Вот такие фотографии босых женщин в нижнем белье у Кремля (это спортивная одежда, видимо) и приводят к мысли о том, что малоизученная. Видится мне тайна глубокая в этом времени, марионеточном с одной стороны и полном жизни и естественных ее проявлений с другой,в сочетании. По Художнику - мне так кацца, что оный видит своим художьим глазом во всем происходящем "божий промысел" (не в религиозном контексте, нет, а в степени естественности хода событий). И постреволюционное время настолько против этого хода, настолько на сломе, на патологии (?), что даже очень видящий художник может поймать лишь кусочки и обломки того, что происходит. Ну что сопротивлялось взгляду Клода Лоррена или Саврасова, да того же социально устреленного Перова? А тут попробуй, напиши социалистическую женщину. Когнитивный диссонас, да и только.
скромное обаяние тоталитаризма. ИМХО, тот вариант, который эта компания комфутов продвигала и пестовала - на порядок жутче и бесчеловечнее того мещанского тёпленького, который установили Сталин энд Ко. Родченко сейчас "жертвой" пытаются представить. Впрочем, и Тухачевского тоже.
Вы знаете, так-то оно так, но... Советский (равно как и германский) тоталитаризм на первом этапе нуждался в энергетике, носителями которой были гении авангарда - и Родченко, и Маяковский... Энергетика действительно была невероятная - на фотографиях Родченко это видно в экспрессии теней, лестниц, высоты. Высота, кстати, у него необыкновенная - кажется, что сам фотограф летит вниз или взмывает вверх со своей камерой. Но эта энергетика художника была нужна советской власти только до определённого этапа, заь которым выше и энергичней вождя уже никому быть не дозволялось. И власть абортировала авангардистов. Футуризм также был заклеймён. Понятие "формализм" стало ругательным. И Родченко, и Маяковский к концу 20-х годов, привыкшие уже к культу собственных личностей, вдруг очутились в вакууме - заказа от власти уже нет, экспрессия и энергетика никому не нужны... Всё. Конец.
Очень интересная статья, спасибо! Понимание советской культуры как "сущностной", к тому же которой присуще "индивидуализированное отступление от стандартов" - это действительно необычный подход.
Comments 13
(The comment has been removed)
Reply
Reply
А кстати, почему "сопротивляющееся взгляду художника"?
Reply
По Художнику - мне так кацца, что оный видит своим художьим глазом во всем происходящем "божий промысел" (не в религиозном контексте, нет, а в степени естественности хода событий). И постреволюционное время настолько против этого хода, настолько на сломе, на патологии (?), что даже очень видящий художник может поймать лишь кусочки и обломки того, что происходит. Ну что сопротивлялось взгляду Клода Лоррена или Саврасова, да того же социально устреленного Перова? А тут попробуй, напиши социалистическую женщину. Когнитивный диссонас, да и только.
Reply
Reply
ИМХО, тот вариант, который эта компания комфутов продвигала и пестовала - на порядок жутче и бесчеловечнее того мещанского тёпленького, который установили Сталин энд Ко.
Родченко сейчас "жертвой" пытаются представить.
Впрочем, и Тухачевского тоже.
Reply
Но это как с Лёней :) Рифеншталь: преступность не исключает гениальности.
Reply
Советский (равно как и германский) тоталитаризм на первом этапе нуждался в энергетике, носителями которой были гении авангарда - и Родченко, и Маяковский... Энергетика действительно была невероятная - на фотографиях Родченко это видно в экспрессии теней, лестниц, высоты. Высота, кстати, у него необыкновенная - кажется, что сам фотограф летит вниз или взмывает вверх со своей камерой.
Но эта энергетика художника была нужна советской власти только до определённого этапа, заь которым выше и энергичней вождя уже никому быть не дозволялось. И власть абортировала авангардистов. Футуризм также был заклеймён. Понятие "формализм" стало ругательным. И Родченко, и Маяковский к концу 20-х годов, привыкшие уже к культу собственных личностей, вдруг очутились в вакууме - заказа от власти уже нет, экспрессия и энергетика никому не нужны... Всё. Конец.
Reply
В сущности, конец авангардизма был обусловлен одним фапктором - личными эст. вкусами т.Сталина.
Reply
Reply
Leave a comment