очень многа букав
По сей день в соционике нет единого мнения о содержании аспектов, поэтому я считаю возможным предложить свою версию того, что следует подразумевать под понятием " аспект информационного метаболизма".
Белая сенсорика традиционно связывается в соционике с понятием "комфорта". Но у разных людей разные представления о комфорте. Общим для всех может быть отсутствие ощущения необходимости изменения каких-либо параметров окружающего мира. В таком случае, белая сенсорика может пониматься как степень комформности и толерантности к заданным условиям.
СЛИ - максимальная толерантность к окружающему миру. Усредненный стереотип Японии, подарившей миру понятие "моно-но аварэ", грустное очарование вещей.
ЛСИ - минимальная толерантность к окружающему миру. Усредненный стереотип Германии с лесами, где деревья растут по шнурку.
"Белая" сенсорика может так же расшифровываться через понятие "защита". "Проигрывает тот, кто первым начинает атаку" - таков принцип айкидо, одной из лучших защитных техник.
"Черная" сенсорика как полная противоположность "белой", должна быть связана с "атакой" и стремлением не подстраиваться, а доминировать. "Выигрывает тот, кто нанес первый результативный удар" - такова философия каратэ.
Эти два принципа не противоречат, а дополняют друг друга.
Соционическую "этику" я связываю с оценочными суждениями о качествах объекта.
"Черная" этика - объективно присущие данному объекту качества.
"Белая" этика - качества объекта, фиксируемые наблюдателем субъективно.
Дерево и железо имеют при одинаковых условиях одинаковую температуру ("черная" этика), но наблюдатель воспринимает железо как более прохладное ("белая" этика).
"Черная" интуиция понимается мной как объективная возможность трансформации, тогда как "белая" интуиция - субъективное представление о возможных трансформациях.
"Я могу сжечь это дерево" ("черная" интуиция) и "Это дерево может сгореть" ("белая" интуиция).
Традиционная трактовка "черной" и "белой логики" как представления об объекте и соотношении объектов не нуждается в уточнении.
Рассмотрим проявление аспектов в смоделированной ситуации.
Представим наблюдателя, удобное деревянное кресло и шаткий металлический стул. Подразумевается, что все аспекты равноправны.
Ощущение: зафиксировано два объекта.
Черная сенсорика: доминировать над креслом. (Проще говоря, сесть в него.)
Черная сенсорика + : Я хочу сидеть в этом кресле.
Черная сенсорика - : нет никого, кто помешал бы мне сесть в это кресло.
Белая сенсорика: кресло более комфортно, чем стул.
Белая сенсорика + : я приятно чувствую себя в этом кресле.
Белая сенсорика -: это кресло удобно для работы / стул не удобен для работы.
Мышление: объекты классифицированы.
Черная логика: объект 1 классифицирован как "деревянное кресло", объект 2 классифицирован как "металлический стул".
Черная логика + : гармоничнее использовать кресло / использование стула не гармонично.
Черная логика - : выгоднее использовать кресло.
Белая логика: оба объекта относятся к группе "мебель", подгруппе "мебель для сидения". (Мог быть выбран и другой показатель для сравнения объектов).
Белая логика+: система "я - кресло" более упорядочена.
Белая логика-: система "я - стул" менее совершенна.
Чувство: объекты оценены.
Черная этика: деревянное кресло имеет коэффициент износа 0%, металлический стул - 98%.
Черная этика+: я в восторге от этого кресла.
Черная этика-: стул никуда не годится.
Белая этика - деревянное кресло оценивается наблюдателем как более комфортное. В данном случае наблюдатель отождествляет "надежность" и "комфортность".
Белая этика+: кресло приятнее.
Белая этика-: стул неприятен.
Интуиция: определена возможность трансформации объектов.
Черная интуиция: металлический стул скоро развалится. Ремонту не подлежит.
Черная интуиция+: можно ли использовать обломки для постройки чего-то другого?
Черная интуиция-: устранить источник опасности для других.
Белая интуиция: металлический стул скоро развалится. На него лучше не садиться.
Белая интуиция+: я пострадаю, если сяду на стул.
Белая интуиция-: я не пострадаю, если не сяду на стул.
