Антирелигиозный парад в СССР
Очень интересная
статья: Протоиерей Георгий Эдельштейн
Возрождение Русской Православной Церкви под сенью свастики, серпа и молота.
Фрагмент из нового издания "Записок сельского священника".
Передо мной на столе высокая стопка книг по истории Русской Православной Церкви ХХ века. Все книги написаны солидными исследователями, чья научная репутация, насколько мне известно, не вызывает сомнения. Во всех книгах рассказывается о возрождении религии и Русской Православной Церкви на территории Союза Советских Социалистических Республик при Гитлере и Сталине.
Читаю монографию чрезвычайно интересного автора профессора М.В. Шкаровского "Крест и свастика". Глава III озаглавлена: "Религиозное возрождение на оккупированной территории СССР". Второй раздел главы называется "Церковное возрождение в русских областях прифронтовой полосы". В работе того же профессора "Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве" есть аналогичный раздел: "Религиозное возрождение на оккупированной территории СССР".
Вряд ли кто-то заподозрит уважаемого автора в симпатии к национал-социализму или большевизму, к Сталину или Гитлеру. "Возрождение" - потому, что все так говорят, так все пишут, так принято в академических кругах. Открыли где-то несколько храмов - ура! Виват! Возрождение! Но этот и подобные термины позволяют грубо фальсифицировать историю Русской Православной Церкви и Её современное состояние. Однако проблема подлинного и мнимого возрождения Церкви не очень волнует академические круги. Как, впрочем, и вопрос: "Что есть Церковь?". Но это отнюдь не академическая проблема.
М.В. Шкаровский, ведущий научный сотрудник Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, приводит в своих книгах десятки документов, неоспоримо свидетельствующих
о подлинном отношении Гитлера и его ближайших сотрудников по Национал-социалистической германской рабочей партии (НСДАП) к христианству, к Церкви, к священнослужителям.
"13 декабря 1941 года Гитлер говорил: "Война идёт к концу. Последняя великая задача нашей эпохи заключается в том, чтобы решить проблему Церкви. Только тогда германская нация может быть совершенно спокойна за своё будущее… В юности я признавал лишь одно средство - динамит. Лишь позднее я понял: в этом деле нельзя ломать через колено. Нужно подождать, пока Церковь сгниёт до конца, подобно заражённому гангреной органу… У меня шесть дивизий СС, ни один из этих солдат не ходит в церковь, и тем не менее, они со спокойной душой идут на смерть. Христос был арийцем, но Павел использовал его учение для того, чтобы мобилизовать преступные элементы и заложить фундамент псевдобольшевизма"[1].
"26 января 1943 г. фюрер в своей ставке говорил:
"Римское государство было уничтожено христианством; так называемая религия Павла революционизировала рабов и римское недочеловечество… Римские деятели культуры, римское государство создавали прекрасные произведения искусства, а так называемые произведения искусства, созданные христианами тех лет и сохранившиеся в катакомбах, несли большевистско-футуристические черты. Вся величина противоположности между язычеством и христианством проявляется в гигиене, которую оба имели: мы даже сегодня удивляемся римским водопроводам и баням! Христианство, напротив, подавляло всякую природно-необходимую гигиену; существовал один святой, который жил в собственных испражнениях… Как выглядел бы мир, если бы христианство не пришло и научные исследования не остановились бы на 1500 лет! В каком размере христианство уничтожило языческую культуру, мы едва ли можем сегодня представить. <…> Античность была куда лучше нынешних времен, поскольку не знала ни Христа, ни сифилиса… По своему происхождению эта религия - еврейская, вынуждающая людей гнуть спину по звуку церковного колокола и ползти к кресту чуждого Бога" [2].
Звериная ненависть Гитлера ко всему, связанному с христианством, поражает автора.
Других исследователей поражает звериная ненависть к христианству Ленина и Сталина; точнее бы сказать не звериная, а сатанинская. Биология не знает таких видов, здесь действуют силы инфернальные.
"Только в 1937 г. было закрыто более 8 тысяч церквей, ликвидировано 70 епархий и викариатств, расстреляно около 60 архиереев. <…> Наиболее точными представляются подсчёты Комиссии по реабилитации Московской патриархии - 350 тыс. репрессированы за веру к 1941 г. (в том числе не менее 140 тыс. священнослужителей). Из них 150 тыс. было арестовано в 1937 г. (80 тыс. расстреляно)". [3]
Итак, глубочайшая не то звериная, не то сатанинская злоба и ненависть всех поражает. Зверь рушит храмы, расстреливает священнослужителей, монахов, лаиков (мирян, верных) десятками тысяч, и сей же чудный зверь через два года возрождает Церковь?
