Дюк Степанович, Смрад-река и родина его Сибирская Индия

Nov 19, 2014 02:31

Дюк Степанович и Чурило Пленкович

Как из той Индеюшки богатоей,
Да из той Галичии с проклятоей,
Из того со славна й Волын‑города
Да й справляется, да й снаряжается
А на тую ль матушку святую Русь
Молодой боярин Дюк Степанович ‑
Посмотреть на славный стольный Киев‑град,
А на ласкового на князя на Владимира,
А на сильныих могучиих богатырей
Да й на славных поляниц‑то й разудалыих

Ядро сюжета былин о Дюке Степановиче сложилось на национальной основе, во всяком случае, сказители упоминают о том, что Дюк приезжает из «Волынца красна Галичья». Но влияние на былину со стороны сказания об Индийском царстве настолько велико, что в былине легче выявить книжные мотивы, чем древнюю основу, на которую они наслоились. Сказители как будто нарочно дезориентируют слушателей относительно истинной родины героя.

Волынь, Галиция - вроде бы все очевидно? Однако упоминание Индии как-то настораживает.
Да и путешествие до Киева неблизкое. Дюк Степанович пользуется помощью волшебного коня, который перемахивает преграды и переносит его через большие расстояния (странно, кстати, что коня зовут "Бурушкой" - как и коня Ильи Муромца).
Мать Дюка Степановича предупреждает его о серьезных препятствиях на пути, в виде склевывающих людей вместе с конями птиц, сходящихся и расходящихся гор и змея о двенадцати хоботах.
Конь помогает преодолеть ему эти заставы. Змей тянется к нему одним из хоботов, но конь уносит всадника.
Далее Дюк попадает в Киев, где вопреки наставлению матери "не хвастаться своим сиротским имением" начинает выделываться и колоть князю Владимиру и боярам глаза богатыми обычаями, заведенными у него дома.
Бояре спрашивают, откуда Дюк приехал. Он отвечает: из Галича, что в Индии. А сколько ехал, да как? Прямой дорогой, да неделю.
Да, по пути Дюк Степанович наезжает на бел-полотняный шатер богатырский, громко кричит, будя и вызывая на бой богатыря. Им оказывается Илья Муромец.
Странно, что Илья Муромец делает между нынешней Галицией и Киевом? Да и расстояние там небольшое.
Бояре скептически усмехаются: из Галича да в Киев ехать три месяца прямой дорогой, да и она заставлена.
Не верят ему и начинают считать за пустобреха.

Я тут задумался, какое расстояние "путь в три месяца по прямой дороге".
Тренированный пешеход, идя со скоростью 6 км/час 8 часов в день, пройдет под 50 км. Ну пускай 30, по военным стандартам для марш-бросков :)
Богатырь на хорошем коне существенно быстрее пешехода! Надо полагать, 30 км он сделает в час. За день - не меньше 150 км. Ну пусть 100 - не торопясь, оглядывая красоты и беседуя со спутниками.
100 км в день 3 месяца. Это только за месяц на 3 тысячи км можно ускакать!
Насчет прямых дорог стоит учитывать, что наследие Золотой Орды - дороги прямоезжие, связующие весь материк. Почтовые тракты. Не приходилось продираться сквозь леса-болота.
В общем, как-то далековато получается-то.
Ну-ка, а для пешехода? Если по 30 км в день, то за месяц - 900 км, за три - 2700! До Томска дойти можно :) Или до Персии.
То есть по расстоянию подходит направление на "Индию". Три месяца ехать до Киева из нынешней Галиции - это уж совсем утырком надо быть.
Встреча с Ильей Муромцем на восточном направлении логична.
Отдельный интерес вызывает змей о 12ти хоботах, которыми он пытается достать до богатыря. Возникает впечатление чудища, по типу осьминога или кальмара, который своими щупальцами ловит добычу.