Я полагаю, что такая или подобная обработка информации, включая и разложение информации на аспекты, происходит не последовательно, а параллельно. Последовательность же скорее наблюдаема на интервале суждение - действие у рационалов и действие - суждение у иррационалов.
Позиции модели в рамках символьной соционики имеют следующее значение:
1. Зона максимальной компетенции. Тип склонен прежде всего при принятии решения, выборе способа действия и т.п. использовать свою 1-ю позицию, вернее, тот комплекс понятий, в котором он действительно компетентен.
2. Зона мотивации. Начиная действовать, тип имеет определенную мотивацию для действий. Она и отражается на 2-й позиции.
3. Зона инструктивного поведения. Если по 1 и 2 позиции тип имеет максимальную свободу, то в 3 находится тот круг понятий, где тип может действовать, только опираясь на полученные ранее инструкции.
4. Зона максимальной некомпетентности. И важно, что некомпетентность осознается.
5. Зона психологической зависимости (неосознаваемой потребности). То, без чего существование кажется невозможным.
6. Зона активации (осознаваемой потребности). Тип активно реагирует на минимальное раздражение, связанное с понятиями, находящимися в 5-й зоне - но его активность часто связана с поиском того, кому можно переадресовать необходимость совершения действия.
7. Зона ложной компетенции. Типу кажется, что он глубоко разбирается с тем, что определяется как 7-я позиция в модели.
8. Зона ложной мотивации. Действительная мотивация действий типа выражается через 2-ю позицию, а та, в которую он искренне верит и которую демонстрирует, находиться на 8-й.
Рыцарь мечей
1. Действие. Отождествляет физическое действие с интеллектуальным творчеством. Обладает высокоразвитой интуицией, позволяющей находить ответ раньше, чем будет построена логическая цепочка к нему. Инсайт как метод решения проблем, а уже к инсайту подстраивается логическое объяснение. Умение интуитивно находить верное решение позволяет им легко адаптироваться практически к любой ситуации, кроме стабильной настолько, что не заставляет искать никакого решения. Зачастую столкновение с такой ситуацией завершается взрывом и состоянием нестабильности (ведь именно нестабильность создает почву для работы интуиции, возможности действовать и творить).
2. Легко обнаруживает сходство, внутреннюю структуру, быстро достраивает, доконструирует любой незавершенный механизм. Имеет то, что можно назвать гибким изобретательным мышлением. С удовольствием размышляет как над конкретными, так и над абстрактными задачами.
3.С трудом дифференцирует свои желания. Предпочитает, чтобы разъяснение его желание пришло извне. Например, чтобы кто-нибудь сказал ему, что это вкусно или красиво. Такое высказывание воспринимает как подтверждение своих ощущений. Другими это качество интерпретируется как склонность к аскетизму или спартанскому образу жизни. Но на самом деле он не всегда воспринимает, что он хочет, и хочет ли чего-нибудь вообще. Осознание потребностей тела тренируемо. Поэтому человек может быть либо ловким и подвижным, либо иметь то, что называется «дырявые руки».
4.Хуже всего чувствует себя в ситуации, требующей от него бездействия. Воспринимает остановку, состояние покоя как наиболее дискомфортное состояние. Речь идет не только о физической активности, но и об интеллектуальных процессах. Может неподвижно сидеть в кресле, решая сложную задачу, и чувствовать себя в движении. Изначально слабо ориентируется во взаимоотношениях - как между другими людьми, так и других людей к себе. С одной стороны, акцентирует на этом свое внимание, а с другой, даже набрав большое количество фактов, с трудом делает из них выводы о чувствах, симпатиях, антипатиях людей друг к другу. По этому его поведение иногда кажется бестактным.
5.Не умеет обустроить свою территорию - будь то жилая комната или научная работа. Он не успевает остановиться и не испытывает такого желания. Поэтому испытывает потребность, чтобы кто-то извне обеспечил минимальную стабильность его внешнего и внутреннего пространства. Говоря грубо, чтобы кто-то раскладывал те вещи, которые он разбрасывает по комнате. Он знает, где они должны лежать, но не помнит, куда их положил.
6.Бурно реагирует на бурно проявленные эмоции, потому что легко распознает их. Предпочитает иметь дело не с букетом эмоций, а с одной. Вырабатывает определенные правила поведения при определенных эмоциях, поэтому предпочитает иметь дело с одной эмоцией за один раз.