Впрочем, академическое понимание термина позволяет профессору М.В.Шкаровскому и в сегодняшнем посткоммунистическом государстве разглядеть "возрождение" Церкви: ведь храмы опять открываются. "Предлагаемая читателю работа, - пишет автор во Введении, - посвящена малоизученной, но актуальной, в силу возрождения Церкви в России, теме". [4]
Сколько же было у Русской Православной Церкви в ХХ веке этих "возрождений"? Читая стопку книг, я насчитал полдюжины:
1. В 1941-42 годах возрождение под сенью свастики трудами фюрера и офицеров Вермахта.
2. В сентябре 1943 года под сенью серпа и молота, когда Сталин принял в Кремле трех митрополитов, а через четыре дня, 8 сентября, один из них, Сергий (Страгородский), был "избран" Патриархом.
3. 2 февраля 1945 года, когда второй из тех же трёх митрополитов, Алексий (Симанский), был "избран" Патриархом.
4. Вскоре после Покрова (1/14 октября) 1964 года, когда Пленум ЦК КПСС сместил "волюнтариста" Хрущёва. Как и предыдущие возрождения - под сенью серпа и молота.
5. В 1988 году, после того, как М.С. Горбачёв принял в Кремле Патриарха Пимена и постоянных членов Священного Синода, и Православная Церковь отпраздновала 1000-летие Крещения Руси. По словам историков и наших иерархов, Церковь обрела подлинную независимость и воскресла.
6. В 1990 году в июне после интронизации Патриарха Алексия Второго (Ридигера). Так как новый Патриарх потребовал восстановить в СССР "ленинские принципы отношения к религии", надо полагать, что шестое возрождение также прошло под серпом и молотом.
Итак, под серпом и молотом, как видим, возрождений значительно больше. Но зато у свастики инициатива: не будь того первого возрождения, кто знает, может быть не было бы и последующих.
Сейчас серп и молот, как государственные символы, упразднены, но пятиконечные звёзды всё ещё горят на башнях Московского Кремля. С детства помню, что это всё ценности из одной корзины:
Крепни, советская наша Держава,
Звезды, сияйте на башнях Кремля!
Ленину - слава! Сталину - слава!
Слава стране Октября!
В нынешнем году избрали нового Патриарха, чрезвычайно, говорят, активного, деятельного, энергичного. У него многолетняя репутация "прогрессиста и либерала". Значит, неизбежно грядет ещё одно - седьмое - "возрождение". Или уже наступило в день интронизации?
М.В. Шкаровский - секулярный историк, и хотя много лет он занимается новейшей историей Русской Православной Церкви, всё же догматика и каноника не входят в круг его научных интересов.
Но вот статья профессора протоиерея Георгия Митрофанова "Церковное возрождение в контексте военного конфликта двух тоталитарных режимов" в книге "Трагедия России. "Запретные" темы истории ХХ века в церковной проповеди и публицистике". В аннотации к книге говорится, что главной темой размышлений протоиерея Георгия Митрофанова является всё более усиливающееся историческое беспамятство современного российского общества. Мне кажется, только историческое беспамятство, граничащее с кощунством, позволяет человеку сопрягать понятия "Адольф Гитлер" и "возрождение религии", "Иосиф Сталин" и "возрождение Церкви".
По мнению известного исследователя советского периода истории Русской Православной Церкви М.И.Одинцова, очередное возрождение началось в ночь с 4 на 5 сентября 1943 г. и не зачахло, а продолжалось до смерти Сталина. "При всей непоследовательности и противоречивости церковной политики Сталина можно отметить, что договоренности, достигнутые в сентябре 1943 г., выдерживались обеими сторонами всё последующее десятилетие, позволяя считать этот период временем "религиозного возрождения" в России". [5] Святейший Патриарх Алексий Второй писал ещё красивее: "Русская Православная Церковь торжествовала своё воскресение в 1945 году". [6] "Воскресение" 1945 г. за пределами полемики, но и возрождение крайне сомнительно, и стабильность сталинской церковной политики весьма спорно, если внимательно изучить и сравнить первую и вторую половину этого десятилетия (1943-1952). Объяснение статистических данных и мотивов может быть самым разным, но цифры и факты неопровержимы. После провала попытки сотворения "православного Ватикана" в июле 1948 г., ни о "возрождении", ни, тем более, о "воскресении" не говорил никто.
