Картину, про которую сегодня напишу, я рисовала летом.
"Без названия" 90х145
Начала я ее дождливым августом, когда в Никола-Ленивце проходил фестиваль Архстояние.
Между делом снимала с руки несколько рабочих стадий. Свет каждый раз был разный, ракурс тоже, но в целом удалось получить ощущение движения картины.
Стадии снимать интересно, получается мультик о создании картины, особенно если кадров много, но у этой работы их только 4.
На каждом из этих этапов мне казалось, что можно дальше не рисовать.
Почти все, что я хотела изобразить появлялось в самом начале.
Стадия №1. Недосказанность.
Обычно, чтобы начать большую картину, мне нужно пару пустых дней. Я ждала такого периода, без особых встреч и выездов, изучала тему прозрачности и ускользания формы. Листала фотографии воды и книжку Петра Сонневенда (Piotr Sonnewend) про монохромный рисунок (Monochrom Zeichnen).
Изнутри у меня пульсировали линии, харизматичный штрих и экспрессия цветового пятна и мне была близка водянистая гамма цвета охры с бирюзой, прозрачная, с пятнами бело-голубого цвета.
Пока эта тема занимала меня, нужно было срочно начинать рисовать, потому что неизвестно, что было бы со мной через три дня после поездки на Архстояние. Двух пустых дней я так и не дождалась и решила воспользоваться имеющимися тремя часами, чтобы сделать гуашевый подмалевок и не упустить гамму, которая занимала мое воображение.
Через 3 часа активного махания кистью, я отошла от работы в дальний угол комнаты и поняла, что, в принципе, уже выразила ту идею, которую хотела. Можно было бы и оставить картину как есть, если бы не мысль, что я могу еще немного усилить динамику работы. Плюс, я еще не совсем ушла в абстрактное искусство)) и мне все еще интересно, что будет если последовать за формой. Можно ли совместить экспрессию и интуитивное угадывание с конкретикой, с более точным образом? Где та стадия, на которой и то и другое уживаются вместе и не мешают друг другу - форма не доминирует, а непосредственность остается?
Стадия № 2. Уточнение.
Мне было интересно смогу ли я поймать эту волну цвета, когда вернусь. Мне казалось, что работе не хватает размашистой, пульсирующей линии и местами видимого штриха. На этой стадии добавились лишь активные пастельные пятна, мягкие переходы цвета.
Стадия № 3.
Главной задачей третей стадии было не перегрузить работу статикой. Пастельные штрихи, как упругое движение, добавление экспрессии в брызгах краски и немного растворения - вот с чем удалось поработать.
На третьей стадии мне нравилось то, что получалось в волне. В ней оставалась прозрачность и незаконченность, движение. Я понимала, что осталось совсем немного работы.
Стадия № 4. Финальная
Итог.
Последние штрихи быстро нарисовать не получилось. Около недели я ходила вокруг картины добавляя понемногу то, что мне казалось нужным.
Процесс работы мне всегда нравится гораздо больше, чем все остальное, что происходит с работой и вокруг нее. Самое важное для меня - то состояние, которое испытываешь в процессе рисования и процессе поиска.
Моя оценка картины часто зависит от того насколько мне интересно было над ней работать, что нового она принесла, что заставила пережить и понять.
С волной было работать интересно. Все, что просилось наружу собралось и нарисовалось.