участие мирян в соборах Церкви

Feb 28, 2016 19:28



ПРОДОЛЖЕНИЕ.

начало здесь: http://tapirr.livejournal.com/5243284.html

Год спустя после собора в Константинополе был созван в Ефесе известный собор «Разбойничий». Диоскор Александрийский и Варсума, настоятель одного сирийского монастыря, явились на него с громадным множеством монахов, параволанов, а также с большою толпою и всякого другого народа[52]. Те бесчинства, которые имели место на этом соборе, побудили императрицу Пульхерию издать перед IV-м Вселенским собором на имя военачальника Вифинии указ, в котором повелевалось изгонять из Никеи, где сначала предполагалось созвать собор, и из соседних к ней областей всех клириков, монахов и мирян, явившихся на собор без приглашения. «Некоторые, - пишет императрица в своем указе, - нахлынувшие в Никею клирики и монахи, и мирские, привыкшие возмущать и расстраивать богоприятное благочиние, покушаются произвести шум, восставая против того, что нам угодно. Поэтому, мы сочли за необходимое отправить к твоей светлости это послание, чтобы ты с полною властью и всячески изгонял из города и из самых этих областей, как клириков, проживающих там без нашего приглашения или без дозволения своих епископов, будут ли то клирики, находящиеся в этом чине, или какие-либо отлученные своими епископами, так и монахов и мирских, которых никакая причина не призывает на собор»[53]. Отметим, что в этих словах указа не запрещается присутствие на соборе всех без исключения клириков и мирян; говорится только, что не должно допускать тех из них, которые не имеют императорского приглашения или епископского дозволения. Действительно, на IV?м Вселенском соборе в Халкидоне, кроме 630 епископов, присутствовало великое множество и других лиц - сенат и многие иные высшие сановники, присутствовало, по меткому выражению профессора Н. А. Заозерского, «в малом виде всё Византийское государство»[54], ибо и сам император Маркиан со своею женою Пульхерией посетил одно из заседаний собора[55].

Из соборов, имевших место в промежуток времени от IV до V Вселенских соборов нельзя не упомянуть о соборе 536 года в Константинополе. Под председательством св. патриарха Мины собралось не малое число епископов и не из одного только патриархата Константинопольского: были представители от римского папы, а также от патриархов Антиохийскаго и Иерусалимскаго. Но на этом соборе присутствовал также весь Константипопольский клир и множество мирян. На соборе главным образом изобличали в монофизитстве низложенного Константинопольского патриарха Анфима и других еретиков, в особенности оригенистов. Деяния этого собора говорят нам о самом деятельном участии на нем клириков[56].

Что касается V Вселенского собора, то на нем, кроме лиц священного сана, присутствовали также светские[57]. Замечательны прочитанные на этом соборе деяния поместного собора Мопсуестского, бывшего в 549 году. Эти деяния говорят, что на собор, кроме епископов митрополии, были созваны «все благочестивейшие пресвитеры», «также и все благочестивейшие диаконы, иподиаконы и чтецы святейшей Церкви Мопсуеста»; сверх того, «славнейшие военачальники», «трибуны», «царедворцы» и просто «достохвальные обитатели града Мопсуеста, например архитекторы, ходатаи по делам, нотариусы и даже простые носильщики умерших»[58]. Все эти лица имели голос на соборе, так как выступали с своими показаниями о Феодоре. Но подпись под деяниями соборными положили только одни епископы, т. е. только они имели решающий голос.

На VI Вселенском соборе (680 г.) на всех заседаниях (именно на 12 из 18) председательствовал сам император Константин Погонат. Число епископов доходило 200, но кроме их, присутствовали также 12 высших сановников империи и множество монахов[59]. На пятнадцатом заседании собора один монах Полихроний, сторонник монофелитства, с позволения епископов, сделал заявление, что он докажет истинность своего учения воскрешением мертвеца. Несмотря на то, что Полихроний, по свидетельству деяний VI Вселенского собора, был «детского сумасбродного ума»[60], ему, однако, не было отказано совершить предлагаемый опыт. Отцы собора отправились к одной общественной бане, куда было принесено на носилках мертвое тело. Полихроний положил написанное им свое исповедание веры на грудь мертвеца, шептал ему что-то в уши; однако чуда не последовало[61]. Этот случай говорит нам, что отцы соборов не находили возможным оставлять без всякого внимания даже таких заявлений клириков, которым, по-видимому, не должно было бы придавать никакого значения.

