Хорошая статья Милова. Все выделения в ней мои, то, что я считаю особенно важным.
Тут только нкоторые аспекты.
О некоторых других (внести размежевание между оппозицией и церковью; дискредитировать Церковь как таковую и т.д.) я тоже писал у себя.
Найти всякий может при желании.
Владимир Милов
Идеальная провокация
Бурная дискуссия вокруг дела Pussy Riot успела обрасти изрядным количеством мифов, которые активно тиражируют многие из не разобравшихся как следует в этом деле комментаторов. Эти мифы пора развеять - иначе правильное отношение к происходящему сформулировать так и не удастся.
Первый миф об этом деле связан с тем, что осужденные девушки якобы пали жертвой агрессивного наступления православной церкви на общество. О православии - отдельный разговор, но факты - упрямая вещь: роль церкви в деле Pussy Riot была и остается минимальной. Арест, обвинение, судебный приговор - все это дело рук той самой репрессивной государственной машины, которая включается и действует в нашей стране по абсолютно любому поводу в зависимости от целесообразности текущего момента.
Сегодня эта машина может притвориться ревностной хранительницей православной церкви, а пару лет назад она же возбудила уголовное дело по печально известной "экстремистской" 282-й статье Уголовного кодекса против депутата Законодательного собрания Владимирской области Игоря Артемова за "пропаганду религиозной исключительности православия". В качестве уголовного преступления Артемову инкриминируются такие высказывания, как "православная вера истинна" и "единственный путь спасения - жизнь во Христе". Артёмов, преследуемый за эти слова, вынужден скрываться от следствия и находится в розыске.
Наличие такого открытого уголовного дела - причем не против кого-нибудь, а против депутата регионального парламента - вовсе не свидетельствует о том, что Россия сползает в пучину теократического православного государства. Если бы хоть кто-то из комментаторов дал себе труд сопоставить эти два дела, то он пришел бы к выводу, что проблема не в православии, а в репрессивном государстве, которому все равно, по каким мотивам преследовать своих оппонентов.
Но многие представители нашей "прогрессивной общественности" не привыкли думать, а Игорь Артемов - махровый националист. Таких очень не любят ни российская "прогрессивная общественность", ни мировые рок-звезды. Поэтому об Артемове никто ничего не знает, а заголовками о деле Pussy Riot пестрит вся мировая пресса. Но, как бы то ни было, наличие дела Артемова очевидно опровергает тезис о том, что российская государственная машина якобы полностью поставлена сегодня на службу интересов православной церкви и занята"инквизицией". Есть и обратные примеры.
Вторая проблема - попытка наиболее агрессивных комментаторов возложить на православных и РПЦ коллективную ответственность за преследование Pussy Riot. К православной церкви может быть много претензий - еще раз подчеркну, что это тема для отдельного подробного разговора. Но философия коллективной ответственности не имеет ничего общего с европейскими и либеральными ценностями, которые формально пропагандируют многие, обрушивающиеся сегодня с помоями на православие. Это - дремучая азиатская философия, какими бы передовыми светочами либеральной мысли ни пытались выставить себя те, кто продвигает идею"все православные ответственны за преследование Pussy Riot".
Третья проблема - наличие во всем этом деле очевидного двойного дна. Историю первого проявления Надежды Толоконниковой и ее мужа Петра Верзилова в московской политике трудно забыть - на знаменитом"Марше несогласных" 14 апреля 2007 года они
призывали демонстрантов нападать на ОМОН, а когда участники"Марша" неоднократно задерживали их и сдавали в милицию, милиция отказывалась их арестовывать - за провокаторами ходили люди в штатском, требовавшие их отпустить. Муж Толоконниковой Верзилов не особенно комментирует ни широко циркулирующую в оппозиционной среде информацию о своих регулярных неформальных встречах с представителями"центра Э" (центра МВД по"борьбе с экстремизмом"), ни содержание этих бесед. В разгар процесса общедоступными стали данные о том, что у Верзилова имеется канадский паспорт (а у Толоконниковой - вид на жительство в этой стране), а товарный знак "Pussy Riot" был недавно зарегистрирован для коммерческого использования - на фоне поднятой шумихи мирового масштаба это сулит неплохие дивиденды. Все это сильно меняет угол зрения на случившуюся историю.
