Тимур - Железный Хромец

Nov 25, 2014 00:27

Запись посвященная личности Тимура (Тамерлана), в дополнение к посту про династию Моголов.

Многое мне показалось очень интересным, думаю, имеет смысл поделиться изысканиями :)


Полное имя Тимура было Тимур ибн Тарагай Барлас تيمور ابن ترغيى برلس (Tāāmūūr ibn Tāraġaiyi Bārlās) - Тимур сын Тарагая из Барласов) в соответствии с арабской традицией (алам-насаб-нисба). В чагатайском и монгольском языках Temür или Темир значит «железо». В средневековых русских летописях именовался как Темир Аксак [прим. 2].

Не будучи Чингизидом, Тимур формально не мог носить ханский титул, поэтому всегда именовался лишь эмиром (вождём, предводителем). Однако, породнившись в 1370 году с домом Чингизидов, он принял имя Тимур Гурган[3] (Tāāmūūr Gurkānī, (تيموﺭ گوركان), Gurkān - иранизированный вариант монгольского күрүгэн или хүргэн, «зять»). Это означало, что Тимур является родственником Чингизидов и может свободно жить и действовать в их домах[4].
Курултай избрал Тимура верховным эмиром Турана, как отныне стало называться государство Тимура, возложив на него ответственность за установление долгожданного мира, стабильности и порядка в стране. Брак с дочерью Чингизида Казан-хана, пленной вдовой эмира Хусейна Сарай-мульк ханым, позволил Тимуру прибавить к своему имени почётный титул «Гураган», то есть «(ханский) зять».

В различных персидских источниках часто встречается иранизированное прозвище Тимур-э Лянг (Tāmūūr-ē Lāng, تیمور لنگ) «Тимур Хромой», это имя, вероятно, рассматривалось в то время как презрительно-уничижительное[5]. Оно перешло в западные языки (Tamerlan, Tamerlane, Tamburlaine, Timur Lenk) и в русский, где не имеет никакого негативного оттенка и используется наряду с изначальным «Тимур».

- о как, полезно читать обзоры, так вот и узнаешь, почему Тимур - Тамерлан!

Тимур был человеком весьма отважным и сдержанным. Обладая трезвостью суждений, он умел принять самое верное решение в трудных ситуациях. Эти черты характера и притягивали к нему людей.

Дальновидный правитель и талантливый организатор, Тимур в то же время был жестоким завоевателем, беспощадно подавлявшим любые проявления неповиновения.
Тимур оставил после себя десятки монументальных архитектурных сооружений, некоторые из них вошли в сокровищницу мировой культуры. Постройки Тимура, в создании которых он принимал деятельное участие, обнаруживают в нём незаурядный художественный вкус.

Его отца звали Мухаммад Тарагай или Тургай,[16] он был военным, мелким землевладельцем из монгольского[17][18] племени барласов, к тому времени уже тюркизированного и говорившего на чагатайском языке[19][20].
По некоторым предположениям, Мухаммад Тарагай был именно вождём племени барласов и потомком некоего Карачар-нойона, могущественного помощника Чагатая и его дальнего родственника.

Тимур, по реконструкции его останков, черепа, относился к южносибирской расе.

Южносибирская раса - одна из переходных между монголоидами и европеоидами рас, сложившаяся в процессе их метисации на юге Сибири, в Казахстане и Средней Азии[1]. Встречается у народов Средней Азии, Монголии и Северо-Западного Китая. Характеризуется уплощённым, широким и высоким лицом, средневыступающим носом, ослабленным ростом бороды, тёмной окраской волос и глаз, брахикефалией, средним и высоким ростом.

В отечественной антропологии южносибирскую расу иногда называют туранской.

В классификации известного советского антрополога В. П. Алексеева южносибирская локальная раса входит в азиатскую ветвь восточного амеро-азиатского ствола и делится на следующие группы:
Алтае-саянская группа популяций (южные алтайцы, некоторые группы сибирских татар, хакасов и шорцев);
Казахстанская группа популяций (казахи, ногайцы, каракалпаки, некоторые группы башкир и уйгуров);
Притяньшанская группа популяций (киргизы);[2].
Отсюда

Борьба с Золотой Ордой
Война Тимура с Тохтамышем

Следующими целями Тамерлана были обуздание Золотой Орды и установление политического влияния в его восточной части и объединение Моголистана (терр. Казахстана) и Мавераннахра (Трансоксиана, терр. Таджикистана - крайняя точка завоевания Александра Македонского, оазис эллинской культуры), разделённого ранее, в единое государство, называвшееся в своё время Чагатайским улусом.
Осознавая всю опасность, исходящую от Золотой Орды, с первых же дней своего правления Тимур всячески пытался привести там к власти своего ставленника. Хан Белой орды Урус-хан пытался объединить некогда могущественный улус Джучи, но его планам помешала усилившаяся борьба между Джучидами и феодалами Дешт-и Кипчака.

