Томас Мертон. Икона работы
брата Роберта Ленца (см. много его икон) Larissa
vinarova сделала перевод этого стихотворения Т.Мертона:
ВСТРЕЧА ВО ТЬМЕ
О ночь восхищения, пенье небесного хора,
ночь великой осанны,
и мрак торжества!
О бесстрашный таинственный Гость,
сокрушивший немые гробницы,
вскрывший смерти засовы
в эту ночь предначертанной встречи!
Тишина, что пьяна от отваги --
-- ни звука оружия!
Тишина, твоё чудо немое
разрешает от уз
плоти, взявшей нас в плен -
подари нам свое красноречье!
Осторожная тьма, пустота,
что любого врага побеждает;
и смысла лишает тревоги...
Отчего мы все медлим
у порога неистовой силы,
над твоим беспредельным покоем,
и все ищем ответа на этот нежданный вопрос?
Тишина, что полна восклицаний!
Это -- время атаки!
И глаза открываются шире, чем выразит слово «понять»...
О тьма вИденья, о лучезарная ночь,
что отвергла границы!
Тишина, время осуществления...
Наши чувства и страсти повержены:
Сущее - наш Победитель!
Это -- полночь победы,
и рукоплесканье молчания,
тьма немого восторга!
О ночь восхищения, пенье небесного хора,
ночь великой осанны,
и мрак торжества!
О бесстрашный таинственный Гость,
что пришел воскресить нас из мертвых,
вскрывший засовы времени, нашей гробницы,
в эту ночь предначертанной встречи!
+++
Далее она пишет: "Томас Мертон не был великим поэтом. Его литературная одаренность, и немалая, заключалась не в стихах, а в трактатах. (У
Сан Хуана де ла Крус - наоборот). Все же некоторые стихи Мертона мне нравятся. Например, эта вещь, в которой есть и Темная Ночь, и Exultet -- пасхальный гимн…
Строго говоря, сие сообщение является оффтопом, так как Мертон не был кармелитом. Хотел стать, но не сложилось. Впрочем, мало ли кто хотел стать кармелитом, но не сложилось. Я, например :)
Когда Мертона называют современным
Хуаном де ла Крус, это вызывает у меня странную реакцию. Достаточно сравнить их биографии :) Но если бы эти два человека встретились, им бы было о чем поговорить.
Как бы там ни было, Мертон был продолжателем той же самой линии, идущей через все христианское богословие от Псевдо-Дионисия Ареопагита (точнее, вообще от Евангелия от Иоанна), одним из наиболее ярких представителей которой был
святой Хуан де ла Крус… +++++
Краткая хронология жизни Томаса Мертона и ссылки на его труды:
1915, Франция - 31-го января у четы художников - новозеландца Оуэна Мертона и американки Руфи Дженкинс - родился сын Томас.
1916 - семья Мертонов переезжает в США, где Томас более или менее постоянно живет у деда с бабкой в Дугластоне.
1921 - Руфь Дженкинс умирает от рака.
1922 - Томас с отцом уезжает на Бермуды.
1925 - переезжают во Францию.
1926-1932 - Томас учится в лицеях и частных школах Франции и Англии.
1932 - Оуэн Мертон умирает от опухоли мозга.
1933 - Томас путешествует по Италии, проводит лето в США, осенью начинает учиться в Кембридже (французский и итальянский языки и литература).
1934 - по настоянию опекуна и родственников уходит из Кембриджа и переезжает в США.
1935 - поступает в Колумбийский университет.
1938 - заканчивает учебу со степенью бакалавра и поступает в аспирантуру Колумбийского университета. Учится и работает над диссертацией по английской литературе.
1938 - крещен в католичество.
1940-1941 - преподает английский язык и литературу в Колледже святого Бонавентуры.
1941 - поступает послушником в Гефсиманский монастырь католического Ордена траппистов в штате Кентукки. Траппистский орден относится к числу созерцательных: трапписты не занимаются ни педагогической, ни миссионерской, ни социальной деятельностью. Они молятся и трудятся. Кредо траппистов - “активное созерцание”. Монастыри существуют на полном самообеспечении (ежедневная физическая работа обязательна для всех) - трапписты знамениты производством сыров и пива - и отличаются особенно суровым уставом. Быт трапписта, действительно, коммунальный: у монаха нет ничего своего, даже кельи - он спит в большом дормитории вместе с десятками братьев. Траппистов часто называют молчальниками, что в известном смысле верно: хотя траппистские монахи и не дают обета молчания, они имеют право разговаривать только со старшими по иерархии и в особых случаях - с посторонними. Для общения друг с другом выработан язык жестов.
1944 - принимает простые монашеские обеты. Издана первая книга стихов - “Тридцать поэм”.
1947 - принимает постоянные монашеские обеты.
1948 - издана автобиография Мертона, “Семиярусная гора”; успех превосходит все ожидания - книга становится бестселлером.
1949 - Рукоположен в священники. “Семена созерцания”, “Вода Силоэ”.
1951-1955 - Наставник схоластиков (монахов, готовящихся к принятию священнического сана).
1951 - “Восхождение к истине”.
1953 - “Знак Ионы”.
1955 - “Человек - не отдельный остров”.
1955-1965 - Наставник новициев4.
1957 - “Безмолвная жизнь”.
1958 - “Мысли в уединении”.
1960 - “Спорные вопросы”.
1961 - “Новый человек”.
1964 - “Семена разрушения”.
1965 - “Ганди о непротивлении”. “Путь Чжуаня Цзы”.
1965-1968 - получает разрешение на отшельничество: живет на территории монастыря в уединенном доме.
1967 - “Мистики и дзенские наставники”.
1968 - “Монашеский пруд”, “Вера и насилие”, “Дзен и птицы аппетита”.
1968, 10-е декабря - Томас Мертон (в монашестве - отец Луи) погибает в Бангкокской гостинице (удар током от неисправного вентилятора) в Тайланде, куда он приехал для участия в конференции азиатских бенедиктинцев и цистерцианцев.
+++++
Мертон "Нравственное богословие от лукавого" Мертон ""НОЧНОЙ ДОЗОР" эпилог книги “Знак Ионы” О нём и о папе Иоанне Н. Л. Трауберг