Осужденные девушки и их поклонники любят сравнивать себя с Иисусом Христом. Но как-то трудно представить себе Иисуса, который, перед тем как выгнать торговцев из храма, патентует эксклюзивные коммерческие права на торговую марку"Jesus Christ".
Подозреваю, что, если бы Полу Маккартни, Мадонне и Стингу положили на стол небольшую записочку с изложением всех этих обстоятельств, вполне возможно, что у них появились бы некоторые уточняющие вопросы к Nadya, Katya & Masha.
Не хотелось бы спекулировать на тему того, кто и зачем организовал эту историю с плясками в храме и продолжает ее раздувать. Эта"идеальная провокация" уже состоялась и внесла огромный вклад в отвлечение оппозиционно настроенных граждан от серьезной политической борьбы за демократизацию страны на преследование каких-то не связанных ложных целей.
Раскрутка этих ложных целей продолжается - и несет прямые выгоды государственной власти. Массовому избирателю очень трудно объяснить, что Pussy Riot"хорошие" - и вовсе не потому, что он"темное одурманенное православием быдло", как визжат многие комментаторы. А потому что, во-первых, у массового избирателя очень мало информации обо всей этой истории - что он знает о ней, кроме того, что какие-то девушки зашли в храм и устроили там что-то непотребное? И что в этом кратком описании ситуации может вызвать у обычного человека симпатии? А во-вторых, больше информации не обязательно значит больше симпатий к Pussy Riot - чем больше об этой истории начинаешь узнавать, тем больше появляется вопросов к организаторам акции в храме(см. выше). Объяснить широкому российскому избирателю поступок девушек с положительной стороны практически невозможно.
Власти все это чрезвычайно выгодно. Пропасть между обществом и той частью оппозиции, которая поддерживает Pussy Riot, растет. Оппозиция отвлекает огромную часть своей энергии на борьбу с фантомами вместо Путина.
На оппозиционеров надолго ложится клеймо"пособников осквернителей храмов" - и не надо тут пускаться в рассуждения, хорошо православие или плохо, можно плясать на амвоне или нет, дело вовсе не в этом. Дело в том, что действие девушек несет в себе очевидный негативный оттенок безотносительно чьих-то позиций по поводу православия, храмов и РПЦ. Когда один поп-певец недавно у стен крематория спел, тоже был негативный резонанс, несмотря на то что про Путина он ничего плохого не говорил.
Поэтому любая политическая солидаризация с Pussy Riot - дело крайне рискованное и вредное. В последние дни у меня была масса дискуссий с агрессивными поклонниками девушек в стиле известного диалога профессора Преображенского с заведующей культотделом дома из булгаковского"Собачьего сердца":
"- Вы не сочувствуете детям Германии?
- Сочувствую.
- Жалеете по полтиннику?
- Нет.
- Так почему же?
- Не хочу".
Так вот, жалко, да, но за поддержкой идите к юристам.
Как правильно поступить в отношении девушек из Pussy Riot? Во-первых, немедленно отпустить. Во-вторых, среди появившихся у них многочисленных поклонников наверняка найдутся те, кто поможет им добиться от властей компенсации за неправомерное содержание в тюрьме в течение нескольких месяцев (для содержания Pussy Riot за решеткой нет и не было ни малейших оснований). В-третьих, немедленно прекратить политически солидаризироваться с ними.
Эта история должна быть переведена из политической в юридико-техническую плоскость - у нас в России десятки тысяч неправосудно осужденных. Есть те, кто профессионально этим занимается.
Но из политической повестки оппозиции историю с Pussy Riot нужно изъять - и чем скорее, тем лучше.
http://www.gazeta.ru/column/milov/4731417.shtml