Отлично понимаю, что найти адекватную замену слову "возрождение" в контексте подобных исследований сложно. Но и кощунствовать, повторять басни коммунистического агитпропа нельзя. Слова "возрождение", "воскресение" к очень и очень многому обязывают употребляющего их православного христианина. Возрождение не может быть бабочкой-однодневкой. Воскресение и возрождение ведут к глубинным изменениям в жизни.
Никакого церковного возрождения в 1941, 1942, в сентябре 1943 года в Русской Православной Церкви не было и принципиально быть не могло. Церковь не могла праздновать своё воскресение в феврале 1945 года, это время Её дальнейшего закабаления и подавления тоталитарным коммунистическим режимом. Христианство и коммунизм понятия несовместные, об этом 80 лет назад сказали в своём Обращении соловецкие епископы-исповедники:
"Было бы неправдой, не отвечающей достоинству Церкви и притом бесцельной и ни для кого не убедительной, если бы они (подписавшие Обращение - прим. автора) стали утверждать, что между Православной Церковью и государственной властью советских республик нет никаких расхождений. <…> Это расхождение лежит в непримиримости религиозного учения Церкви с материализмом, официальной философией коммунистической партии и руководимого ею Правительства советских республик". [7]
Об этом же много раз писал замечательный русский мыслитель Иван Александрович Ильин. Большевики сотворили из Русской Православной Церкви ширму, скрывающую лютую снежную тюрьму по имени СССР. Растолковывать, разъяснять или как-то комментировать соловецкое Послание или статьи И. Ильина нет никакой нужды: двусмысленного истолкования они не допускают. Обновленцы, сергианцы и прочие прислужники коммунистов могут и сегодня, если прикажет партия, велеречиво разглагольствовать о единстве целей христианства и коммунизма, как это делали все льстецы и подхалимы от красных попов в 20-е годы до митрополита Питирима (Нечаева) в годы уже 80-е.
"Социалистическая система никогда - я подчёркиваю - никогда - не преследовала Церковь или любые другие верования. В то же время, преследованиям подвергались отдельные члены религиозных организаций, которые вели подрывную деятельность, направленную против молодой Советской Республики. <…> Коммунистическая Партия - атеистическая организация. Она борется за улучшение благосостояния народа. Мы, в свою очередь, помогаем людям, совершая свою духовную миссию. Мы не враги. Напротив, у Партии и Церкви много общих целей. Конечно, мы не можем вмешиваться в дела Коммунистической Партии. Также и партия не вмешивается в дела Церкви. Очень хорошо, что два значительных социальных института - Государство и Церковь - сосуществуют в мире и сотрудничают по многим вопросам в интересах общего социалистического государства". [8] Есть проблемы, полемизировать по которым нет смысла. Митрополит Питирим затронул одну из них.
По каким-то соображениям, политическим, военным, пропагандистским, Сталин и Гитлер временно не препятствовали желанию людей возобновить богослужение в закрытых безбожниками, разграбленных и поруганных храмах, или даже способствовали восстановлению какого-то числа осквернённых зданий православных церквей на подвластной им территории. Гитлер - значительно большего количества, Сталин - меньшего. Но сознательно и целенаправленно использовать такой факт вне контекста для широкомасштабной картины возрождения Церкви могло лишь агентство доктора Геббельса, коммунистический агитпроп да иерочекисты. Церковным историкам с ними не по пути.
Ленин, Гитлер, Сталин одинаково принципиально отвергали Христа и Его Церковь.
В данном вопросе все трое были членами одной партии, единомышленниками, близнецами-братьями.
Религия была для всех троих "невыносимой мерзостью", "гнусным труположством".
Сам по себе тот факт, что Сталину удалось закрыть больше церквей и расстрелять больше священнослужителей, чем Ленину и Гитлеру вместе взятым, не доказывает ещё ничего. Ленин тоже инструктировал свой ЦК в 1922 году: чем больше удастся уничтожить попов, воспользовавшись таким-то поводом, тем лучше.
Cталину удалось, Гитлеру времени не хватило - всех бы до единого в Дахау отправил. "Всего за годы войны было рассмотрено около 9 тыс. дел по обвинениям католиков в антигосударственной деятельности и после вынесения приговоров казнено и замучено около 4 тыс. человек. Причём в это число не входило ещё несколько тысяч членов ордена иезуитов. Только в концлагерь Дахау было заключено 2720 священников, из них 22 православных". [9]
Конечная цель у всех трёх была одна: земной шар необходимо очистить от нечисти.
Они могли временно терпеть Церковь, как несколько лет терпели ненавистный большевикам нэп, могли в какие-то критические моменты разрабатывать "новую религиозную политику", но это всегда был очередной тактический приём для выполнения стратегической задачи: окончательного решения религиозного вопроса, очищения грядущего светлого общества от "средневековой плесени", уничтожения христианства и любой религии "до основанья".