7.Уверен в своем умении распознавать симпатии и антипатии других людей. Считает, что понимает, почему одни люди притягиваются друг к другу, а другие отталкиваются. Из лучших побуждений стараются помочь. На самом же деле это зона его некомпетентности.
8.Искренне считает, что его действия направлены на упорядочивание материи, мира. В этом же пытается убедить других. На самом деле его действия направлены не на упорядочивание мира, а на упорядочивание представлений о мире.
Дама Кубков
1. Сибарит, эпикуреец, гедонист. Считает, что жизнь заслуживает того, чтобы ею наслаждаться. Поэтому удовольствие - одна из главных жизненных ценностей. Не может видеть страдания других и пытается им помочь. Но, если это не удается, исключает их из своего круга как источник неприятных ощущений.
Не ориентирован на политическую борьбу, полагая героический фанатичный идеализм признаком дурного тона. Рассматривает социальные идеи только как средство борьбы, с легкостью меняя их на противоположные.
2.Ежедневно оттачивает искусство управления массами людей (понимая под массами все свое окружение), но делает это исключительно из оборонительных побуждений. Свою волю навязывает не напрямую, преодолевая сопротивление, а исподволь. В соблюдении социальных стереотипов непоследователен, поэтому может показаться беспринципным человеком.
3.Предпринимает все возможные действия, чтобы не допустить ситуацию, которую считает опасной для себя. Обожает быть участником неопасных авантюр. А в опасных предпочитает оставаться за кулисами. Не видит ничего зазорного в стремительном исчезновении с поля боя. В безвыходной ситуации предпочитает 4. Отождествляет количество знакомых с количеством пользы. Плохо умеет строить технологические цепочки. Причем тем хуже, чем меньше они связаны с людьми. Зачастую создает свое особое представление о привлекательности той или иной работы. Одним из главных критериев служит приятное отношение с людьми. С удовольствием выступает в роли сводника, маскируя это посреднической деятельностью.
не сражаться до последнего, а подчинившись более сильному, в последствии подчинить его себе.
5. Не может быть один. Очень зависим от тех, кто ему симпатичен и не в меньшей степени от тех, кому симпатичен он. Симпатии и антипатии являются основными критериями оценки человека. Оценивая таким образом, легко принимая желаемое за действительное и легко убеждает себя и окружающих в этом. Разрывы переживает бурно и быстро, делая акцент не на потере, а на возможности нового приобретения.
6. Активно реагирует на возможность тем или иным образом структурировать мир, навести в нем порядок. Причем порядок воспринимается как одна из форм хаоса. Для него нет устоявшейся схемы, раз и навсегда заданной формы. Легко импровизирует порядок, находя в хаосе эстетику.
7. Считает, что прекрасно разбирается в вопросах агрессии и насилия. Это верно, но только намного чаще с позиции жертвы, чем с позиции агрессора. Часто путает равнодушие с агрессией. Более склонен говорить, нежели совершать. Редко способен восторгаться зрелищем как своих, так и чужих страданий.
8. Полагает себя миротворцем, действующим в интересах значительной группы людей. На самом же деле стремится к устранению чужого дискомфорта только тогда, когда осознает этот дискомфорт как источник своего собственного. Ориентирован скорее на индивидуальные, интимные, личные отношения, нежели на социальные.
Король Посохов
1. Установление законов - задача, которую этот тип искренне полагает своей, с удовольствием берется ее решать и требует, чтобы его окружение эти нормы выполняло. Как правило, его понятия социальной справедливости основаны на идеях неравенства, которое он более или менее удачно маскирует. Для себя ни одну социальную норму не полагает обязательной к исполнению.
2. Любит организовывать свой и чужой отдых. Особенно ему удается совместить отдых большого количества людей. Но чем меньше коллектив, чем более интимные там отношения, тем более сложно он себя чувствует.
Решая проблемы комфортности, опирается на известные рецепты, нежели создает свои собственные. Одна из главнейших проблем этого типа заключается в том, что он полагает возможным осуществление общечеловеческого счастья. Решение этой проблемы видит не в производстве материальных богатств, а в правильном распределении этих богатств, в правильном написании и соблюдении социальных правил и норм.