О VII Вселенском соборе должно сказать, что от прочих соборов он не отличался: кроме 350 епископов, на него собралось множество иноков и прочего духовенства, несколько сенаторов и других мирян[62].

Не станем долго останавливаться на поместных соборах западных в эпоху Вселенских соборов. Ограничимся лишь краткими замечаниями об них.

В 465 году папа Иларий на собор в Риме, состоявшем из 48 епископов, пригласил также весь клир - всех пресвитеров и диаконов Римской Церкви. Из сохранившихся актов этого собора видно, что предложения, сделанные на нем папою, например, не удостаивать священных степеней второбрачных и женатых не на девицах, принимались и одобрялись не только епископами, но и пресвитерами, потому что вместе с епископами и пресвитеры восклицали: «сие мы подтверждаем, сему мы учим»[63]. В 495 году при папе Геласии опять был созван в Риме собор, и на нем, кроме 45 епископов, присутствовали: 58 пресвитеров, два сенатора и большое число диаконов и прочих клириков[64]. На Таррагонском соборе в Испании в 516 г., кроме епископов и духовенства, присутствовали «верные сыны из мирян»[65]. Архиепископ лионский, Вивенциол, созывая в 517 году собор, писал: «мы допускаем присутствовать мирянам, чтобы постановленное одними священниками мог признать и народ» (laicos permittimus interesse, ut quae a solis pontificibus ordinanda sunt, et populus possit agnoscere[66].

Также было и позднее. Например, о четвертом (633) и восьмом Толедских соборах известно, что на них присутствовали миряне[67]. Латеранский собор 745 года, при папе Захарии, составляли 7 епископов, 17 римских пресвитеров, диаконы и весь клир; были на нем и светские лица[68]. В 769 году самозваного папу Константина судил в Риме собор из 53 епископов; но, кроме них, собор этот составляли также пресвитеры и прочие клирики, монахи и огромное множество народа из всяких сословий[69].

Нам остается сказать о более известных соборах IX века. В 842 году, в правление императрицы Феодоры, был собран, под председательством патриарха св. Мефодия Исповедника, собор - окончательно осудивший иконоборческую ересь и установивший «Торжество Православия». По свидетельству одного современника, пресвитера Феофана, на собор «собралось такое множество, что и исчислить нельзя»[70]. Конечно это были не одни епископы. Немного позднее, на так называемом «перво-втором» или Двукратном соборе в Константинополе (861 г.), кроме иерархов, присутствовал император Михаил, кесарь Варда, много сановников и множество другого народа[71]. То же самое должно сказать и о соборе 867 года, созванном Фотием в Константинополе для осуждения злоупотреблений, обнаруживавшихся в христианстве со стороны папства. По свидетельству Анастасия библиотекаря, под актами этого собора значилось до тысячи имен, как полагают, «не одних епископов, но и светских лиц высших и низших званий»[72]. Наконец, в 879 году, состоялся собор, известный под именем Софийского. Это последний из девяти поместных соборов, признаваемых Православною Церковию.

По многочисленности членов и внешнему блеску его уподобляют древнему Халкидонскому.[73] На нем, кроме епископов, собравшихся в числе 383, мы видим также многих сановников и других мирян, например, на шестом заседании, происходившем в царском дворце в присутствии самого императора Василия Македонянина.[74]

На этом соборе, которым заканчивается эпоха семи Вселенских и девяти поместных соборов, мы и остановимся, и приведем все сказанное к одному знаменателю.

Соборы не составлялись из одних епископов, иначе они не представляли бы собою всей Церкви. Нет, на соборе никогда не запрещалось присутствовать клиру и мирянам. Иногда клириков и мирян было даже больше, чем епископов. На I Вселенском соборе епископы составляли только шестую часть всех присутствовавших. Но, конечно, с расширением пределов Церкви и с увеличением числа верующих не все христиане получали возможность присутствовать на соборе; присутствовали только избранные для этого или те, которые получали приглашение от императора, как это видим из актов III и IV Вселенских соборов.

Клирики же и миряне являлись на соборе только с совещательным голосом. С дозволения епископов они иногда принимали деятельное участие в соборных рассуждениях, вступали на них со своими предложениями и заявлениями, как это было, например, на I и VI Вселенском соборах; но решения соборные постановлялись только одними епископами.

