хочу рассказать историю, услышанную от Николая. История такая. Где-нибудь годов в 1936 крупный сотрудник НКВД Штейн увидел в кабинете, принадлежавшем Менжинскому пачки архива Охранки. Среди пачек была одна аккуратная папочка. Он заглянул в эту папочку и увидел фотографию Сталина. Он решил, что, вероятно, Сталина внедряли в Охранку. Он стал читать исписанные Сталиным листы и понял, что это донесения агента, очень добросовестные, подробные и содержащие информацию о работе большевистского подполья. Сомнения не было - Сталин до революции работал на Охранку. Штейн взял папку, вышел из здания, поехал прямо на вокзал и сел в поезд , отправлявшийся в Киев. В Киеве Первым секретарем ЦК КПбУ работал С.В. Косиор, его лучший друг и соратник по дореволюционному подполью, человек, которому он доверял полностью. Ведь возникла чрезвычайно сложная ситуация. Человек, работавший в Охранке, не только не мог быть в партии и руководить ею, он подлежал суду. Был судим и расстрелян Малиновский - представитель большевиков в Думе, известный партийный деятель, разоблаченный, как сотрудник Охранки. Но это было несколько лет назад, и у Малиновского не было власти в партии. Поступить также со Сталиным было сложнее. Не потому, что считалось , что он много сделал для партии (у предателей нет заслуг), а потому , что ему принадлежала власть. Не понятно было, что делать, и во что может вылиться обнародование «тайны Сталина» и борьба с ним. Косиор и Штейн пригласили для обсуждения В. Балицкого - главу НКВД Украины и И. Якира военного наркома республики. Якир предложил обратиться к военачальникам: Гамарнику, Тухачевскому и другим. Если они станут на сторону непрощения предательства, то тогда можно будет предпринять серьезные действия. Но среди военачальников , обсуждавших план действий, был Клим Ворошилов - верный пес Сталина., понимавший, что при его талантах и образовании, только при Сталине, ценившем его личную преданность, он мог занимать свой пост. К тому же Сталин вызывал у него какой-то животный страх, который Сталин тоже ценил. Словом, Ворошилов предал всех и Сталину все стало известно. Может быть, этим объясняется то, что репрессии были особенно жестокими в армии и на Украине. Были уничтожены все , кому могла стать известна «тайна» Сталина, их родственники и родственники родственников, знакомые и знакомые знакомых. .Но в Испании шла война. И до того, как Сталин получил донос, в Испанию был отправлен Штейн, чтобы сменить работавшего там резидента Александра Орлова. Он рассказал Орлову, что происходит, и уже назавтра был отозван в Москву, прекрасно понимая, что его ждет в Москву, он туда поехал.

Удивительно, что люди, которых вызывали в Москву, чтобы уничтожить, подчинялись приказам и возвращались. Может быть, работая за рубежом, они все-таки не все понимали. Так было, в частности, с нашим дипломатом во Франции Шевченко. Его имя известно потому, что он женился на знаменитой французской пианистке - Лотар (она потом стала Лотар-Шевченко). Шевченко не хотел брать с собой жену, но она настояла. Там была такая любовь, что на день нельзя было расстаться. К тому же Лотар хотелось поиграть для русских. В СССР Шевченко расстреляли, а знаменитую с мировым именем пианистку отправили в лагерь, где она и отсидела 20 лет. Освободившись, она не вернулась во Францию, где ее с нетерпением ждала любящая семья (возможно, фамилия Лотар означает, что она принадлежала к роду правителей Лотарингии), а осталась в России, потому что в этой земле, неизвестно где, лежит прах ее любимого. Прекрасный режиссер Валерий Ахадов снял об этом прекрасный фильм «Руфь» с Ани Жерардо в главной роли, и это несомненно лучшая роль замечательной актрисы. После лагеря она жила в Новосибирске и бедствовал, а потом о ней узнали в Академгородке и пригласили туда. Там она оказалась в своей среде, концертировала, была любима, уважаема, стала объектом преклонения и дышала воздухом России, как будто вдыхала запах своего единственного мужчины.

Александр Орлов не вернулся в Москву. Он поехал в Париж, где его навестил брат Зиновий, работавший в том же ведомстве. Зиновий рассказал ему, что предполагают предпринять военачальники, а вскоре Орлов узнал о предательстве и провале их плана. Он уехал в США и стал невозвращенцем. Всю жизнь он посвятил исследованию работы Сталина в Охранке. Он был разведчик, ничего не принимал на веру и начал расследование сначала. Он узнал обо всем, что делал Сталин в охранке, как Сталин отчаянно пытался сделать карьеру в этом ведомстве, конкурировал с другими агентами, используя свои хитроумно-коварные методы. Дальше Орлов стал изучать деятельность Сталина в СССР и влияние сталинизма на развитие нашей страны и жизни в ней. Он написал книги: «Тайная история сталинских преступлений», «Страшные тайны власти Сталина». В 1956 году журнал «Life» опубликовал его статьи на эту тему. Многие результаты его исследования вошли в книгу «Был ли Сталин агентом Охранки? Сборник статей, материалов и документов. Редактор и составитель доктор исторических наук Ю. Фельштинский» - М.: ТЕРРА--Книжный клуб, 1999. (http://www.lib.ru/HISTORY/FELSHTINSKY/stalin_3.txt). Я этой книги не читала, у меня не было такой возможности, но судя по тому, что мне о ней рассказывали, я полагаю, что это серьезное исследование сталинизма, как явления. До сих пор существуют споры и сомнения: был или не был, но меня они не интересуют. Александр Орлов не мог ошибаться. Он умный человек, блестящий разведчик, герой и мужчина. Я преклоняюсь перед ним. Понимая, что его может постигнуть судьба Троцкого, он спокойно и методично продолжал работать.

В связи с этой историей мне кажется чрезвычайно интересным один факт. У Н.С. Хрущева, когда он делал свой знаменитый доклад, разоблачающий «культ личности Сталина», у него были сведения о работе Сталина в Охранке. Не могло не быть. Он к этому докладу очень тщательно готовился, понимая, что и сам рискует. И вот, безоглядно разоблачая злодейства Сталина, рассказывая о неправдоподобно-ужасных , чудовищных, трагических вещах, Хрущев все-таки сведения о работе Сталина в Охранке не обнародовал. Почему? Разве это страшнее того, что он рассказал? Страшнее. У нас в семье считалось, что предательство - самое страшное преступление, страшнее, чем убийство - смертный грех. Предательство - преступление не только против тела, но и против духа. Открыть людям возможность абсолютного цинизма, самой черной лжи, там, где видели святую правду. Это может нравственно сломить людей, уничтожить в них то, что Кант называл «нравственный закон внутри нас» и считал, что этот нравственный закон внутри нас непременно существует. Нравственно сломленные люди не смогут никогда никому и ни во что поверить, и социальное взаимодействие между такими людьми будет очень затрудненно и управлять ими обычными человеческими методами будет невозможно. Хрущев это почувствовал интуитивно и не открыл этой правды.


Сталин

Previous post Next post
Up