3. Любит торговаться, но торгуется в основном услугами, социальным статусом и прочими нематериальными объектами. Поэтому основным критерием оценки людей для него является нужность и ненужность. Легко берется судить о том, кто чем должен заниматься. Зачастую произвольно устанавливает и нормы материальных потребностей. Такое качество делает его практически незаменимым для работы в профсоюзах, благотворительных организациях, где он работает легко и с удовольствием.
4. Потребность в активной внешней деятельности, в ярких поступках, обращающих на себя внимание, плохо сочетаются с необходимостью взвешенного подхода к словам и действиям. Этому типу присущ внутренний конфликт между внешними поведенческими формами и внутренней потребностью к сдержанности и закрытости. Он понимает, что должен быть осторожным, но не может себе этого позволить.
5. стремится структурировать мир вокруг себя, подчинить его жестким правилам. Например, распорядку дня или распорядку жизни. Легко принимает любую помощь в этом деле, не всегда умея оценить ее объективно. Притягивает людей, ищущих для себя социальные ориентиры, одновременно с этим нуждаясь в тех, кто готов жить по его социальным нормам.
6. Постоянно ищет людей с новыми потенциальными возможностями и способностями, но редко возвращается к тем, к кому потерял интерес. Его оценки других людей, сделанные в определенный момент времени, очень часто для него превращаются в окончательный приговор. С удовольствием исследует и довольно четко прогнозирует возможности человечества в целом. Для этого типа неизменным является правило: чем дальше от индивидуальности и ближе к социуму, тем лучше и полезней его действия.
7. Полагает, что ему известно, как устранить причины конфликтов, и чем активнее пытается это сделать, тем большее напряжение создает.
8. Охотно играет роль решительного, волевого, настойчивого человека. Становится таким, если его окружение с этим согласно. Нетерпим к тем действиям, которые считает ошибочными.
Паж Пентаклей
1. Стремится во всем найти закономерность, причем неосознанно предполагает количество закономерностей конечным и ограниченным. Создаваемые им схемы тяготеют к идеальным. Поэтому редко отображает действительное, реальное положение вещей. Несмотря на то (а может и благодаря этому), является одним из лучших аналитиков и разработчиков систем, особенно в тех случаях, если известны граничные условия существования системы.
2. Свою главную задачу - создание Мировой Схемы часто распространяет и на внедрение ее. Творчество этого типа ограничено ранее разработанной схемой. Поэтому часто имеет искусственный характер. В целом тяготеет скорее к анализу, чем к синтезу, к фиксации и остановке чем к началу движения.
3. Любую существующую норму часто воспринимает как окончательную, особенно если это касается человеческих отношений. Испытывает внутреннюю потребность в поиске нормы, объясняющей его поведение. Должен постоянно для себя объяснять правильность своего поведения соответствующим правилом или получить такое объяснение от других.
4. Чем более детерминирована ситуация, тем большее напряжение она вызывает у этого типа. Самым недетерминированным является проявление своих желаний, их появление и следование им. Свобода воли, не связанная с жесткими правилами, не имеющая никаких ограничений создает максимальный внутренний дискомфорт, независимо от того, своя ли это воля или чужая.
5. Постоянно нуждается в эмоциональном разогреве. Окружающими часто воспринимается как мало эмоциональный человек. Ситуация аналогична беседе с тем кто тебя не слышит - голос непроизвольно повышается. Такие концентрированные эмоции воспринимает легко, без напряжения, так как не сомневается в адекватном их восприятии.
6.Крайне болезненно реагирует на вторжение на свою территорию, но вторгается на чужую, так как не умеет различить границы. С интересом и увлечением занимается проблемами повышения комфортности и уютности различных объектов. Но поскольку исходит из представлений об абстрактном человеке, то только абстрактные люди ему за это и благодарны.
7.Полагает, что знает как устроен мир. И здесь часто путают частное и общее. Одной из больших проблем этого типа является превращение единичного в догму и распространение догмы на всю совокупность объектов. Когда такая схема не выдерживает столкновения с действительностью, переживает это крайне болезненно, от многократного анализа до впадения в глубокую депрессию.
8.Объясняя для себя и для других свои действия, этот тип свои абстрактные идеалистические концепции представляет как имеющие практическую ценность. Здесь скрывается одно из главных противоречий типа - недифференцированность реальной жизни и реальных представлений о ней.