Должно, однако, заметить, что епископы не позволяли себе игнорировать мнений, высказываемых клиром и мирянами, как это видно из истории соборов при св. Киприане.

Наконец, нельзя не отметить также и того, что нередко перед большими, например, Вселенскими соборами составлялись предварительные соборы, как перед первым Никейским, Халкидонским и др. Обыкновенно, в состав их входили весь клир и миряне. Такие соборы созывали, например, св. Александр Александрийский, св. Флавиан и св. Мина Константинопольские. Таков же был и собор Мопсуестский.

Но древняя Церковь не знала никаких тайных, секретных комиссий, составляемых из лиц, епископам любезных.

В древней Церкви церковное дело считалось делом всякого христианина. Тогда никому из верующих нельзя было бы сказать: «Тебе нет дела до того, как будет решен тот или другой церковный вопрос; ты должен вполне положиться на своего епископа и людей ему близких, угодных; что они определят, то и исполняй». Древняя Церковь не забывала, что «уши народа бывают иногда святее сердец епископских», по прекрасному выражению св. Илария Пиктавийскаго[75]; что «не все епископы суть епископы», как говорит блаж. Иероним. Нет, не одно епископство, не одна высшая иерархия, хотя бы и с тайными комиссиями, но вся Церковь есть «столп и утверждение истины» (1Тим.3, 15); поэтому «совершеннейший собор не есть судилище одних только епископов»[76].

[1] Впоследствии архиепископ Владимирский и Суздальский, не принял Декларацию и курс митр. Сергия (Страгородского), расстрелян в 1937 г.

[2] Источниками и пособиями для автора служили:

1) Евсевия Памфила, - Церковная История в русском переводе. Спб. 1858.

2) Св. Киприана Карфагенского,-Творения в русск. переводе. Часть 1. Киев 1879.

3) Socratis, Historia ecclesiastica (Migne, Ser. graec. t. LXVII).

4) Sozomeni, Historia ecclesiastica (Migne, Ser. graec. t. LXVII).

5) Theodoriti, ;Historia ecclesiastica (Migne, Ser. graec. t. LXXXI1).

6) Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской Духовной Академии. T. 1, Казань 1859. T. II, - 1861; T. ІП - 1879; T. IV - 1878: T. V - 1889; T. VI - 1882; T. ?II - 1873 г.

7) Ваronii, Annales ecclesiastici, una cum critica Pagii; tt. 1-XV. Lucae. 1738-1744.

8) Hefele, Conciliengeschichte. 1 Bd. Freiburg. 1855.

9) Иванцова Платонова Прот. - Проф., «К исследованиям о Фотии - Патриархе Константинопольском». Спб. 1892 г.

10) Langen, Geschichte der Pomischen Kirche. Bd. 1-IV. Bonn. 1881-1893.

[3] Свт. Иоанн Златоуст, беседа XXXI на 1 Кор., 12, 21. См. Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста в русском переводе. Т. II. стр. 311-312. СПб. 1904.

URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_64/31

[4] Учение 12 Апостолов. (Дидахе) Перевод с греческого К. Д. Попова. Москва 1898 г. Стр. 21.

URL: http://azbyka.ru/otechnik/pravila/didahe_rus/

[5] Св. Климента Римского - I посл. к Коринф., гл. XLIV;

URL: http://azbyka.ru/ otechnik/Kliment_Rimskij/poslanija-k-korinfjanam/#0_45

Cв. Игнатия Богоносца - посл. к Филадельфийцам гл. X.

URL: http://azbyka.ru/otechnik/ Ignatij_Antiohijskij/poslanie-k-filadelfijtsam#0_10

См. «Писание Мужей Апостольских» - в русском переводе прот. Петра Преображенского, - Москва - 1862 года, стр. 144 - 145; 415 - 416.

URL: http://azbyka.ru/otechnik/ Petr_Preobrazhenskij/o-pisanijah-muzhej-apostolskih/

[6] Св. Климент. I Посл. к Коринф., гл. XLVII

URL: http://azbyka.ru/otechnik/ Kliment_Rimskij/poslanija-k-korinfjanam/#0_48

и следующее Св. Поликарпа Смирнскаго, - посл. к Филипийцам, гл. XI.

