О Володе Тендрякове и моей подруге Норе. Окончание

Nov 07, 2018 22:41

Не знаю, что ещё о Володе Тендрякове рассказать, ну, может быть, какие-то детали…

В свое время он поступал во ВГИК не на сценарное отделение и не на режиссерское, а на художественное. У него вроде бы даже было какое-то художественное образование. Но я никогда не видела, чтобы он рисовал, а тем более писал маслом. Может быть, он это и делал, но это как-то прошло мимо меня. Он любил всем показывать работы старых мастеров - репродукции, конечно. Прямо тыкал в нос и говорил: «Ты посмотри, какая рука! Ты присмотрись…» Я возражала, наверное, просто для того, чтобы продолжить разговор. Говорила, что у современного человека нет времени рассматривать эту тщательно выписанную руку, да ему это и неинтересно, и не нужно… Говорила, что современному человеку гораздо интереснее то, что делают… - и я называла имена современных художников. Меня поддерживала Оля. Она работала художником на картине, которую в то время снимал Борис Гунеев, и в то время она была любимой женщиной Бориса. Борис был близким другом Володи и часто бывал в доме. Мы с Олей выступали единым фронтом, а Оля была профессиональным художником, меня же Володя считал интеллигентным человеком и о том, что я ничего не понимаю в искусстве, не догадывался. От нашего напора Володя терялся и даже готов был поверить, что мы правы, но сам он страстно любил старых мастеров, особенно художников эпохи Возрождения.

У Володи была машина - «Москвич». Так же, как владельцем квартиры, владельцем машины он стал одним из первых в своем кругу. Он сам мыл машину у подъезда и делал это очень смешно. Мыл её губкой и при этом кряхтел так, как будто бы он самого себя мыл в бане. Человек обычно, моясь в бане, так кряхтит от наслаждения. По утрам он делал зарядку, но это была не обычная лёгкая зарядка, это были настоящие занятия спортом, продолжалась она больше часа. Он любил демонстрировать мышцы, не только бицепсы и трицепсы, но и какие-то «косяки» и другие мышцы. У Норы это не вызывало одобрения, она говорила: «Какая-то паразитическая сила, ведь эти мышцы ему ни для чего не нужны».

У Норы и Володи не было детей, их не хотела Нора. Это была её принципиальная позиция. Я уже рассказывала об этом, о том, что мои друзья считали, что ребенок делает человека уязвимым, создает дополнительную зависимость от условий жизни. Сказано «враги человеку - домашние его». Человек, у которого есть ребенок, не борец. Рисковать собой в политической борьбе многие могут, а вот рисковать ребенком не всякий готов. Поэтому и у Эмиля, первого мужа Норы, не было детей, и у Норы, и не только у них. Я уже рассказывала, что когда я забеременела и решила оставить ребенка, все мои друзья объясняли мне, что я совершаю ужасную ошибку. И я понимала, что они правы, и, не знаю почему, я все-таки их не послушала.

Где-то в начале 60-х Нора заметила, что у Володи появилась другая любовь. Эта другая любовь была Наташа Асмолова, она работала, кажется, в редакции какого-то журнала, где Володя публиковался, так они и познакомились. Нора нашла у Володи письма, которые Наташа писала ему с юга, где была в отпуске. Читать чужие письма нехорошо, нельзя, но Нора их не только прочла, а мы прочли их с ней вместе. Я думаю, женщине, которая чувствует, что теряет любимого человека, такой грех, как чтение найденных у него писем соперницы, можно простить. Мы не просто прочли эти письма, мы их исследовали, анализировали. Мы читали и видели, что Наташа очень хорошо понимает своего адресата и очень чётко и правильно работает на «охмурёж». Она поняла, какими качествами должна обладать женщина, которую Володя считал бы идеальной. Понять это было не сложно, Володя был человек простой, и в письмах она демонстрировала эти качества все по списку. В частности, она писала, что хочет ребенка, и что когда этот ребенок родится, она с детской коляской пойдет в горы и будет толкать перед собой эту коляску, поднимаясь на высокую скалу. Там было еще много подобного, я всего не помню, но про коляску и скалистую гору я помню точно. Все эти ее хитрости были белыми нитками шиты, но Володя заглотил наживку. Он ей верил, все принимал за чистую монету. Работала она, не покладая рук, и, прямо скажем, талантливо, охмурить Володю ей удалось, он ушёл от Норы. Ему в это время было уже 40, говорят, в этом возрасте начинается мужской климакс и вообще кризис среднего возраста. Вот уход Володи от Норы я считаю проявлением и результатом этого кризиса. К этому времени страсть между ним и Норой прошла и чары нориной экзотической для Володи красоты утратили свою силу, Володя стал от неё освобождаться. Нужны были новые сильные впечатления, и всё это ему дала Наталья Асмолова. Володя ушёл к ней. Уходя, он оставил Норе и квартиру, и машину.