Необходимо учитывать, что ни национал-социализм, ни коммунизм никогда не были чисто политическими кабинетными теориями. Оба движения изредка эксплицитно, чаще имплицитно, вполголоса, среди "наших", включали в своё "учение", как органическую неотъемлемую часть, грандиозную эсхатологическую программу. Утопия немыслима без эсхатологии.
Наступает тысячелетнее царство, предсказанное пророками коммунизма (нацизма). Нынешнее поколение людей узрит Новое небо и Новую землю, "мы наш, мы новый мир построим". Неотвратимо грядет последняя стадия развития человеческого общества. С того памятного дня, когда труд превратил обезьяну в человека, существовавшие формации по мере развития производительных сил сменяли друг друга. На смену первобытно-общинному строю пришёл строй рабовладельческий, это было прогрессивное развитие. На новом базисе возникли новые производственные отношения. Рабовладельческий строй сменился феодальным. На смену феодальному пришёл капиталистический, строй во всех отношениях подлый, но по сравнению с феодальным - прогрессивный. В недрах капитализма зарождается, зреет и крепнет его могильщик - пролетариат. Он неизбежно
Свергнет могучей рукою
Гнёт вековой навсегда
И утвердит над землёю
Красное знамя труда.
На всём земном шаре восторжествует коммунизм, бесклассовое общество - навсегда. Полтора века назад для выполнения грандиозной задачи "Коммунистический манифест" Маркса-Энгельса призвал: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" Призрак коммунизма бродил, наводя ужас, по всей Европе. Совсем недавно, лет тридцать назад, со стен домов, с трибун стадионов, с почтовых конвертов нам угрожали: "Коммунизм неизбежен!" Коммунисты построят на Земле рай. Остановись, мгновенье, ты прекрасно! Не мгновенье - эпоха, не эпоха - вся история всей планеты, остановись!
Отбросивши сказки о чуде,
Отняв у богов небеса,
Простые советские люди
Повсюду творят чудеса.
…И смотрит с улыбкою Сталин -
Советский простой человек.
О роли эсхатологического и националистического аспектов в религиозной политике Сталина не пишет почему-то ни слова только автор учебника по истории Русской Православной Церкви ХХ века профессор протоиерей Владислав Цыпин. Секулярные исследователи уделяют этим аспектам основное внимание.
"Руководителей Третьего рейха очень привлекал опыт антицерковных гонений в СССР. В директивах Гейдриха, Олендорфа и других видных нацистских чиновников летом - осенью 1941 г. содержались указания тщательно сберегать и вывозить в Германию для изучения материалы антирелигиозных музеев и документы Союза воинствующих безбожников. Однако всё это было нужно лишь в качестве подсобного материала для первого этапа наступления на Церковь. В Третьем рейхе планировали пойти и уже пошли значительно дальше, приступив к созданию своего религиозного учения".[10]
Национал-социалисты и коммунисты шли к одной общей цели, и методы были во многом аналогичны. Они заимствовали опыт друг у друга, опыт организации концлагерей, опыт уничтожения заложников, опыт борьбы с "религиозным дурманом". Застрельщиком воинствующего безбожия в СССР был Союз коммунистической молодёжи, "молодая гвардия рабочих и крестьян". Им принадлежит будущее, им всё ясно и понятно:
Штыками и картечью
Проложим путь себе!
Что с попом, что с кулаком
Вся беседа -
В брюхо толстое штыком
Мироеда!
Отдел политпропа при ЦК РКСМ (Рабоче-крестьянский союз молодёжи) организовал в 1923 году специальную Центральную комиссию по проведению "Комсомольской пасхи". Юные ленинцы, будущее страны, устраивали кощунственные "крестные ходы", гнусно богохульствовали, глумились над христианскими святынями. Реквизит для своего сатанинского карнавала они "изымали", "конфисковывали", попросту - воровали в храмах. Надругательство над символами христианства носило целенаправленный, ритуальный характер. Все важнейшие события в жизни человека - рождение, совершеннолетие, брак, смерть, погребение - всё следовало "освятить" под красным флагом, звездой, серпом и молотом.
