«Второй Ватиканский собор: спустя пятьдесят лет»

Sep 17, 2012 18:35




Святой Иоанн XXIII
Папа Римский
Икона работы брата Роберта Ленца

Написано на свитке: "Мы на земле не для того, чтобы охранять музей, но для того чтобы возделывать цветущий сад жизни."
второе значение cultivate - улучшать, совершенствовать.

О нём подробнее



Открытие второй сессии II Ватиканского Собора (29 сентября 1963)
Хосе Комблин (1923-2011)

«Второй Ватиканский собор: через пятьдесят лет»

перевод jacopone-da

"Большинство епископов, съехавшихся на Второй Ватиканский собор, не понимали, почему и зачем их созвали. Не было никаких проектов. Они считали, как и функционеры курии, что папа сам мог бы все решить и не было нужды созывать Собор. Но существовало меньшинство, очень хорошо осведомленное о проблемах католиков, особенно в самых развитых интеллектуально и пастырски странах. Там переживались драмы борьбы между стремлениями священников, погруженных в заботы современного мира, и ватиканской администрацией. Эти люди знали, что происходило во времена понтификата Пия XII, который не разрешал никаких реформ, как бы их ни ждали многие его подданные. Все, искавшие включения Церкви в современный мир, сформированный развитием науки, технологии, новой экономики, духом демократии, чувствовали себя ущемленными. Существовала группа епископов и кардиналов, сознававшая необходимость реформ и желавшая использовать возможность, предоставленную Иоанном XXIII. Курия же не принимала идей нового Папы, и многие епископы растерялись, потому что Иоанн XXIII был так непохож на пап Пиев, начиная с IX-го.

Подготовительные комиссии Собора были выраженно консервативными, поэтому в день открытия Собора богословы и советники, приглашенные самыми сознательными епископами, оценивали перспективы пессимистически. Но прозвучала вступительная речь Иоанна XXIII, решительно порывавшая с традицией предыдущих пап. Иоанн XXIII объявил, что Собор созван не для новых обвинений в ереси, как обычно. Он сказал, что надо представить миру другое лицо Церкви, чтобы современные люди лучше её понимали. Большинство епископов ничего не услышало и подумало, что папа просто болтает, потому что не упомянул ни одной ереси. Но папа не желал умножать догматы, а стремился говорить с современным миром на понятном языке. Просвещенное меньшинство поняло намек и почувствовало, что может рассчитывать на поддержку папы в борьбе с курией.

У курии была своя стратегия. Она хотела выхолостить Собор. Комиссии уже подготовили документы по всем заявленным вопросам. Все они были консервативными и не предусматривали никаких реальных перемен в пастырской работе. По мысли курии, эти проекты будут приняты соборными комиссиями, и Собор закончится через пару месяцев, приняв безобидные, ничего не меняющие документы. Следовало только составить списки комиссий из консервативных епископов и объяснить Собору, что легче всего - принять списки, уже составленные в курии, тем более что епископы не были знакомы друг с другом.

Первым понял это дон Мануэль Ларраин, епископ Тальки (Чили) и президент Латиноамериканской епископской конференции. Он был закадычным другом дона Эльдера Камары, так что они вдвоем объявили о своих подозрениях собранию епископов-реформистов. Надо было отвергнуть списки, предлагаемые курией, и требовать, чтобы комиссии выбирал непосредственно Собор. Лидеры группы - кардиналы Депфнер из Мюнхена, Германия, Льенар из Лилля, Франция, Сюэненс из Малина, Бельгия, Монтини из Милана и другие - выступили и потребовали, чтобы Собор сам назвал членов комиссий, что и было единодушно принято.

В результате новые комиссии отвергли все проекты документов, составленные подготовительными комиссиями, что было самоутверждением епископов перед лицом римской курии. Папа был счастлив. За несколько часов Мануэль Ларраин и Эльдер Камара составили списки латиноамериканских епископов, которые могли бы войти в комиссии, а его друзья со всего мира сделали то же для других континентов. С самого начала было ясно, что Собор будет непрерывной битвой против римской курии. У папы не было сил с ней бороться. До нынешнего дня папы - узники курии, которая должна была бы зависеть от них.

Соборное большинство, увлеченное за собой передовой группой, не хотело разрыва с прошлым и поэтому всегда выслушивало консервативное меньшинство, представлявшее интересы курии и отождествлявшее себя с ней. Из-за этого многие документы Собора получились двусмысленными, потому что после реформистского абзаца шел консервативный, утверждавший прямо противоположное.

Соборное меньшинство и курия так и не обратились. До сих пор они противятся Второму Ватиканскому собору, а аргументы находят в самих консервативных соборных документах. Когда Иоанн Павел II  цитировал тексты Собора, он выбирал самые консервативные, как будто других не существовало. Например, в конституции Lumen Gentium основное - понятие и место народа Божьего в Церкви. Однако, как только речь заходит об иерархии, народ Божий исчезает и всё идет по-прежнему. А в 1985 году с подачи кардинала Ратцингера народ Божий был вообще исключен из ватиканского словаря. С тех пор ни один официальный документ не говорит о народе Божьем.

Ныне реформы Второго Ватиканского собора кажутся нам весьма робкими и недостаточными. Вот что осталось от собора и может быть основой будущих необходимых реформ:

- возвращение к Библии как основе церковной жизни поверх всех позднейших доктринальных наслоений;

- утверждение народа Божьего как активного участника церковной жизни и в свидетельстве веры, и в организации общины, с юридическим определением его прав и возможностей в случае давления со стороны властей;

- утверждение Церкви бедняков;

- утверждение Церкви как служащей миру без стремления к власти;

- утверждение экуменизма, тесного общения между христианскими церквами;

- утверждение встречи всех религий и нерелигиозного мышления;

- литургическая реформа, вводящая символы и слова, понятные для современных людей.

Источник


реформа, ратцингер, собор, войтыла, 1 христианство, иоанн 23, католики, папа

Previous post Next post
Up