В 2013 году был юбилей Владимира Тендрякова, и ему была посвящена передача на канале ТВ «Культура». В этой передаче Наталья Асмолова рассказывала о Владимире Тендрякове и своей жизни с ним. Собственно, вся передача это был её рассказ, она одна была на экране. Этот рассказ меня удивил. Она говорила о Володе так, как будто бы писатель Тендряков начался, когда они стали мужем и женой. А между тем все свои главные произведения Тендряков написал задолго до знакомства с ней. Эти произведения он написал в те годы, когда жил с Норой. Это был самый плодотворный период его творчества. Тогда он написал и «Тугой узел», и «Ухабы», и всё то, что сделало его одним из первых писателей в советской литературе. Я посмотрела в интернете и увидела, что «Свидание с Нефертити» вроде бы вышло в 1964 году, а я помню, как этот замысел обсуждался, и название «Свидание с Нефертити» тогда уже было. Наталья Асмолова познакомилась не с начинающим писателем, а со знаменитым писателем. Она не упомянула о том, что она третья жена Тендрякова, что их дочь - не единственный ребёнок Володи, что у него есть дочь от первого брака. И как-то ей удалось всех убедить, что она и есть настоящая жена Тендрякова, вроде бы она была музой и вдохновительницей всего его творчества. И сейчас она как бы его духовная наследница. К своей фамилии Асмолова она добавила фамилию Тендрякова и стала Асмоловой-Тендряковой, уже когда Володя был очень знаменитым. Она всюду ездит, организовывает тендряковские чтения и прочие мероприятия. Конечно, хорошо, что она это делает, но слава Тендрякова становится её славой, потому что впечатление такое, что без неё писателя Тендрякова не было бы.

Вы скажете, что я не могу относиться к Наталье Асмоловой объективно, потому что она увела мужа у моей близкой любимой подруги. Наверное, это действительно так. Но давайте объективно сравним этих женщин. У Норы трагическая и героическая биография. В 1937 году в репрессиях погибли её отец и мать, и она осталась одна-одинёшенька, других родных у неё не было. Я уже, кажется, писала, что её тогда выселили из квартиры и какое-то время она жила под лестницей в своем подъезде. Я хочу сказать, что на долю Норы выпали тяжелейшие испытания, и она их вынесла, и то, что называется, сделала себя сама. Она добровольно пошла на фронт и воевала героически... Нора - талантливый писатель, её книги до сих пор издаются, переиздаются и пользуются спросом. Нора была известным общественным деятелем, защитником природы, защитником животных и много сделала в этой области. А Наталья Асмолова - всего лишь жена писателя. Вы скажете, что писателю и нужна такая жена, у которой не было бы самостоятельного творчества, которая служила бы своему мужу. Может быть, это и так. Но почему-то, как я уже сказала, всё самое значительное он написал, когда жил с Норой. Он умер, не дожив до 61 года, совсем молодым. Вот как-то преданная жена, посвятившая себя мужу-писателю, не смогла сохранить его здоровье.

Творчество Тендрякова большое и разнообразное. Желающие могут познакомиться с ним и с работами критиков о нём. А я не считаю себя достаточно компетентной, чтобы высказываться об этом. Я просто вспомнила о нем, о нашем с ним общении… и написала, что вспомнила, и не знаю, было ли это вам интересно.
Тем, кто хочет поддержать блог, напоминаю две ссылки:

paypal.me/tareeva1925
money.yandex.ru/to/410017240429035
Previous post Next post
Up