Помню, лет сорок назад мне пришлось хоронить в Черновцах очень близкого мне исключительно доброго хорошего человека. Ни в каких партиях он никогда не состоял, не участвовал, не привлекался. Катафалк довёз гроб до кладбищенских ворот. Стоп. Ворота заперты. "Въезд транспорта запрещён". По ту сторону ограды, у здания администрации стоят 8-10 больших четырёхколёсных тележек, их сковывает ржавая цепь, а на цепи висит амбарный замок. От входа на кладбище до могилы метров семьсот. Тележка выдаётся только "гражданам, заказавшим гражданскую панихиду в полном объёме". Я согласен оплатить всё по прейскуранту, но дайте только тележку, остальное оставьте себе! Не, так не положено, гроб непременно нужно здесь же, у входа, покрыть красной тряпкой - не волнуйтесь, у могилы перед опусканием снимем - и выслушать 15-минутную ахинею у гроба родного тебе человека.
Без тряпки и ахинеи тележку не предоставляют.
Человек в гробу был маленький, худенький. Подняли вчетвером на плечи и донесли. А если бы десять пудов? Не избежать бы коммунистического надругательства над покойником. Кто бы ни лежал в гробу - профессор Венского университета (до 1918 г. Черновцы были частью Австро-Венгрии), майор КГБ, раввин или греко-католический епископ, - ритуал один, тряпка одна и надгробная речь по одному шаблону, утверждённому в горкоме КПСС.
Аналогично застрельщиком строительства нового мирового порядка Третьего рейха была организация "Гитлерюгенд".
Особое внимание в её рядах, как и в комсомоле, уделялось антицерковному воспитанию. "Мы - бодрая гитлеровская молодёжь, и христианские добродетели нам не нужны, потому что наш вождь Адольф Гитлер всегда за нас предстательствует. Никакой зловредный поп не в силах нам помешать чувствовать себя детьми Гитлера. Мы идём не за Христом, а за Хорстом Весселем; долой кадило и святую водичку!" [11]
"Подлинный коммунист", "подлинный национал-социалист" обязан ненавидеть Христа и Его Церковь. От чувства этой ненависти члена партии не спасёт никакой "либерализм", никакой "плюрализм", никакая фразеология о "человеческом лице", о "правах человека". Получив власть в компартии и в стране, самый главный коммунистический либерал Н.С. Хрущёв постарался в полном объёме возродить (вот здесь, думаю, термин "возрождение" вполне уместен) ленинские принципы отношения к религии. Опять постановления ЦК КПСС, опять насильственное закрытие церквей "по просьбе трудящихся масс", опять табуны лекторов-атеистов по всему СССР на фоне демагогии о свободе совести.
Расхождения между христианством с одной стороны и коммунизмом и национал-социализмом с другой носят не локальный и не временный, а вечный и неизменный характер. Албанский, китайский, корейский, камбоджийский коммунизм одинаково несовместимы с христианством. Баркашов почти дословно повторяет Гитлера, пытаясь "доказать" арийское происхождение Иисуса Христа.
16 октября нынешнего года мне довелось три часа беседовать у нас в Костроме с группой молодых людей, именующих себя "ищущими" веру и истину. Главное препятствие на пути их поисков - Библия, Священное Писание Ветхого и Нового Завета, главный поводырь - Емельянов. Три часа поношения Библии, которую, де, необходимо незамедлительно запретить, ибо она призывает к экстремизму. Три часа почти дословных цитат из Гитлера, Гейдриха, Бормана, Розенберга. Но они, разумеется, не экстремисты, их запрещать не за что. Главное - кровь, что течёт в наших жилах. Славяне uberalles. Повторяли, как символ веры: "Мы - гипербореи. Христианство - основное препятствие на пути арийцев".
Несколько раз в Москве на улицах, в метро, на вокзале подходили ко мне молодые люди: "Это кто у вас на груди болтается, зачем вы этого еврея носите, он не только у вас, у всего нашего народа на шее висит. Его соплеменники распустили две тысячи лет назад слух о Его чудесном воскресении, а нам, венедам, приходится теперь расхлёбывать. Если бы этот сын еврейки, князь Владимир, не загнал бы наших предков в Днепр и не заставил бы принять христианство, если бы мы остались верны нашим древним богам, мы не плелись бы в хвосте у Европы, мы бы давно покорили весь мир". (Ничего не напоминает? А ведь этот хлыщ - Познер - всю жизнь был членом Коммунистической партии, работал для приближения Мировой революции - tapirr)
Дело не в Ленине, не в Гитлере, не в Сталине. Если человек исповедует национал-социализм или коммунизм, только труп христианства для него хорошо пахнет, только взорванные храмы и горящие иконы радуют его глаз. Христианство для него вредоноснее всякого порока на Земле. Всякое возрождение христианства ослабляет руки, вносит путаницу в единственно верное учение, зарождает в сердце жалость к врагу. Христианству - нет! Христианству - бой!
Продолжение следует