Десятая остановка.
Иисус распят
Предыдущие части:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Распятие Христово с избранными святыми;
Синай; XII в., монастырь св. Екатерины
Потом Его прибивают к кресту и делят между собой Его одежду, бросая жребий, кому что взять.
(Мк 15:24)
Размышления и молитвы Константинопольского Патриарха Варфоломея в Страстную Пятницу:
В этот день пригвоздили к виселице
Того, Кто в бесконечности
удерживает в равновесии миры.
Он прикован гвоздями,
Жених Церкви.
Прободен копьем,
Сын Девы.
Кресту Твоему поклоняемся, Христе,
да приидет Твое Воскресение.
В этот день Иисус познает
ужас тела, вытянутого на кресте,
Страдальческое смятение души
и презрение людей.
Отныне Он - брат всех,
подвергаемых пыткам,
всех отчаивающихся и презренных.
В этот день Он, единый живой -
Я есмь Воскресение и Жизнь, -
родившийся от Девы, не ранив Ее,
познает ранение за пределами
человеческих измерений.
Соблазн для тех, кто почитает рассудительность,
но для нас - могущество Божие и премудрость Божия.
О Иисусе, навеки распахнувший объятия,
из прободенного ребра Твоего
бьет вода Крещения и кровь Евхаристии.
Несколько капель крови обновляют вселенную,
от измученного Тела занимается заря Духа.
Нужно было нам, чтобы Бог воплотился и умер,
для того, чтобы мы снова могли жить.
Дерево позора становится Деревом Жизни,
осью мира, собирающей все наши скорби,
чтобы отдать их огню Духа.
Это дерево от земли достигает Небес.
Лестница Иакова, ангельская тропа,
Плод его несет в себе всю жизнь,
мы едим от него и, от него едя, не умрем.
О Крест Христов,
только ты можешь вынести нам
обвинительный приговор,
только ты открываешь нам
безумную Божию любовь.
О Крест Христов,
единственный ответ Иову,
бесчисленным иовам истории,
в созерцании тебя, да иссякнет в нас всякий мятеж
и всякая ненависть пусть станет бессмысленной.
О Крест Христов,
дай нам в самые тяжкие минуты
не проваливаться в отчаяние,
но падать к твоему подножию,
чтобы Тот, Кто на тебе возвышен,
всех нас привлек к Себе
в Своей парадоксальной славе.
__
Одиннадцатая остановка.
Иисус обещает Свое Царство благоразумному разбойнику
Один из преступников, висевших на кресте, осыпал Его бранью и говорил:
- Разве Ты не Помазанник? Тогда спаси себя и нас!
Но второй унимал его:
- Бога ты не боишься? Ты ведь и сам на кресте! Но нам-то поделом! Что заслужили, то и получили. А Он не сделал ничего дурного. -
И он сказал: - Иисус, вспомни обо мне, когда придешь Царем!
- Обещаю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю, - ответил ему Иисус.
(Лк 23:39-43)
Вся наша судьба заключается
в судьбе этих двух разбойников.
Не чужие они, не иные: они - это мы.
У нас нет иного выбора, как разбойник
по правую руку и по левую.
Разбойник слева предлагает Иисусу
последнее искушение:
если Ты - Мессия, спаси Самого Себя!
Но Иисус молчит, а другой разбойник,
обращаясь к первому, говорит ему:
мы, люди, убиваем и убиваемы,
смерть вписана в глубину нашего существа.
Но в Иисусе, в Котором нет зла,
Нет и рокового присутствия смерти,
но только смерть из любви.
И разбойник, пригвожденный и неподвижный,
сохраняет последнюю и высшую свободу:
свободу веры.
Кричит: Иисусе, вспомни обо мне,
когда придёшь в Твоё Царство.
Предчувствует ли он, что Царство - не в будущем,
что оно уже настало, оно - Иисус в Его жертвоприношении любви.
Онo здесь, оно - Иисус: единое Дыхание жизни с Отцом.
В Нем земля скорбей становится раем.
Тогда, обратив глаза к разбойнику,
Он говорит: Сегодня же будешь со Мною в раю.
Иисусе, каждый из нас одновременно разбойник богохульствующий
и тот, что верит.
Верую, Господи, помоги моему неверию.
Я пригвожден к смерти, ничего не остается мне,
как взывать: Иисусе, вспомни обо мне,
когда придёшь в Царство Твоё.
Иисусе, я ничего не знаю, ничего не понимаю
в этом мире ужаса.
Но Ты идешь ко Мне, открыв объятия, открыв сердце,
одно присутствие Твое - мой рай.
Помяни меня,
когда придёшь в Царствие Твое.
Слава и хвала Тебе, принимающему
не здоровых, но больных,
Тебе, Чей неожиданный друг - разбойник,
отринутый человеческим правосудием.
Уже Ты сходишь в ад и освобождаешь
тех, кто полагали себя проклятыми
и кричат к Тебе:
помяни нас, Господи,
когда придёшь в Царствие Твое.
Распятие Христово. 1210-1250гг.;
Италия. Лукка; XIII в.;
мастер: Berlinghiero Berlinghieri
Двенадцатая остановка.
Иисус распятый, Матерь и ученик
Иисус, увидев мать и рядом с ней ученика, которого любил, говорит
матери:
- Женщина, вот твой сын.
- А потом говорит ученику: -
Вот твоя мать.
И с той поры ученик взял ее к себе
(Ин 19:26-27)
У подножия Креста Мария и Иоанн,
Мать и любимый ученик.
Мария, Матерь Божья: Она сказала ангелу «да будет»,
Царственно развязав трагический узел нашей свободы.
Иоанн, единственный ученик, верный до конца.
На последней вечери
Голова его покоилась на Сердце Учителя, на сердце мира.
Он сохранил последние слова:
единство Иисуса с Отцом,
обещание Духа Святого.
Женщина, говорит Иисус.
Женщина: в Ней всякая женственность,
Нежность и красота.
Женщина сильная и вдумчивая,
все хранящая в сердце Своем,
Иоанн взял Ее к себе,
в свою любовь,
Пусть будет Она так же в наших домах,
Матерь всякой верности и нежности.
Вот, это первая Церковь,
рожденная из крестного древа.
Склонив голову, Иисус испускает дух,
и это - как первая Пятидесятница.
Иисусе, Сын Неба через Отца,
Сын земли через Мать Твою,
сделай нас детьми земли и неба
молитвами Матери Божией.
Иисусе, копье пронзило Твое ребро,
может быть - Твое сердце.
А Тебе, Мария, оружие прошло душу.
Господи, позволь нам войти в этот страшный обмен,
молитвами Матери Божией.
Иисусе, Сыне Девы,
сделай нас, как любимого Твоего ученика,
свидетелями света и жизни,
молитвами Матери Божией.