URL: http://azbyka.ru/otechnik/ Polikarp_Smirnskij/poslanie_k_filipiicam/#0_11

См. там же, стр. 148 и следующее 448.

[7] Hefele, I, 71.

[8] Евсевій - Церковная История V, 16,п. 10; стр. 266.

URL: http://azbyka.ru/otechnik/ Evsevij_Kesarijskij/tserkovnaja-istorija/5_16

По словам другого писателя второго века, Серапиона Антиохийского, приведенным тем-же Евсевием (V, 19, стр. 274), монтанизмъ возбудил к себе полное отвращение всего братства, живущаго на земле. URL:http://azbyka.ru/otechnik/ Evsevij_Kesarijskij/tserkovnaja-istorija/5_19

[9] Евсевий, - Церковная История, V, 23-24: стр. 280 и след.

URL: http://azbyka.ru/otechnik/ Evsevij_Kesarijskij/tserkovnaja-istorija/5_23

[10] Арсиноэ - город в Египте, в провинции Гептаномос, принадлежавший Александрийскому Патриархату. Hefele, I, 108.

[11] Евсевий, - Церковная История VII, 24, п. 6-9, стр. 398-399.

URL: http://azbyka.ru/otechnik/ Evsevij_Kesarijskij/tserkovnaja-istorija/7_24

[12] Св. Киприан Карфагенский, письмо 27 (Т 1, стр. 105). URL: http://www.odinblago.ru/kiprian_1/27

[13] Св. Киприан Карфагенский. - письмо 18 (Т. 1, стр. 63); URL: http://www.odinblago.ru/kiprian_1/18

срвн. письмо 15 (Т. I, стр. 62). URL: http://www.odinblago.ru/kiprian_1/15

[14] Св. Киприана Карфагенского, - письмо 11 (Т. I, стр. 52-54). URL: http://www.odinblago.ru/kiprian_1/11

[15] Св. Киприана Карфагенского, - письмо 13 (Т. I, стр, 57). URL: http://www.odinblago.ru/kiprian_1/13

[16] Смотри это письмо в творениях св. Киприана, - Т. 1, стр. 156.

Св. Киприан Карфагенский. Письмо 43, К Антониану о Корнелии и Новациане.

URL: http://www.odinblago.ru/kiprian_1/43

[17] Св. Киприана Карфагенского, - письмо 47 (Т. 1, стр. 210-211). http://www.odinblago.ru/kiprian_1/47

[18] Евсевий, - Церковная История VI. 43, п .2; стр. 354.

URL: http://azbyka.ru/otechnik/ Evsevij_Kesarijskij/tserkovnaja-istorija/6_43

[19] См. это письмо в творениях св. Киприана, Т. I, стр. 139-140. Св. Киприан Карфагенский. Письмо 40. К Корнелию поздравительное с обращением исповедников. URL: http://www.odinblago.ru/kiprian_1/40

[20] Св. Киприана Карфагенского, - письмо 59 (Т. I, стр. 281). URL: http://www.odinblago.ru/kiprian_1/59

[21] Св. Киприана Карфагенского, - письмо 58, стр. 278. URL: http://www.odinblago.ru/kiprian_1/58

[22] Св. Киприана Карфагенского, - письмо 60. стр. 284. URL: http://www.odinblago.ru/kiprian_1/60

[23] Суждение автора о значении голоса мирян и клира на соборах требует некоторых оговорок, особенно необходимых в виду практической важности вопроса. Утверждая, что клиру и мирянам на соборах принадлежал лишь совещательный голос, автор слишком модернизирует древние памятники, влагая в них наши современные понятия. В настоящее время строго различается качество голоса, принадлежащего тем или иным членам собрания, при чем совещательный голос ни к чему не обязывает власть. Выслушав единогласное мнение совещательного собрания или заявление большинства его членов, власть не лишается права поступить обратно высказанному совету. Ничего подобного не бывало и не могло быть на древних соборах, и если нельзя доказать, что клир и миряне располагали решающим голосом, то столь же трудно доказать исторически, что им принадлежал лишь совещательный голос в современном значении слова. Качественное различие голосов не сознавалось в то время ясно и не было формулировано, но епископы руководились на соборе здравым тактом, который никогда не позволил бы им резко разойтись с мнением большинства присутствующих на соборе клириков и мирян и принять решение, не соответствующее желаниям своих пасомых. Во всяком случае, вопрос этот требует специального изучения, результаты которого могут совершенно разойтись с выводами автора. (Прим. ред. «Богословского вестника», 1906 г.)