Пересказываемые слухи о жестокости Тимура-Тамерлана сильно смахивают на распространяемые в Европе агитплакаты с клеветой на Ивана Грозного.
Часто эти слухи опровергаются фактами:

В 1388 году Тимур прогнал татар и взял столицу Хорезма г. Ургенч. По приказу Тимура оказавшие сопротивление хорезмийцы были беспощадно истреблены, город разрушен до основания[6][29], а на его месте был посеян ячмень[30]. На самом деле Ургенч не был разрушен до основания, так как до наших дней сохранились шедевры архитектуры Ургенча, построенные до Тимура, к примеру, мавзолей Иль-Арслана (XII век), мавзолей хорезмшаха Текеша (1200 год) и др[31].

Свидетельства современников также рисуют нам образ, который не сочетается с жестоким и безрассудным правителем:

Законом была закреплена защита воинов и простого народа. Уложение обязывало сельских и квартальных старейшин, сборщиков налогов и хакимов (местных правителей) уплачивать штраф простолюдину в размере причинённого ему ущерба. Если же вред причинял воин, то его следовало передать в руки пострадавшего, и тот сам определял для него меру наказания.

По мере возможностей, в уложении закреплялась защита народа на завоёванных землях от унижения и
разграбления.

Отдельная статья посвящена в уложении вниманию к нищим, которых следовало собирать в определённое место, давать им пищу и работу, а также клеймить их. Если после этого они продолжали побираться, то их следовало изгонять из страны.

Эмир Тимур уделял внимание чистоте и нравственности своего народа, он ввёл понятие нерушимости закона и велел не спешить с наказанием преступников, а тщательно проверять все обстоятельства дела и только после этого выносить вердикт.

В годы своих завоеваний Тимур свозил в страну не только материальную добычу, но и привозил с собой видных учёных, ремесленников, художников, архитекторов. Он считал, что чем больше будет в городах культурных людей, тем быстрее будет идти его развитие и тем благоустроеннее будут города Мавераннахра и Туркестана. В ходе своих завоеваний он положил конец политической раздробленности в Персии и на Ближнем востоке, стараясь оставить память о себе в каждом городе, в котором побывал, он строил в нём несколько красивых зданий. Так, например, он восстановил города Багдад, Дербенд, Байлакан, разрушенные на дорогах крепости, стоянки, мосты, оросительные системы.

Тимур очень большое внимание уделял развитию исламской культуры и благоустройству священных для мусульманина мест. В мавзолеях Шахи Зинда он возвёл гробницы над могилами своих родственников, по указанию одной из жён, которую звали Туман ака там были возведены мечеть, обитель дервишей, усыпальница и Чартаг. Также возвёл Рухабад (усыпальница Бурханиддина Согарджи), Кутби чахардахум (гробница Шейх ходжа Нуриддина Басира) и Гур-Эмир (фамильная усыпальница рода тимуридов). Также в Самарканде он возвёл много бань, мечетей, медресе, обителей дервишей, караван-сараев.

В 1398 году после победы над ханом Золотой Орды Тохтамышем, в Туркестане над могилой поэта и философа-суфиста ходжи Ахмада Яссави по приказу Тимура иранскими и хорезмийскими мастерами был построен мавзолей. Здесь же тебризским мастером был отлит двухтонный медный котёл, в котором должны были готовить еду для нуждающихся.
Отсюда

Во время своих походов Тимур использовал знамёна с изображением трёх колец. По мнению некоторых историков, три кольца символизировали землю, воду и небо. По мнению Святослава Рериха, Тимур мог заимствовать символ у тибетцев, у которых три кольца означали прошлое, настоящее и будущее. На некоторых миниатюрах изображены красные знамёна войска Тимура. Во время индийского похода использовалось чёрное знамя с серебряным драконом. Перед походом на Китай Тамерлан приказал изобразить на знамёнах золотого дракона.

Есть легенда, что перед битвой при Анкаре Тимур и Баязид Молниеносный встретились на поле боя. Баязид, смотря на знамя Тимура, произнёс: «Какая наглость думать, что тебе принадлежит весь мир!». В ответ Тимур, показывая на знамя турка, произнёс: «Ещё большая наглость думать, что тебе принадлежит луна».

Личные вещи, принадлежавшие Тимуру, волей истории оказались разбросанными по разным музеям и частным коллекциям. Например, так называемый Рубин Тимура, украшавший его корону, в настоящее время хранится в Лондоне.

Азия, Тамерлан, история, Тартария, личность, Тимур, древность, война

Previous post Next post
Up