(на фото: ступы для хранения костных остатков усопшего, которые извлекали из могилы спустя
2-3 года после захоронения тела. Королевство Рюкю,Окинава, 16-й век)
Махасатипаттхана сутта
Большая сутта об основах памятования
Четыре основы памятования (незабывание о или удержание внимания, концентрация на).
Монах (он же человек практикующий)
I. отслеживает тело само по себе (важно осознавать, удерживается ли его внимание на одном выбранном объекте, и не отклоняется в область другого созерцания);
II. он отслеживает чувства сами по себе (внимание на чувствах);
III. он отслеживает ум сам по себе (внимание на уме);
IV. он отслеживает умственные качества сами по себе (состояния ума или единицы моментальной продолжительности в потоке ума).
I. Созерцание тела
1. Памятование дыхания - (незабывание о или удержание внимания, концентрация на).
При этом монах уходит в лес, под крону дерева, или в пустое жилище, садится, скрестив ноги, держит тело прямо и устанавливает памятование возле рта. Только памятуя он вдыхает, и памятуя он выдыхает.
(1) делая длительный вдох, распознает, что он делает длительный вдох; делая длительный выдох, он распознает, что делает длительный выдох;
(2) делая короткий вдох, он распознает, что делает короткий вдох; делая короткий выдох, он распознает, что делает короткий выдох.
(3) Он тренируется вдыхать, восприимчивый ко всему телу, и выдыхать, восприимчивый ко всему телу.
(4) Он тренируется вдыхать, успокаивая телесное конструирование, и выдыхать, успокаивая телесное конструирование.
Здесь и далее:
** Таким образом он отслеживает тело само по себе внутренне,
либо он отслеживает тело само по себе внешне, (тело другого)
либо он отслеживает тело само по себе внутренне и внешне (свое и другого).
Он отслеживает факторы возникновения в теле ((самудая-дхамма), то есть условия возникновения дыхания тела; это: все тело целиком, носовой проем и ум)
либо он отслеживает факторы исчезновения в теле (разрушение тела и носового проема, и прекращение деятельности ума),
либо он отслеживает факторы возникновения и исчезновения в теле (Созерцание то одних, то других попеременно).
Памятование соотносится с мыслью "Тело существует" (существуют только безличные процессы тела, без "я"). **
2. Положения тела
(1) когда монах идет, он распознает, что он идет;
(2) когда он стоит, он распознает, что он стоит;
(3) когда он сидит, он распознает, что он сидит;
(4) когда он лежит, он распознает, что он лежит;
(5) какое бы положение ни занимало тело, он распознает это.
Таким образом он отслеживает тело само по себе.. см выше **
3. Памятование (концентрация ) через осознанность (сампаджання)
(1) когда монах шагает вперед и назад, он осознает это;
(2) когда он смотрит прямо и в сторону, он осознает это;
(3) когда он сгибает и разгибает конечности, он осознает это;
(4) когда он носит накидку, мантию и чашу, он осознает это;
(5) когда он ест, пьет, жует, пробует на вкус, он осознает это;
(6) когда он мочится и испражняется, он осознает это;
(7) когда он идет, стоит, сидит, засыпает, пробуждается, разговаривает и молчит, он осознает это.
Таким образом он отслеживает тело само по себе.. см выше **
4. Созерцание нечистоты тела (асубха)
Монах созерцает само тело покрытое кожей и заключающее в себе множество нечистот, снизу вверх, начиная со стоп, и сверху вниз, начиная с волос головы:
"В этом теле есть волосы головы, волосы тела, ногти, зубы, кожа; мышцы, сухожилия, кости, костный мозг; почки, сердце, печень, диафрагма, селезенка, легкие; кишки, брыжейка, содержимое желудка, фекалии; желчь, слизь, гной, кровь, сало, пот, жир; слезы, слюна, носовая слизь, синовиальная жидкость, моча".
Таким образом он отслеживает тело само по себе.. см выше **
5. Созерцание стихий (дхату)
И далее, монах созерцает само это тело, вне зависимости от его положения, посредством стихий: "В этом теле есть стихия земли, стихия воды, стихия огня, стихия воздуха" (это первичные качества материи, объясняемые буддийской традицией как твердость (земля), сцепление (вода), теплотворность (огонь), и движение (ветер или воздух)).
Таким образом он отслеживает тело само по себе.. см выше **
6. Девять созерцаний на кладбище
(1) Если бы монах, увидев тело человека, умершего один, два или три дня назад, вспухшее, сине и гниющее, брошенное в могилу, переносит увиденное на свое собственно тело следующим образом: "Действительно, и мое тело такого же рода, поэтому оно будет подвержено этому и не избежит этого".
(2) тело, брошенное в могилу, съедаемое вороньем, ястребами, грифами, псами, шакалами либо различными видами червей.
(3) тело, ставшее скелетом с остатками плоти и крови на костях, соединяемых сухожилиями...
(4) тело, ставшее скелетом со следами крови без плоти на костях, соединяемых сухожилиями...
(5) И далее, как если бы монах, увидев тело, брошенное в могилу и ставшее скелетом без плоти и крови на костях, соединяемых сухожилиями...
(6) тело, ставшее грудой костей, разметанных по сторонам: там - кости кисти, здесь - кости стопы, берцовая кость, бедренная кость, тазовая кость, позвоночный столб и череп...
(7) тело, ставшее выбеленными костями цвета ракушки ...
(8) тело, ставшее костями, пролежавшими грудой более года ...
(9) тело, ставшее костями, что превратились в пыль, переносит увиденное на свое собственное тело следующим образом: "Действительно, и мое тело такого же рода, поэтому оно будет подвержено этому и не избежит этого".
.Таким образом он отслеживает тело само по себе.. см выше **
____________
Созерцание тела, это осознание его динамических и физиологических характеристик без Я, духе, души.
Иными словами наблюдение за "жизнью мяса".
далее:
II. он отслеживает чувства сами по себе источник