[24] Евсевий, - Церковная История VI, 33; стр. 328 - 329.

URL: http://azbyka.ru/otechnik/ Evsevij_Kesarijskij/tserkovnaja-istorija/6_33

[25] Евсевий, - Церковная История VI, 37; стр. 341.

URL: http://azbyka.ru/otechnik/ Evsevij_Kesarijskij/tserkovnaja-istorija/6_37

[26] Евсевий, - Церковная История VII, 28; стр. 407 - 408. URL: http://azbyka.ru/otechnik/ Evsevij_Kesarijskij/tserkovnaja-istorija/7_28

[27] Евсевий, - Церковная История ?II, 29; стр. 408 - 409. URL: http://azbyka.ru/otechnik/ Evsevij_Kesarijskij/tserkovnaja-istorija/7_29

[28] Евсевий, - Церковная История VII, 30; стр. 409.

URL: http://azbyka.ru/otechnik/ Evsevij_Kesarijskij/tserkovnaja-istorija/7_30

[29] Hefele, 1, 132. Rerzog-Hauck, Realencyklopädie V. Bd. V. Lpz. 1898. Art. «Elvira». S. 327 ff. - To же самое сообщается о диаконах и мирянах в актах соборов - римского (465 г.) и равенского (967 г.). См. Неfele, I, 18.

[30] Hefele, I, 170.

[31] Hefele, I, 16.

[32] Анкирского собора правило 13.

[33] Hefele, I, 18.

[34] Hefele, I, 237.

[35] Hefele, I, 237.

[36] Евсевия Памфила, «Жизнь Блаженнаго царя Константина», III, 8, въ русскомъ переводе С.-Петербург, 1850 г., стр. 172, 173.

URL: http://azbyka.ru/otechnik/ Evsevij_Kesarijskij/o-zhizni-blazhennogo-vasilevsa-konstantina/3_8

[37] Socrat., Hist. eccl. I, 8 (Migne, LXVI1, 60 sqq).

URL: http://azbyka.ru/otechnik/ Sokrat_Sholastik/tserkovnaja-istorija-socrata/1_8

[38] Sozomen., Hist. eccl. 1, 17-18 (Migne, LXV1I, 912 sqq).

URL: http://azbyka.ru/otechnik/ Ermij_Sozomen/tserkovnaja-istorija/1_17

[39] См. его свидетельства в Деяниях І-го Вселенского Собора, т. 1, стр. 44 и след.

URL: http://azbyka.ru/otechnik/ pravila/dejanija-vselenskikh-soborov-tom1/1_8

[40] Hefele, I, 258.

[41] Деяния Вселенских Соборов, т. 1, стр. 44 и след.

URL: http://azbyka.ru/otechnik/ pravila/dejanija-vselenskikh-soborov-tom1/1_8

[42] Socrat. Hist. eccl. V, 8 (Migne, LXVII, 576 sq.).

URL: http://azbyka.ru/otechnik/ Sokrat_Sholastik/tserkovnaja-istorija-socrata/5_9

[43] Sozom. Hist. ессІ.VII, 7 (Migne, LXVII, 1429 sq).

URL: http://azbyka.ru/otechnik/ Ermij_Sozomen/tserkovnaja-istorija/7_7

[44] Theodorit., Hist. eccl. V, 8 (Migne, LXXXII, 1209).

URL: http://azbyka.ru/otechnik/ Feodorit_Kirskij/cerkovnaya_istoriya/5_8

[45] Св. Иоанн Златоуст. «Похвальная беседа о святом отце нашем Мелетие, архиепископе Антиохии великой, и о ревности собравшихся». Полное собрание сочинений Св. Иоанна Златоустого в русском переводе, т. 2, Спб., 1896 г. стр. 561.

URL: http://azbyka.ru/otechnik/ Ioann_Zlatoust/svyatii/3.

[46] Деяния Вселенских соборов, т. 1, стр. 651, 661, 664.