Затем по былине Дюк рассказывает об архитектуре у его матушки: погреба в сорок сажень, в которых устроена вентиляция и дубовые бочки на серебряных (медных) цепях. Огромные терема-палаты. Невиданное богатство, которое позже, поехав туда, не может описать Добрыня Никитич. Это явно не Галиция )) Скорее напоминает Константинополь.
По просьбе Дюка, мать высылает ему богатой одежды на каждый день, на три года.
Кстати, в википедии приметная поправочка - мол, каждый день ему одежду возили. Помилуйте, как можно 3хмесячный опасный путь преодолевать каждый день! Богатырского коня-то больше ни у кого нет из челяди, да и змеи-птицы-горы толкучие никуда не делись.
А вот в былинах прямо говорится, что прислали ему с его же конем запас одежды сразу на три года.
Молодой тут боярин Дюк Степанович
А садился он да на ременчат стул,
А писал он письма й скорописчаты
А своей ли да й родной матушке,
А писал он в письмах скорописчатых:
«Ай же свет моя ты родна й матушка!
А ты выручи меня с беды великоей,
А пошли‑ка ты одежу драгоценноей,
Что хватило бы одежу мне на три году
Одевать одежу драгоценную
Каждый день да й с нова наново».
Запечатал письма й скорописчаты,
Скоро шел по горенке столовоей,
Выходил тут молодец да на широкий двор,
Положил он письма под седелышко,
Говорил коню он таковы слова:
«Ты беги, мой конь, в Индеюшку богатую,
А к моей родителю ко матушке,
Привези ты мне одежу драгоценную».
Он берет коня за поводы шелковые,
Выводил коня он за широкий двор,
Да й спускал коня во чисто поле.
Его добрый конь да й богатырскии
Побежал в Индеюшку й богатую;
Пробежал он по раздольицу чисту полю,
Через эти все заставы великие,
Прибежал в Индеюшку богатую
...
Поскореньку выходила на широкий двор,
Приказала добра коня расседлывать.
Они стали добра коня расседлывать,
Они сняли седлышко й черкальское,
Оттуль выпали письма скорописчаты.
Свет честна вдова Настасья да й Васильевна
А брала она письма й во белы руки,
А брала она письма й распечатала,
Прочитала письма скорописчаты

(письма скорописчаты? Распечатала? )) В других вариантах былины, мать его зовется Мамелфа Тимофеевна)

Да й брала она тут золоты ключи,
Она шла на погребы глубокие
А брала одежу й драгоценную,
Не на мало поры‑времени - на три году;
Приносила она к тому добру коню,
Положила й на седелышко черкальское,
Выводила коня да й за широкий двор,
Да й спускала в раздольице чисто поле.
Побежал тут добрый конь да й по чисту полю,
Пробегал он к этим заставам великиим,
Пробежал он заставы великие
На славну на матушку да на святую Русь;
Прибежал во славный стольне Киев‑град,
Забежал ко князю на широкий двор.

О коне:
Говорил коню да й таковы слова:
«Ты мой сивушко да й ты мой бурушко,
Ты мой маленький да й ты косматенький!

- сибирская лошадка-то ;) Низкорослая и мохнатая :)

А ты выручь‑ка меня с беды великоей:
Мне‑ка биться с Чурилой во велик заклад,
А в велик заклад ещё й не в малыи, ‑
Нам разъехаться на конях богатырскиих
Да й скочить через славную й Пучай‑реку».
Его добрый конь да и богатырскии
Взлепетал языком человеческим:
«Молодой боярин Дюк Степанович!
А ведь конь казака Ильи Муромца -
Тот ведь конь да мне‑ка старший брат,
А Чурилин конь да мне‑ка меньший брат.
Какова пора, какое ль времечко,
Не поддамся я ведь брату большему,
А не то поддамся брату меньшему».

Интересна и характеристика Галичии - "проклятая". Как-то странно для собственного милого сердцу дома!
Может, не проклЯтой, а прОклятой? Как внешнее обстоятельство непреодолимой силы?

Ученые не сходятся на одной Галиции, кстати:
Дюк - это и собственное имя, и титул. М. Е. Халанский предполагал, что за песнями о Дюке стоит какое-то, может быть песенное, сказание о хождении богатырей в Индийское царство.80 Записи XIX-XX вв. дают серьезное основание видеть в былине книжные мотивы, общие с рассказом о богатстве Дигениса, героя из рода дуков, жившего на берегах Евфрата,81 согласно сказанию «Повести об Индийском царстве», существовавшей на западе Европы в виде «послания индийского царя Иоанна к греческому царю Эммануилу. Там она была популярна как предвестие крестовых походов и утопических ожиданий, что где-то далеко есть могучее царство христиан, которое в минуту опасности явится на помощь своим западным единоверцам. Эта латинская повесть зашла в западную Сербию, на Далматинское побережье, где в XIII в. было сильно литературное движение и где славянская культура скрещивалась с византийской и западноевропейской».82 Таким образом, влияние «Повести» на былину относится к XIII в. Это действительно утопическая земля - по «Повести» в ней нет ни вора, ни завистливого человека, во время выезда перед царем несут золотые кресты и знамена; двор Индийского царя так велик, что его не объехать и в пять дней, палаты украшены драгоценными камнями, потолки их - как небо со звездами и луной, прислуга царя - короли и царевичи, их 30 000 человек, и они стольничают вместе с Иоанном.83 В былине:

Двор у Дюка на семи верстах,
Да кругом двора да все булатний тын,
Столбики были точеные,
Да точёные, да золочёные,
Да на кажном столбичку по маковки,
Маковки ты были медные,
Дорогою меди все казарские,
Да пекут лучи да солнопечные
По тому по городу по Галице,
Да по той Волын-земли богатые.
(Гильф., III, № 243)

Размах не тот. Уместно и упоминание хазарских медей, по пути.
А в другой былине Мамелфа Тимофеевна - мать Добрыни...
"Разохалась Мамелфа Тимофеевна, стала Добрыню отговаривать: - Милый сын мой Добрынюшка, ты не езди к Пучай-реке."

Далее Пучай река выступает как богатырское препятствие в состязании к Чурилой Пленковичем. А что такое Пучай-река? А это не что иное, как огненная река-Смородина, через которую и проложен Калинов-мост!
Опять восточное направление. Подозреваю, что Пучай река - это тот пролив, который разделял Евразию пополам, с севера до Черного моря.


"Пучай-река - огненная река в славянской мифологии. В славянской мифологии указывается, что эта река - граница между "этим" и "другим" мирами (каким, не упоминается)."


Граница между мирами... Это может быть и граница между прошлым миром и настоящим. Если возникновение этой смертельной реки связано с разрушением старого мира, то ее преодоление, по направлению к восточным землям, все равно что преодоление границы между мирами.

Название этой реки (как и одноимённого ягодного кустарника) произошло от древнерусского слова «смо́род». Слово это употреблялось на Руси издавна и в XI-XVII веках обозначало сильный, резкий запах, смрад, вонь (кстати, это слово раньше означало «запах», причём любой, в том числе приятный; ср. «благовоние»). Позднее первоначальный смысл названия мифической реки - «Смородина» - позабылся.

Огненная река Смородина и Калинов мост нередко упоминаются не только в сказках, но и в заговорах. Однако там река чаще называется просто огненной или смоляной, что вполне отвечает её описаниям в сказках: «Не вода в реке бежит, а огонь горит, выше лесу пламя полыхает». Так «эффектно» гореть может разве что смола. Иногда, особенно в былинах, огненную реку именуют Пучай-рекой, - видимо, от того, что кипящая поверхность реки клокочет, бурлит, вспучивается

С-мор-од. Запах смерти, причем од так по французски звучит ))
Отсюда же и смрад.
Учитывая количество жертв потопа среди фауны и людей, пролив не мог не быть смрадной рекой смерти...

Между прочим, река натурально огненная! И дым столбом, и искры, и огонь пышет. Смоляная река-то.
А не могло ли случиться так, что во время катаклизма приполярные богатые месторождения нефти вскрылись и излились, хлынув на равнину? Такие катаклизмы также нередко сопровождаются молниями. Где есть нефть, там вероятно и воспламенение...

И возвращаясь к Галиции. Почему же тогда западная Украина? Волынь?
Первое, могла быть приписка к нынешним землям. Но это слабенько. Второе, могло быть именование нового пристанища по старому. Также, как Йорк, Мадрид, Санкт-Петербург в США.
Кроме того, в историческом плане это оказывается весьма удобно для сведения к минимуму упоминаний старых земель. Вот же они, в Европе! Рукой подать. А вы о чем подумали?

Точно так же "Белая Русь" на старых картах локализуется области Вятки. К востоку от нее обозначено большое "Белое Море", дающее исток нескольким рекам, текущим в разные стороны.
Возможно, это пресноводное озеро ледникового происхождения. А может и нет. В районе Твери тоже большой водоем. И это отнюдь не "московское море" ))
К северу от Белой Руси располагаются топонимы Сибири. Sibir - топоним татарского происхождения.
Всегда было интересно, каким образом татары (ex-булгары, тюркизированный славянский народ) оказались в Сибири.