URL: http://azbyka.ru/otechnik/ pravila/dejanija-vselenskikh-soborov-tom1/3_33_5

[47] Там же, стр. 616. URL: http://azbyka.ru/otechnik/pravila/ dejanija-vselenskikh-soborov-tom1/3_32_6

[48] Socrat., Hist. eccl. VII, 34 (Migne, LXVII, 813).

URL: http://azbyka.ru/otechnik/ Sokrat_Sholastik/tserkovnaja-istorija-socrata/7_34

[49] «Высочайшая грамота, посланная святому собору чрез придворного сановника Кандидиана, которому поручено и наблюдение благочиния на соборе». Деяния вселенских соборов, т. 1, стр. 487, 488.

URL: http://azbyka.ru/ otechnik/pravila/dejanija-vselenskikh-soborov-tom1/3_29

[50] Там же, т. III, стр. 93.

[51] Там же, стр. 131-132.

[52] Деяния Вселенских соборов, т. III, стр. 160-161.

[53] Деяния Вселенских соборов, т. III, стр. 61.

URL: http://azbyka.ru/otechnik/ pravila/dejanija-vselenskikh-soborov-tom3/1_2_38

[54] Заозерский Н. А. «О средствах усиления власти нашего высшаго церковнаго управления». Богословский Вестник за 1903 г. № 4.

[55] См. 6-ое Деяние ІV-го вселенского собора, т. III, стр. 57.

[56] Ваrоnіі, Annal. t. IX; ann. 536, n. LXXII, sq.; p. 546 sq.

[57] Деяния Вселенских Соборов, т. IV стр. 16.

[58] Деяния Вселенских соб. т. IV, стр. 101 и сл.

[59] См. Деяния этого собора, T. VI.

[60] Деяния Вселенских соборов, T. VI, стр. 244.

[61] Деяния вселен. соб. Т. VI, стр. 213 и след.

[62] Деян. вселен. соб. Т. VII, стр. 63 и след.

[63] Вагоnіi, Аnnal. t. VIII, ann. 465, n. XVII, sdd., р. 267 sd.; Langen, II, 121, ff.

[64] Вагоnіi, Аnnal. t. VIII, ann. 495, n. V, р. 588; Langen, II, 186, ff.

[65] Hefele, I, 21.

[66] Hefele, ibid.

[67] Hefele, I, 22.

[68] Baronii, Annal. t. XII, аnn. 745, n. XXII, р. 527, sq.; Langen, II, 637, ff.

[69] Baronii, Annal. t. ХIII, ann. 769, n. 1 sq., p. 53 sqq.; Langen, II, 692 ff.

[70] Baronii, Annal. t. XIV, ann, 842. n. XII sq., p. 263.

[71] Иванцов-Платонов, Пpoт. - Проф - К исследованиям о Фотии, патриархе Константинопольском. Спб. 1692, стр. 100 и след.

[72] Иванцов-Платонов, стр. 108 и след.

[73] Неrgenröther, Photius, Patriarch von Konstantinopel. Bd. II, 462.

[74] Иванцов-Платонов, 124.

[75] Hilarіі, с. Auxent. 6.

[76] Слова Христофора Филалета в его «Апокрисисе» (лат. Christophor Philaleth, польск. Chrystofor Filalet; ум. после 1632 - псевдоним автора одного из величайших произведений полемической литературы конца XVI века под названием «Апокрисис», представителя православной стороны в богословской полемике по поводу Брестского собора. В конце XIX века написанное им произведение относили к примеру западнорусской литературы Великого княжества Литовского).

http://www.aparatorul.md/wp-content/uploads/2014/03/%D0%9D%D0%B0-%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B8-%D0%BA-%D0%9F%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D1%83-%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%83-%D0%A0%D0%9F%D0%A6.pdf

Добронравов Н.П., протоиерей. Участие клира и мирян на соборах первых веков христианства. // Богословский вестник, 1906, февр.,
цит. по: Симеон (Гаврильчик), иеромонах. Значение Собора и власть епископа в Церкви. История и современность// На пути к Поместному Собору Русской Православной Церкви. Материалы к Архиерейскому Собору 2004 года. Сборник статей. М. 2004.

Продолжение темы -

Моя статья Голос народа в Церкви:

http://tapirr.livejournal.com/1793534.html

(Сейчас я бы уже назвал статью по другому. Потому что Народ Божий - это и есть Церковь. А так получается тавтология: голос церкви в церкви...)

собор

Previous post Next post
Up