Полагаю, многие исторические названия были перенесены во время переселения, как то немногое, что можно было забрать с собой при катаклизме, будь то резкая смена климата или потоп, или вытеснение волнами других народов.

Получается, что бело-русы с Вятки пошли на северо-запад, а сибирские татары - на восток, где и осели.
Кстати, там в Зауралье еще один любопытный топоним: Jogaristan )) В смысле, страна-Югра.



Это фрагмент карты Фра Мауро. На ней изображено многое, чего нет в школьной истории. Север внизу карты, слева внизу найдите море (Elmar Bianko) и рядом с ним территория ROSSIA BIANCHA

Чуть правее - Амазония. Еще правее - Россия Negra, то есть Черная Русь. Далее Россия Rossa - Червоная.
Обратите внимание, кроме раскиданных тут и там названий Тартарии, есть и царства.
Царство Органза и царство De Saray. Юго-восточнее их царство Чагатай и в центральной Сибири - Катай (на более объемной карте, за пределами этого фрагмента).

Вот здесь http://www.bl.uk/magnificentmaps/map2.html можно рассмотреть все подробнее - благодарю yuri_ost за ссылку на лучший формат карты!

Насчет рек - такое впечатление, что их больше в целом, они толще, чем сейчас на карте, и образуют анастомозы.
Волга (Edil) изображена с Окой, как и полагается. А вот Камы в нынешнем виде нет. Похоже, она самостоятельно впадает в Каспий.
Междуречье Волги и Оки - Амазония :))
С картой Фра Мауро много странного, особенно что касается большого количества городов на территории за Каменным Поясом. Там идет государство "Катай". А еще дальше на восток, к северу от большой реки, впадающей в Тихий Океан (Амур), написано "Индия"!

А как же современная Индия? Может, географы прошлого, подобно старику Хоттабычу, по ошибке разместили Индию между Иркутской и Хабаровской областями?
Нет, с нынешней Индией все в порядке, она также есть. Индия, столица Дели и пометка: India Prima ))
Мало того, к востоку от Индия Прима есть Индия Секундо. Нет, уважаемый венецианец Фра Мауро не смотрел "Человек с бульвара Капуцинов" ))
Еще восточнее есть третья Индия - India Cin. Индокитай.
Так что географы, чертившие карту, разбирались в тонкостях своего дела и знали, не только столицу Svetia и могилу Тамерлана, но также расположение Арканара и различия между Индией в Индостане и Индией на Каменнной Тунгуске.

Но этого мало: в районе Вилюйского плато надпись Tebet ) Это второй Тибет, нынешний также на своем месте: Thebet.



Ремарка: у меня плохие новости. Сейчас сравнивал это большую копию карты Фра Мауро по ссылке yuri_ost со слепой фотокопией с оригинальной карты или с другой копии - не знаю.
На одной есть эта Индия в Восточной Сибири, на красивой подробной карте - ее уже нет. Кроме того, отличаются даже и течения рек... Скрывали место, куда ходил Александр Македонский, и откуда ждали помощи рыцари Святого Грааля...

Течение рек Сибири и Дальнего Востока сильно отличается от современных. Так, Обь есть, однако лишена своего начала, ее исток здесь Иртыш. Та часть Оби, что восточнее, идет на восток и впадает притоком в огромную реку тихоокеанского бассейна, что идет через всю Евразию, которую я принял за Амур.
В Ледовитом Океане изображено много затопленных земель. В частности, Новая Земля - полуостров, а не отделенный Карским проливом остров.
Похоже, что эта карта сделана до серьезных катаклизмов, поменявших течение рек и приведших к исчезновению цивилизаций...

Воды мирового океана, нахлынув массой, могли занести и невиданных чудовищ в относительно небольшие водоемы, из которых им было не выбраться обратно на простор океана. Ну это так, предположение :) Мостик между осьминогом и сухопутным "змеем о двенадцати хоботах".

Вот в такие дали посылал письма скорописчатые Дюк Степанович... Если город его матери был на восточносибирском плато, то потоп его не затронул, и он уцелел. Однако происшедшее с землями вокруг вполне могло привести к тому, что жители стали называть их прОклятыми землями.

PS Каспийское море называлось раньше хВалынским. Не от этого ли Волынская земля?

Урал, карта, легенды, Сибирь, история, Волга, Русь, Тартария, катаклизмы, река, сказания

Previous post Next post
Up